Вы здесь

Музыкальный салон Леонидовых

Музыкальный салон Леонидовых

В Ставрополе на ул. Дзержинского, 87 (до революции она именовалась Александровской) сохранился дом, глядя на который вспоминается высказывание: архитектура - это музыка, застывшая в камне. Здание, радующее глаз своей изысканностью, известно краеведам как музыкальный салон купцов Леонидовых.

«Для того, чтобы процветало искусство, писал К.С.Станиславский, - нужны не только художники, но и меценаты».
Меценаты в России - в основном выходцы из купечества, представители промышленных и торговых династий. Их состояния были нажиты отцами и дедами - в большинстве своем предприимчивыми, смекалистыми русскими мужиками, сумевшими скопить капитал и, выгодно вложив его в дело, приумножить. На смену им пришло новое поколение, среди представителей которого было немало тех, кто использовал семейный капитал для благотворительных целей, для развития культуры и науки, кто стал покровителем искусств.
Были свои меценаты и на Ставрополье. Например, известные местные купцы греческого происхождения - Алафузовы. Это они дали возможность ставропольцам приобщиться к замечательной грани художественной культуры Х1Х века. Частично сохранившаяся коллекция собранных ими произведений сейчас составляет «золотой фонд» Ставропольского краевого музея изобразительных искусств.
Меценатами можно назвать и купеческий род Меснянкиных. Известен выстроенный ими в начале прошлого века торгово-зрелищный центр «Пассаж» (здание под тем же названием сохранилось до наших дней). В нем размещались театр на 600 мест и кинотеатр «Модерн» на 200 зрителей.
Покровительствовали искусству и купцы Леонидовы. Основателем этого купеческого рода можно назвать ставропольского купца 3-й гильдии Якова Леонидова. Имея нажитый на торговле капитал, Яков Леонидов приобретает усадебное место на Николаевском проспекте (ныне пр. К.Маркса), которое простиралось до Александровской улицы.
В 1853 году, отойдя от дел, он разделил свое имение между детьми. Сыновья Александр и Василий приумножили отцовский капитал. Леонидовы занимались галантерейной, бакалейной торговлей. В Ставрополе им принадлежали оптовые склады спирта, зернопродуктов, ряд домовладений.
Выделяется фигура Александра Яковлевича Леонидова. По торговым делам он часто бывал в портовом городе Ейске, где вступил в купеческую гильдию. За вклад в развитие города, благотворительность купцу 1-й гильдии Александру Леонидову было присвоено звание Почетного гражданина г. Ейска.
На месте отцовского дома он выстроил двухэтажное здание, верхний этаж которого, как гласит архивный документ 1858 года, хозяин сдавал под помещение библиотеки и мечети для горских воспитанников располагавшейся рядом Ставропольской губернской гимназии. На нижнем этаже находился магазин бакалеи.
Владение домом по наследству перешло сыну Федору, который устроил на первом этаже галантерейный магазин. Реклама магазина предлагала покупателям столовое серебро лучших торговых домов России и Европы, женские украшения из драгоценных металлов с бриллиантами, изумрудами, бирюзой, жемчужные ожерелья, золотые и серебряные табакерки и сигаретницы, портсигары, часы дамские и мужские - ручные, карманные, вмонтированные в браслеты, хрустальные лампады, иконы в серебряных и золоченых ризах, музыкальные шкатулки в золоте, серебре, слоновой кости, перламутре и другое. На втором этаже теперь размещался ресторан «Астория», где выступали заезжие знаменитые певцы и музыканты. Возможно, тогда и появилась у Федора Александровича идея постройки музыкального салона, о котором пойдет речь ниже.
Сыновья Федора Леонидова Вячеслав и Николай в 1910-е годы вновь перестроили интерьер дома. Специалисты считают, что здесь приложил руку известный на Ставрополье архитектор Г.П. Кусков. По его проектам были выстроены церковь Андрея Первозванного, мусульманская мечеть, и ныне украшающие Ставрополь.
Продолжая галантерейную торговлю, верхнюю часть дома Леонидовы сдавали внаем Обществу взаимного кредита, способствовавшему развитию предпринимательства в городе и всей губернии. Примечательно, что на втором этаже находился сейф, представляющий целую комнату из бронированной стали со сложным дверным замком и сигнализацией. Там, видимо, хранились деньги Общества и драгоценные ювелирные изделия магазина Леонидовых.
Экспроприированный в советские годы особняк не раз менял хозяев. Долгие годы там размещался магазин мясопродуктов, в верхней части - крайком комсомола. В наши дни в нем находятся гастроном и филиал Федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказская академия государственной службы в г. Ставрополе».
А теперь обратимся к дому, который упомянут в начале повествования. В крайгосархиве хранится интересный документ - «Проект на постройку каменного одноэтажного дома на усадебном месте, принадлежащем потомственному Почетному гражданину Федору Александровичу Леонидову, находящемся в городе Ставрополе на Александровской улице под № 32». Проект составлен нахичеванским городским архитектором Дурбаховым. На кальке искусно вычерчен фасад дома, дан его план, разрез и план усадьбы, выходившей с одной стороны на Николаевский проспект, с другой - на ул. Александровскую. Стоит дата - 1899 год. В январе 1900 года проект был утвержден Ставропольской городской управой. Здание возводилось под наблюдением архитектора М.И. Бржезицкого.
Найденный в архиве проект дома Леонидовых опровергает надпись на мемориальной доске Ставропольского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, помещенной на здании, где говорится, что бывший купеческий особняк построен в 1887 году по проекту архитектора А. Прозоровского.
Здание музыкального салона купцов Леонидовых решено в классическом стиле с элементами эклектики и поражает великолепием.
Главный фасад украшают пилястры1, с плоскостями, заполненными лепным орнаментом. Над оконными проемами прямоугольной формы сделаны арочные сандрики2. Над входной дверью и крайним справа по фасаду окном, оформленным полуколоннами, возведены небольшие треугольные фронтоны3 с лепными украшениями. В классической форме выполнен карниз с медальонами также из искусной лепнины. Строение венчает кровля с кольчужными башенками из металлических пластин с некогда золочеными шпилями. Перед главным фасадом - небольшой палисадник с ажурной кованой оградой. Для въезда во двор имеются ворота с арочной перемычкой, декоративное оформление которых первоначально соответствовало оформлению фасада здания.
Открыв массивные дубовые с бронзовыми накладками двери, вошедший оказывается в тамбуре, ступени и пол которого сделаны из белого мрамора с тонко проработанными формами. Потолок выполнен в виде сомкнутого свода, где ранее, словно на лазурном небе, искрились бронзовые звезды.
Внутренние двери со шлифованным рисунком из античной жизни ведут в светлый коридор с полом из мраморных плит белого и серо-синего цветов. Стены оштукатурены с особыми делениями, в которые вставлялись венецианские зеркала, что зрительно увеличивало небольшой коридор. Потолок и карниз на нем декорированы лепными элементами. В центре потолка плафон с розеткой, выполненный в виде легкого орнамента. Примечательно, что в глубине коридора слева имеется металлическая винтовая лестница с литыми узорчатыми ступенями и изящными перилами, ведущая на хоры (балкон) парадного зала.
Не менее искусно выделанные двери открываются при входе в просторный, почти квадратный холл. Он освещается расположенным в середине потолка огромным девятиугольным со стеклянной башенкой фонарем, через который льется дневной свет. В былые времена пол в холле, как и в парадном зале, был выложен дубовым и из красного дерева паркетом. С западной стороны обращает внимание мраморный с богатой резьбой камин с высоким зеркалом. Воображение дорисовывает некогда стоявшую здесь модную венскую мебель, картины, бронзовые подсвечники на камине, настенные часы, окружающие посетителей салона.
Из холла попадаешь в небольшой уютный парадный зал с большими, выходящими на улицу, окнами. Стены и потолок зала отделаны лепниной в стиле барокко, в которой преобладает растительный орнамент. В центре розетки на потолке сверкает огромная хрустальная люстра. В западной части зала расположен балкон (хоры). Со стороны зала он оформлен балюстрадой со стилизованной лирой посередине. Все эти детали, удобные кресла придавали салону особое великолепие, создавали атмосферу праздника.
Другие помещения особняка оформлены значительно проще, менее декорированы.
«Премьеры столичных опер - Севастьянов и Лабинский только один день в доме Леонидовых» - зазывали ставропольскую публику в начале прошлого века местные газеты. В музыкальном салоне выступали с концертами популярные в те времена парижский виолончелист и композитор Давид Поппер, скрипачи Леопольд Ауэр и Михаил Эрденко, клавесинистка Ванда Дандовска. В 1915 году на эстраде концертного зала дома Леонидовых звучала виолончель профессора парижской консерватории Я.Гонса.
Дальнейшая история особняка такова: Леонидовы продали его купцам Меснянкиным. Новый хозяин Алексей Прокофьевич внес свою лепту в благоустройство усадьбы, разбив сад с цветочными клумбами, летней эстрадой, уютными беседками, водоемом.
В советские времена особняк занимали различного рода конторы. А сохранившийся снимок 1923 года поведал, что в это время там размещался Венерологический институт. В период оккупации г. Ставрополя в годы Великой Отечественной войны в доме находилась районная военная комендатура. С годами здание теряло свою внешнюю и внутреннюю красоту.
Свое первоначальное предназначение - музыкального центра - особняк приобрел в послевоенные времена, когда в нем открылась детская музыкальная школа № 1. Здание было отреставрировано. А в 1995 году в Ставрополь был доставлен уникальный орган в 76 регистров, изготовленный в Германии. Он был помещен на хорах парадного зала, откуда теперь летят величественные звуки музыки. Ежегодно ставропольцы могут посетить концерты органной и камерной музыки в исполнении муниципального камерного оркестра «Кантабиле», которым руководит композитор, дирижер, органист, заслуженный артист России Сергей Кириллов. Слава Богу, все вернулось на круги своя: в бывшем салоне купцов Леонидовых вновь звучит прекрасная музыка.

Елена ГРОМОВА. Ведущий археограф Государственного архива Ставропольского края.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет