Вы здесь

Малому бизнесу нужен Револьверный фонд

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Малому бизнесу нужен Револьверный фонд

Симптоматичное совпадение. На еженедельном рабочем совещании руководителей краевой исполнительной власти первый заместитель председателя ПСК - министр финансов края Владимир Шаповалов поднял вопрос о недостаточно активном участии товаропроизводителей Ставрополья в электронных торгах в рамках системы госзаказа. Как следует из его слов, даже на поставку молока и хлеба в школьные столовые больше заявок приходит из других регионов.

А на следующий день проблемы, с которыми сталкиваются ставропольские представители малого и среднего бизнеса, пытаясь «внедриться» в систему госзаказа, были вынесены на обсуждение в региональном отделении общественной организации малого и среднего предпринимательства страны «Опора России». Съехались представители районных и городских организаций «Опоры», у которых накопилось немало вопросов к министерствам и ведомствам, распоряжающимся бюджетными деньгами, выделяемыми под госзаказы.
В распоряжении государства - всего два инструмента финансовой помощи предпринимателям: преференции (налоговые, в форме субсидий и т.д.) и госзаказ. На антикризисную финансовую помощь от государства малому бизнесу рассчитывать не приходится. Снижение налогов означает выпадающие доходы бюджетов. А доля малого и среднего бизнеса в выполнении госзаказов за последние полгода по некоторым данным снизилась в 5 раз и составляет сегодня 4,8 процента при минимально обязательном по федеральному закону десятипроцентном годовом объеме поставок.
По словам предпринимателей, заказчики мастерски научились отсеивать «лишние» фирмы с помощью усложнения условий выполнения контрактов. Реально существует проблема обеспечения контракта, что в настоящее время является для большей части субъектов малого и среднего бизнеса непреодолимым барьером. У многих «малых» просто нет средств, которые необходимо внести, чтобы получить право участвовать в торгах. Предприниматели предлагают правительству края по примеру других регионов страны создать так называемый Револьверный фонд, который позволил бы тем, кто зарегистрирован в реестре добросовестных поставщиков, обратиться в данную структуру за получением необходимой суммы обеспечения. После проведения торгов эта сумма возвращается в Револьверный фонд обратно (название фонда заимствовано из иностранного и означает систему возврата по аналогии с револьверной).
Возможность участия предпринимателей в государственном заказе является одним из эффективных механизмов поддержки, сохранения и приумножения рабочих мест в этих сферах деятельности, что в период экономического кризиса - более чем актуально. И понятно, что сегодня предприниматели бьются за госзаказ, за доступ к финансовым госресурсам. Малый бизнес не верит в прозрачность системы проведения торгов, считая, что зачастую результаты их предопределены, и условия формируются заказчиком под возможности заранее выбранного получателя госзаказа. «Малые» винят в этом и недоработки соответствующего федерального закона, регламентирующего предоставление госзаказа, и произвол чиновников. Как сказал один из участников совещания, «если на месте чиновника сидит человек, который хочет загнать предпринимателя в угол, он его загонит, будет полгода «вытирать об него ноги», все будет «по закону», и никакая прокуратура не поможет».
Предприниматели сполна использовали возможности высказать свои обиды чиновникам. Но у тех - своя правда. На совещание пришли представители краевых министерств, управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, краевого комитета по государственному заказу. По словам начальника отдела по госзакупкам краевого УФАС Галины Золиной, предприниматели порой настолько юридически безграмотны, что даже не могут правильно составить заявку. В общероссийском реестре недобросовестных поставщиков, который ведет Федеральная антимонопольная служба, 80 процентов составляют малые предприниматели. Именно с ними чаще всего расторгаются контракты из-за невыполнения условий. Получив деньги из бюджета, «малые бизнесмены» в силу каких-то обстоятельств пытаются настаивать на изменении условий контракта, хотя это запрещено законом. Представительницей антимонопольной службы был приведен такой пример: когда минувшей осенью поднялась цена на подсолнечное масло и яйца, предприниматели дружно отказались выполнять контракты на их поставку, не желая работать себе в убыток. Т.е., именуя себя бизнесменами, они желают действовать как перекупщики, купить подешевле, продать подороже. А если не получается, отказываются от выполнения контракта. В итоге попадают в реестр недобросовестных поставщиков и на два года бывают отлучены от участия в конкурсных аукционах.
Что касается составления реестра добросовестных поставщиков, это федеральным законом не предусмотрено. И, судя по всему, у сторон, призванных контролировать предоставление и выполнение госзаказа, большие сомнения в том, что подобный реестр может быть стабильным. Проштрафившимся представителям малого бизнеса ничего не стоит ликвидировать фирму и зарегистрировать новую. Закон в этом плане демократичен, и у предпринимателей юридических знаний на подобные действия хватает. Видимо, и поэтому наученные горьким опытом чиновники, заключающие контракты на госзаказ, предпочитают иметь дело с крупными, проверенными фирмами, которые в изменившихся обстоятельствах даже в убыток себе выполняют контракт, чтобы не «подмочить» свою репутацию.
Еще в ноябре прошлого года руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев на встрече с представителями «Опоры», где речь шла о развитии конкуренции и конкурентной политики в России, заявил, что его ведомство готово поддержать «Опору» в инициативе введения в комиссии по распределению госзаказов представителей общественных объединений. «Нужно, чтобы во все комиссии заказчиков по распределению госзаказов, в рамках 94-ого федерального закона, в обязательном порядке вступали представители общественных объединений - вот как независимых директоров включают в акционерные общества государства. Этот принцип можно было бы реализовать. Тогда и государству будет легче и прозрачнее эту процедуру контролировать», - считает глава ФАС России.
«Мы готовы поддержать «Опору», если бы вы выступили с такой инициативой», - подчеркнул И. Артемьев, обратив внимание на то, что с участием представителей общественных объединений в работе конкурсных комиссий уменьшится возможность различных злоупотреблений при распределении госзаказа. «Это существенно оздоровит ситуацию в рамках реализации 94-ФЗ», - считает руководитель федерального антимонопольного ведомства.
Сегодня при ФАС России действует 50 общественно-консультативных советов, в том числе, и в Ставропольском крае. И в ходе обсуждения проблемы предоставления госзаказов представительница Ставропольского УФАС продемонстрировала активный настрой на конструктивный разговор, принимая во внимание, в том числе, и не всегда достаточную юридическую подкованность предпринимателей. Но вот что касается включения «малых» бизнесменов в комиссии по распределению госзаказов, чиновная братия высказалась резко против. Аргументы: от «не предусмотрено законом» до «все предприниматели - конкуренты и в силу этого не могут быть объективными».
Человек сторонний, каким всегда является журналист на подобного рода обсуждениях, не мог не отметить явную напряженность во взаимоотношениях двух сторон: чиновников и предпринимателей. Эта напряженность выплескивалась и в попытках высокопоставленного сотрудника одного из краевых министерств «поставить на место» молодого руководителя одного из городских союзов предпринимателей, рискнувшего нелицеприятно высказаться в адрес чиновничества. Было заявлено: «нас обвинять может только прокуратура», «если комитет по госзаказу сделает хоть одну ошибку, он не здесь будет сидеть».
Но, судя по всему, у предпринимателей есть основания не воспринимать комитет по госзаказу как жену Цезаря, которая вне подозрений. Кстати, сам комитет по госзаказу не захотел воспользоваться возможностью обсудить с руководителями предпринимательских сообществ волнующие их вопросы. Первоначально его руководство, судя по официальной бумаге, намеревалось делегировать на эту встречу четырех профильных специалистов, но присутствовал лишь один, который в ответ на предложение выступить заявил, что не готов и договоренности такой не было.
Наверное, у комитета по госзаказу немало претензий к предпринимателям, возможно, и к кому-то из тех, кто присутствовал на этой встрече. Но, если сегодня федеральная власть декларирует, что малый и средний бизнес - опора России, что его нужно развивать и помогать ему, от этого нельзя отмахнуться. Тем более в пору экономического кризиса. Когда безработица выметает людей с крупных предприятий, энергичные и инициативные будут искать возможность выжить и обеспечить семью, создавая маленькие предпринимательские структуры. И как любой в новом деле, будут набивать шишки и ошибаться, в том числе, может быть, и в оценках действий чиновников.
Пока что, как с сожалением отметил председатель Ставропольского регионального отделения «Опоры России», председатель общественного совета по соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности при прокуратуре СК Сергей Харитонов, «нездоровый стиль взаимоотношений сложился между одной и другой стороной».
И если правительство края действительно озабочено тем, что поставщики из других регионов выигрывают ставропольские конкурсы по госзаказу, может быть, стоит в более широкой аудитории и на более высоком уровне встретиться с товаропроизводителями и предпринимателями, чтобы попытаться найти взаимопонимание и точки пересечения интересов.

Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет