Вы здесь

КРАСИВЫЙ, ГОРНЫЙ, ДИКИЙ КРАЙ...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КРАСИВЫЙ, ГОРНЫЙ, ДИКИЙ КРАЙ...
Елена ЧУРЮДА

Дагестан - прекрасная горная республика, воспетая многими поэтами, писателями и художниками. Ее незабываемые пейзажи, своеобразный быт, замечательные ковры, ювелирные, керамические и другие изделия мастеров, говорящих на десятках различных языков, всегда воспринималось с восхищением и удивлением всеми, кто хотя бы немного знаком с этой республикой. Дагестан в переводе означает «Страна гор». Однако после включения в состав республики Ногайских степей и равнин Кизляра название имеет скорее всего исторический смысл. Горы и Каспийское море, только этого сочетания достаточно, чтобы претендовать на место совершенной красоты.
Если, скажем, в Карачаево-Черкесии карачаевцев в несколько раз больше, чем черкесов, а в Кабардино-Балкарии кабардинцы значительно превосходят численностью балкарцев, то в Дагестане, во-первых, не существует такого народа, как дагестанцы, да и преобладающей нации нет. Самый многочисленный этнос Дагестана - аварцы. Зоной традиционного расселения аварцев в самом Дагестане является западный горный район. На востоке в горах расположены селения двух национальных групп - лакцев и даргинцев. Дагестан также является родиной кумыков, лезгин, ногайцев и многих других национальностей.
МИЛИЦИЯ САМА ВИНОВАТА?
При всем при этом сейчас в республике находиться вовсе не безопасно. Ежедневно новостные сводки передают о похищениях, перестрелках, спецоперациях. «Охота» идет в основном на милиционеров, поэтому они все время начеку. Люди в погонах, без автоматов и бронежилетов, по городским улицам не передвигаются. При таких обстоятельствах и передвигаться им скоро будет не на чем. Машины настолько разбиты: одна вообще без стекол, другая обвешана бронежилетами, третья обстреляна по всему периметру. Если мы привыкли, что милиция - это надежный тыл, рядом с которым можно чувствовать себя спокойно, то в Дагестане наоборот, находиться рядом с постами милиции опасно. В любой момент может начаться перестрелка, и ты пострадаешь только потому, что оказался рядом.
Мы с коллегой приехали в республику на семинар, пополнить багаж знаний и пообщаться с новыми людьми. Возвращаясь из гостиницы, мы подошли к милиционерам спросить, где здесь ближайшая остановка. Поскольку я была с большой черной сумкой, они насторожились, попросили паспорт и открыть сумку. Поняв, что угрозы мы не представляем, ребята облегченно вздохнули. Я стала рассказывать с какой целью прибыли, и тут развернулась дискуссия на тему экстремизма. Видно, что человек читает газеты и ему не безразлична судьба республики.
Через день после этой беседы мне позвонил коллега и сообщил, что в центре Махачкалы был обстрелян пост милиции. Один человек погиб, двое ранены. Возможно, это те самые ребята, с которыми я так мило общалась.
Судя по рассказам дагестанцев, «милиция сама виновата». По сути, идет война местных жителей с органами правопорядка.
- Они беспредельщики. Однажды «менты» проводили спецоперацию. Когда проводятся подобные мероприятия, правоохранники никого не предупреждают об этом, якобы чтобы не оповестить боевиков, - рассказал молодой человек. - Так, жена моего брата вышла с ребенком в магазин и попала в зону «зачистки». Милиционеры открыли огонь, она упала, ребенка успела оттолкнуть. В итоге: малыш остался жив, а жена брата погибла.
У этого парня семь родных братьев, 37 двоюродных, примерно такое же количество родственников у убитой девушки. И весь этот род ненавидит людей в форме. А сколько таких невинно убиенных?
Когда убили министра внутренних дел, народ республики вовсе не скорбел, а где-то внутренне был даже рад. Корреспондент одной из республиканских газет проводил опрос среди населения: как они относятся к милиции? Молодому человеку пришлось выслушать много нелицеприятных слов, но написать пришлось более корректно.
Не только кровная месть «толкает» молодых людей к боевикам. А что еще делать, когда нет работы, не на что содержать семью, купить жилье? Хотя многоквартирных домов строится не меньше, чем в Ставрополе. Стихийная стройка захватила уже и морское побережье, но зачастую новые, красивые дома, так же, как и у нас, - пустуют. Еще бы! Цена одного квадратного метра на берегу моря в городе Избербаши от 18 500 рублей. Не так много, конечно, но все равно не каждому под силу. А в горах и лесах платят наверняка хорошо. К тому же в Махачкале много магазинов оружия. То оружейный магазин, то салон, то магазин «Ножи», «Сувениры», в которых тоже можно приобрести холодное оружие. Такое впечатление, что там оружейных магазинов, как в Ставрополе продуктовых, то есть они стреляют, как мы завтракаем, обедаем и ужинаем. Это уже в порядке вещей.
О СЕМИНАРЕ
Но мы приехали не общаться с милицией, а на семинар. Семинар на тему «Законодательство об экстремизме в СМИ, практика применения и тенденция» проходил в городе Махачкала. Мероприятие проводили руководитель Российского фонда защиты гласности Алексей Симонов, сын знаменитого поэта, писателя и журналиста Константина Симонова, и кандидат филологических наук Юлия Сафонова.
Основная цель Фонда - содействие сохранению и развитию правового пространства, в котором работают отечественные печатные и электронные СМИ. Сотрудники Фонда защиты гласности посвятили себя, свой опыт и знания служению правде, общественной пользе и закону во имя полноценного развития в России гражданского общества.
На семинаре присутствовали журналисты со всего ЮФО. В основном это корреспонденты независимых изданий, которые занимаются политикой, криминалом и религией.
С докладом выступил Алексей Симонов. Речь пошла об организации «Репортеры без границ». Объединение, занимающееся защитой прав журналистов по всему миру, тем самым влияющее на законодательные и прочие процессы.
- Свобода слова, - заметил Симонов, - состоит из двух равнозначных половин: свобода сказать и свобода быть услышанным. Вот свобода быть услышанным в нашей стране фактически отсутствует, и поэтому любые проявления гласности приводят к тому, что это - глас вопиющего в пустыне. Попытки докричаться и достучаться до этой власти, конечно, предпринимаются. Но результат - ноль.
Был представлен мониторинг смертей и гибели журналистов. С 1993 года в России было убито более 300 корреспондентов. Причем из них только 37 на войнах. Большинство журналистов погибают не на войне. Проблема погибших журналистов - одна из существенных проблем политики, в том числе информационной . Количество таких убийств свидетельствует об ограничении степени свободы остальных.
В 1998 году в городе Элисте была зверски убита редактор одной из местных газет. Спустя три дня ее убийцы были арестованы. Фонд защиты гласности добился, чтобы дело было передано из элистинской прокуратуры в минераловодскую. Убийц довольно быстро судили. Они получили по 21 году. Два уголовника, которые сидят за убийство редактора и которых считают инициаторами этого убийства. Какие резоны у них были убивать ее? Очевидно, что они выполняли заказ.
Прошло 10 лет. В прошлом году представители Фонда защиты гласности выехали в Элисту. Собрали там конференцию, посвященную 10-летию гибели журналистки.
- У нас было две задачи, - рассказал Алексей Симонов, - возобновить уголовное дело, поскольку, по нашим сведениям, все было не так, и назвать ее именем улицу в Элисте. Улицу назвали, возобновить дело не удалось.
Что характерно, абсолютное большинство дел, связанных с гибелью журналистов, либо не доходят до суда, либо не имеют нормального судебного приговора. Но самое главное, нет вразумительного объяснения, что там на самом деле происходило.
Были затронуты лингвистические аспекты журналистских текстов: можно ли считать экстремистскими те или иные высказывания? Юлия Сафонова как раз и выступает в роли эксперта, когда происходят судебные тяжбы между изданиями и теми, чью деловую репутацию они затронули. Имело ли место то или иное высказывание, на самом деле, очень трудно доказать. Например, клевета - заведомо ложное распространение сведений. Да откуда кому знать, был ли журналист в курсе, что сведения - ложные? Были ли они действительно ложные? Каждый из нас хоть раз, но побывал в роли таких экспертов.
В конце встречи Алексей Симонов рассказал о своем хобби. Он коллекционирует черепах. И не случайно, ведь гласность - это черепаха, ползущая к свободе слова.
МАХАЧКАЛА И ДЕРБЕНТ
Гостеприимные организаторы семинара показали нам два замечательных города. Махачкала - административный и культурный центр Дагестана. Он расположен на побережье Каспийского моря. Сегодня это большой индустриальный город, имеет население около 750 тысяч человек. Но, несмотря на засилье западной культуры, стиль одежды, особенно у девушек, не изменился. В Махачкале не встретишь молодую «леди» в короткой юбке, кофте с большим вырезом, а также в брюках. Они одеваются строго в платья или юбки ниже колен, многие носят на голове платки, некоторые даже закрывают лицо.
- Это зависит от семьи, в которой живет девушка, - пояснила одна из них. - Если родители или муж заставляют ходить в платке, то она обязана это делать.
Вообще, женщин на улицах мало, а даже если и встретишь, то обязательно в сопровождении мужчин. Так, я остановилась сфотографировать памятник погибшим на Чернобыльской АЭС и отстала от коллектива. Ко мне подбежал молодой человек, корреспондент одной из местных газет, и сказал, чтобы я не отрывалась от коллег, для меня это может быть опасно.
На следующий день мы отправились в Дербент. В настоящее время город Дербент - это районный центр в Дагестане, в 121 километре к юго-востоку от Махачкалы. В городе есть морской порт, железнодорожная станция на линии Махачкала-Баку, через город проходит автомобильная магистраль.
В Дербенте сохранились памятники старины. Крепость «Нарын-кала» - главная достопримечательность города, уникальнейшая историческая ценность, охраняемая ЮНЕСКО. Она высится над всем городом и поражает своей сохранностью. Вид, открывающийся с нее на город, море и горы, достоин самых лучших живописных полотен. Около цитадели «Нарын-кала» есть остатки древнего водопровода, который по подземным гончарным трубам подавал воду из горных родников в городские водоемы. На стенах цитадели сохранились сасанидские и арабские надписи. Большой интерес представляет древняя Ханская баня. Во времена хана в этой бане купались все: хан, его жены, приближенные и даже слуги, но только по определенным дням. Были мужские и женские дни. Примечательно то, что если в женский день мужчина смотрел в сторону бани, ему выкалывали один глаз. А если женщина в мужской день смотрела в сторону бани, то ей выкалывали оба глаза. Поражает своей красотой Джума-мечеть, которой 1300 лет. Она разделена на мужские и женские залы и может вмещать большое количество прихожан. Все полы устланы коврами. Мусульмане молятся не на иконы, как христиане, а на непонятные надписи на стенах.
НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ
В республике креативный народ. Это проявляется даже в названиях предприятий малого бизнеса. Плодотворная почва для творчества юмориста Михаила Задорного. Как вам название гастронома «Красный бык»? А парикмахерской «Лезгинка»? Представляю, какие прически там делают!
А какие названия автозаправочных станций: АЗС «Компромис», АЗС «Встреча», АЗС «Бентли», АЗС «Меценат». Последняя, судя по названию, вообще раздает бензин, то есть заправился - и уехал.
Примечательны вывески на всех ресторанах: «В спортивном костюме и с оружием не входить». Видно, были случаи. И что делать джигиту, если он в майке и трико вышел купить клинок, а тут звонят друзья и приглашают перекусить?
Интересную вещь заметила на автовокзале города Кизляра. По правую и левую сторону от остановки автотранспорта находятся туалеты. На правой стороне он не отличается комфортными условиями, зато стоит 5 рублей. А вот на левой - современный, со всеми удобствами. Стоимость его 10 рублей. Мой коллега давно это знал, а я только поняла, что ходить «налево» дороже.
Жители республики привыкли наслаждаться красотой гор, купаться в море. У меня же, (думаю, что и у всех туристов тоже) этот живописный уголок России оставил двойственные впечатления.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет