Вы здесь

ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ЛЕСНОЙ КРАСАВИЦЫ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ЛЕСНОЙ КРАСАВИЦЫ
Нина ЕВТУШЕНКО

Подобные сценки после новогодних праздников можно было увидеть во многих ставропольских дворах.
Вот шестилетний малыш вместе с папой выносит на свалку небольшую елочку. Еще недавно она радовала всю семью красочным убранством и веселыми огоньками, а теперь место ей - около мусорных баков. Чувствуется, что мальчику не хочется расставаться с новогодним чудом, он никак не может понять, почему лесную красавицу «выгоняют» из дома. Отец пытается объяснить: «Мы елочку давно поставили, она уже состарилась, видишь, иголки осыпаются». «А я знаю, почему иголки падают, это же елочкины слезы... Она плачет, потому что никому уже не нужна», - грустно сказал малыш.
Подумалось: до чего же прав этот маленький философ!
В декабре, готовясь к самому любимому и самому яркому празднику, многие ставропольские семьи по-прежнему непременно хотят поставить в доме ель, сосну или пихту. Чтобы чувствовать живой запах леса и настроиться на волшебство Нового года и Рождества. Без этого, видать, и рюмка не пьется, и застолье не с таким размахом проходит.
А раз есть спрос - всегда найдутся и желающие срубить елочку под самый корешок. Причем тех, кто промышляет подобным бизнесом, не становится меньше, наоборот, их даже прибавляется. Хвойные красавицы постоянно поднимаются в цене, в этом году, к примеру, чтобы купить приличную сосну, надо было выложить из кошелька больше 400 рублей. Нехило, особенно для людей низкого материального достатка, которые тоже хотят порадовать себя и своих чад в этот волшебный Новый год.
Зеленый товар предприниматели завозили в Ставрополь откуда только можно было - из питомников края, из средней полосы России, горной Карачаево-Черкесии, из Сибири... Многие делали это на законных основаниях, но были и такие, что шли в обход, лишь бы сорвать куш. В декабре, к примеру, три злоумышленника попались в Кисловодском лесничестве - самовольно вырубали сосенки. Таких, судя по всему, не пугает даже штраф в три тысячи рублей. Да что 3000 - в Белокалитвинском районе Ростовской области ушлый браконьер за незаконный бизнес был оштрафован на 250 тысяч рублей и осужден на три года условно. Но для других, увы, это не стало уроком.
А ведь чтобы вырастить одну ель или сосну в условиях нашего края, потребуется почти восемь лет труда и около 10 тысяч рублей государственных затрат. Теперь мысленно представьте, сколько лесных красавиц после праздников выбрасывается в мусорные баки и какие деньги на этом теряются. И не только ведь тех елочек, под которыми весело танцевала детвора, но и тех, которые предприниматели не успели реализовать.
Картина эта не новая, она повторяется из года в год: в первых числах января хвойные деревца, не проданные в краевом центре, грузятся в машины и начинают свой путь за город - на Полигон Яр. Проще говоря, на свалку. А в декабре такого товара в город завезли с избытком, так что «елочный» транспорт следовал на свалку бесперебойно.
Тема эта уже настолько избита, что стала банальной. Но беда в том, что с годами ничего в нашем королевстве не меняется. Провожая взглядом машины с «зеленым грузом», невольно ловишь себя на мысли: ну, почему мы так расточительны при рубке хвои и так не изобретательны, инертны, когда отслужившим деревьям нужно найти хоть какое-то полезное применение? Ведь за рубежом утилизация елок уже давным-давно стала прибыльным делом. Во многих странах в городах выделяются специальные точки для приема таких деревьев на переработку. В Вене, к примеру, после новогодних праздников для этой цели открывают около пятисот площадок. В результате переработки австрийцы получают отличные топливные брикеты. В богатой Канаде мусор и елочные отходы вывозятся на специальные предприятия, где их превращают - как вы думаете, во что? В лекарственные препараты от вирусов гриппа. А в Испании из них производят компост для удобрений городских парков или измельчают в щепки и пускают на подстилки для скота. Швеция и Финляндия научились делать из елочного мусора косметические средства и топливо для оснащения городских котельных. Их используют также для изготовления мебели, бумаги, из них делают кормушки и скворечники для птиц. А в Берлине опилки и хвою смешивают с углем - тоже отличное средство для отопления!
А мы, ну, такие богатые, что «ходим» по деньгам и их как бы не замечаем. В некоторых российских регионах, правда, установили дробильную технику, превращают деревья в опилки и раздают их дачникам в качестве удобрений. Но в нашем крае даже такой простой метод практически не используется. Выбросил на свалку - и дело с концом! Хотя, если разобраться, дробление - не такой уж это затратный способ переработки, было бы желание.
По итогам опроса, проведенного Федеральным агентством лесного хозяйства, 52 процента респондентов по-прежнему предпочитают встречать Новый год с живой елкой. А раз так, то без системы сбора и утилизации отслуживших людям деревьев не обойтись.
Правда, все больше становится и тех, кто предпочитает веселиться вокруг искусственной красавицы. Она хоть и дороже, но может послужить не один и не два года. А это, во-первых, экономия для семейного бюджета, а, во-вторых, у людей не возникает чувства вины перед природой, на которую замахиваются топором. Тем же, кто желает наполнить городские квартиры хвойным запахом, предлагается модный сейчас европейский вариант - покупать елки в горшках. Их можно наряжать игрушками и обсыпать мишурой, а после праздников посадить во дворе, около дома. Радость будет всем - и взрослым, и детям.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет