Вы здесь

ЧЕТЫРЕ КВАДРАТНЫХ МЕТРА НЕВОЛИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЧЕТЫРЕ КВАДРАТНЫХ МЕТРА НЕВОЛИ
ЕЛЕНА ЧУРЮДА

Реформа уголовно-исполнительной системы набирает обороты. Идет изменение законодательной базы и уголовного кодекса, перепрофилирование учреждений исполнения наказания и изменение условий содержания заключенных. А что же происходит в следственных изоляторах? Ведь там содержатся люди, которые еще не являются преступниками. Преступившим закон первый раз приходится особенно сложно. Сложнее вдвойне столкнуться со следствием, бесконечными допросами, конвойными, решетками, заседаниями суда и преступным элементом. Что проходит и что испытывает арестант, которого обвинили в преступлении и избрали меру пресечения в виде заключения под стражу? Какие у него права и что ему положено по закону? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, корреспондент «Ведомостей» отправилась в СИЗО № 1 г. Ставрополя, который расположен в районе Верхнего рынка, а провести со мной экскурсию по мрачным тюремным коридорам согласился замначальника изолятора Виталий Агеев.

- Совершивший серьезное преступление и пойманный, что называется, за руку сначала попадает в изолятор временного содержания при территориальных отделах полиции, - поясняет В. Агеев, - а когда суд примет решение о содержании его под стражей, его отправляют сюда. Но пока человек считается невиновным, он обладает теми же правами, что и законопослушный гражданин, за исключением свободы.
Привозят обвиняемых круглосуточно. Сотрудники изолятора принимают их при наличии двух документов: протокола задержания и решения суда о заключении под стражу. Женщине с ребенком до трех лет (с трех лет малыш остается с родственниками или помещается в детский дом) необходимо свидетельство о рождении малыша или любой другой документ, подтверждающий принадлежность ребенка матери. При отсутствии таких документов нужно письменное заявление следователя, в производстве которого находится уголовное дело матери. У большинства ставропольских арестованных за плечами 7-8 классов образования, но есть подследственные с высшим и даже с высшим юридическим образованием.
Попав в следственный изолятор, обвиняемые первые 10 суток находятся в карантинном отделении. Там их осматривают медики и заводят на арестованных медицинскую карту. Если подследственному причинили телесные повреждения сотрудники полиции, то в медкарте составляется соответствующий акт, подписанный начальником караула, а пострадавшему предлагается дать письменное объяснение о получении им ушибов и ран.
В карантинном отделении каждому арестованному снимают отпечатки пальцев, фотографируют, с ними беседуют психологи. После чего их отправляют в баню, где они купаются, а затем получают постельные принадлежности (матрас, простынь, подушку, одеяло) и отправляются в камеру. Если арестовали полицейского или сотрудника другого силового ведомства в форме, то ему сразу выдают «гражданскую» одежду, чтобы он не воспользовался «мундиром» для побега.
Для арестанта положено не менее четырех квадратных метров. По заявлению подозреваемого (но только при отсутствии у него и его родственников денег) ему выдаются индивидуальные средства гигиены (мыло, шампунь, зубная щетка, зубная паста, средства личной гигиены для женщин и для детей, туалетная бумага). Полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами, одеждой по сезону (при отсутствии собственной), книгами и журналами, а также необходимой юридической литературой все арестованные обеспечиваются бесплатно. Смена постельного белья осуществляется еженедельно. Также каждую неделю их водят в баню, чтобы они могли помыться. Правда, купаться разрешается не более 15 минут. Визиты адвоката и свидания также разрешены четко по графику.
Кстати, в настоящее время в СИЗО краевого центра перелимит. Учреждение рассчитано на 1010 человек, а арестантов содержится гораздо больше - по закону руководство изолятора не может их не принимать.
Мужчины, женщины, несовершеннолетние содержатся отдельно, причем помещают их в камеры согласно психологическим характеристикам, чтобы более «сильные» не забили более «слабого», а также во избежание суицидов. Отдельно содержатся впервые привлекающиеся к уголовной ответственности и уже бывавшие в местах лишения свободы, курящие и некурящие, больные инфекционными заболеваниями и здоровые. Кстати, у сотрудников УФСИН, охраняющих больных туберкулезом, день службы засчитывается за два. Также отдельно содержатся подельники, лица, которым уже вынесли приговор, и лица, находящиеся под следствием, бывшие сотрудники силовых структур, а также судьи и адвокаты, беременные женщины и женщины с детьми. Несмотря на то, что у малышей есть кроватка, ванночка, игрушки, они несут наказание вместе с мамами.
- Один мальчик с рождения жил в камере, - рассказывает Виталий Вячеславович. - А когда ему исполнилось полтора года, старший психолог изолятора вывела его за пределы СИЗО. Тогда ребенок первый раз увидел большой поток машин и был очень удивлен.
У беременных женщин и женщин с детьми, а также несовершеннолетних улучшенные условия содержания. В камерах стоят одноярусные кровати и тумбочки. Кроме того, они могут гулять когда захотят, в отличие от остальных, которым положено бывать на свежем воздухе не более часа. Подросткам выдается мяч и бадминтон. Чтобы не отрывать несовершеннолетних от учебы, они проходят обучение в консультационном пункте. Преподаватели приходят к ним из разных школ города.
Питание трехразовое и, как пояснил В. Агеев, ничем не отличается от обычной столовой. Также арестанты имеют право получать продуктовые посылки от родственников, не более 30 килограмм в месяц. На неограниченные передачи имеют право лишь несовершеннолетние, больные, беременные и женщины с детьми. Как правило, после первой посылки подследственный получает возможность строить свой быт самостоятельно. Атмосфера в тюрьме неоднозначная. Многое зависит от характера и духа арестанта, его решительности и ума. Главное для него - правильно оценить свои силы и возможности. Очень может быть, что все это затянется на годы.
Помимо того, что подследственные имеют право участвовать во всех следственных действиях и судебных процессах по своему делу (ежедневно из ставропольского следственного изолятора на суды вывозят от 50 до 200 человек), они могут заключать браки и разводиться, а также голосовать.
В экстренных случаях заболевания арестованных везут на лечение, причем не только в больницы при учреждениях УИС, но и в больницы края, где лечатся граждане, не преступившие закон. Отличие только в том, что около операционной, а после операции около палаты, где размещен задержанный, дежурит конвой.
- Помощь в таких случаях оказывается максимальная, - говорит В. Агеев. - Например, в онкологическом диспансере лежала женщина из женской колонии, а в роддоме на ул. Лермонтова находилась женщина, которая во время беременности была заключена под стражу.
При изоляторе есть отряд хозяйственного обслуживания. Там находятся впервые осужденные за незначительные преступления и приговоренные к отбытию наказания в колонии общего режима. Отряд занимается уборкой изолятора, приготовлением пищи и выпечкой хлеба.
Какие бы условия ни создавали для арестованных и заключенных, лучше в тюрьму вообще не попадать. Мрачные тюремные коридоры, малоосвещенные камеры, недостаток свежего воздуха, постоянное лязганье решеток и преступный «коллектив» накладывают свой отпечаток на психику человека. Поэтому, прежде чем совершить что-то незаконное, тысячу раз подумайте, стоит ли оно этого. К тому же, как известно, не освобождает от ответственности даже незнание закона.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (3 голоса)