Вы здесь

ЖАЛОБНАЯ КНИГА ДЛЯ ВСЕХ РОССИЯН

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

05.12.2012
ЖАЛОБНАЯ КНИГА ДЛЯ ВСЕХ РОССИЯН
Галина СЕРГУШИНА

Правительство утвердило положение о федеральной государственной информационной системе. Она будет обеспечивать процесс досудебного обжалования решений чиновников. Согласно документу, большая электронная жалобная книга должна появиться в 2014 году.
Наверное, многие еще в прошлые годы читали своеобразный «бестселлер» под названием «Шеф всегда прав». После двух десятков пунктов, шутливо объясняющих постоянную правоту шефа в любых ситуациях, следовало заключение: «Если шеф не прав, читай сначала». Однако любой начальник порой бывает не прав. Это знают все, кроме, может быть, самого начальника. И не прав не только по отношению к своим подчиненным, но и к тем, кто обращается к нему как к лицу, обладающему конкретными должностными полномочиями.
Для простого человека всегда непростая задача донести свою правду до высокопоставленных умов. Нередко чиновники устраивают для просителя бег по кругу. По сложившейся чиновничьей практике жалобы часто возвращаются на рассмотрение тому, на кого, собственно, и жаловались. Разорвать этот порочный круг обычному человеку, не имеющему больших денег, связей или влияния, - пока практически невозможно.
Исправить ситуацию могут электронные системы. Они заставляют государственные ведомства, а значит и чиновников, работать в более открытом режиме. Новые базы данных в электронной сети не позволят гласу вопиющего пропасть где-то под сукном.
Сейчас государство активно развивает досудебные процедуры урегулирования споров гражданина с различными администрациями. Чиновники постепенно осознают, и хочется верить, что осознают, простую истину: отфутболивать человека - это прошлый век. Уже сейчас иногда заворачивать жалобы оказывается себе дороже. Человек идет в суд и выигрывает. При этом компенсации жалобщику могут быть весьма значительными.
Как отмечают эксперты, активно внедряет досудебные процедуры урегулирования споров, например, налоговая служба. В итоге и само число судебных споров, связанных с налогами, снижается.
В этом году вступили в силу поправки в закон об организации государственных услуг. Они подробно прописывают процедуру досудебного и внесудебного обжалования заявителем решений и действий чиновников. Этими же поправками предусмотрено создание федеральной информационной системы досудебного обжалования. Подать жалобы можно будет по сети Интернет, причем не только в само ведомство, но и в многофункциональный центр предоставления государственных услуг. Человек, пославший жалобу, сможет отслеживать в электронной жалобной книге весь ход дела. Там будет вся необходимая информация: регистрационный номер, дата передачи жалобы для рассмотрения уполномоченному лицу, подготовки и согласования проекта решения и его подписания. Сам ответ тоже появится в базе данных.
Безусловно, бюрократы не так просто избавляются от привычек, считают эксперты. Отписка, она и в электронной форме может быть отпиской. Но когда вся работа, а, значит и отписки - на виду, бюрократа легче призвать к ответу. Единая электронная система должна дисциплинировать чиновников, а несправедливые ответы по-прежнему можно обжаловать в суде.
Кроме того, в некоторых ведомствах сейчас планируется добавить к привычным критериям оценки работы чиновников еще и число поступающих жалоб и анализ результатов эффективности и своевременности их рассмотрения. Предполагается, что чиновникам будет выгоднее работать с людьми по-доброму.
Нельзя не отдать должное нашему федеральному правительству, которое постоянно принимает все новые нормативные акты, нацеленные на снижение административных барьеров и борьбу с коррупцией. И если раньше страна жила по принципу: вверху шумят, а внизу тихо, то сейчас уже и внизу шумят. К примеру, в нашем Ставропольском крае заработал региональный электронный портал госвласти, есть свои порталы у министерств и ведомств. Но это в рамках предоставления государственных услуг. Ими кто-то пользуется, кто-то нет. Всероссийская жалобная книга - возможность для всех и каждого «настучать» на нерадивого или коррумпированного чиновника и достучаться до вышестоящего. Короче, народ, копи жалобы, через год начнем закидывать их в электронную сеть.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет