Вы здесь

«АРАБЕСКИ» ПЕТРА ОХРИМЕНКО

12.12.2012
«АРАБЕСКИ» ПЕТРА ОХРИМЕНКО
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств в рамках долговременной программы «Художники Ставрополья» открылась персональная выставка члена Союза художников России, заведующего отделением живописи краевого художественного училища Петра Охрименко, посвященная 60-летию со дня его рождения.
Слово «Арабеска» включает в себя сразу несколько понятий: сложный узорчатый восточный орнамент из геометрических фигур, стилизованных листьев; инструментальная пьеса изящного характера с причудливым мелодическим рисунком или цикл небольших литературных или музыкальных произведений. И все это вполне относится к разностороннему творчеству Охрименко. Как сказал, открывая выставку, его давний друг, научный сотрудник музея Александр Колбасников, если в жизни Петр Порфирьевич весельчак и балагур, то в искусстве он большой, серьезный художник - живописец, график, реставратор картин и музыкальных инструментов. Привлекает в его творчестве разнообразие жанров - портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина, ню (обнаженная женская натура), и живописных техник - масло (холст и картон), легкая, воздушная акварель, многослойная, с бесконечностью оттенков пастель. Тут надо сказать, что автор использует и старинную технику, когда художники рисовали пастелью на замше, и более современную - на наждачной или бархатной бумаге, на шероховатом картоне. В любом случае работы Охрименко притягивают и завораживают зрителей игрой бесконечной просвечивающей многослойности.
Когда-то искусствовед Ольга Бендюк назвала стиль художника Петра Охрименко русским модерном, импульсивным и нервным. А еще его часто величают «певцом женщины», и сам автор с этим соглашается. Для него действительно главным в творчестве, помимо семьи, жены, ребенка, является образ женщины, которой он постоянно восхищается. Смотришь на его портреты «Катя в белом платье», «Паола», «Девушка в кимоно», «Полина», «Катя в русском наряде», «Девушка в русской шали», «Глицинии. Портрет Н. Петренко», «Портрет жены в кресле» - и поневоле проникаешься задумчивостью и некой таинственностью его героинь. Ну а его работы в стиле ню: «Модель с белым кувшином», «Натурщица, почесывающая ногу», «Солнечная сторона», «Женщина на льняной простыне», «Красивая спина», «Жемчужный свет», «Натурщица на красном фоне» и другие, как отметил на открытии выставки председатель правления краевого отделения Союза художников России Сергей Паршин, говорят, как всегда, о его тонкости, чувственности и свободе.
Впервые художник показал широкому кругу зрителей большой блок произведений, созданных во время поездок по арабскому Востоку. Эти его бело-золотые, яркие пейзажи - «Арабский залив», «Дубай. Лодки у берега», «Солнечное утро», «Белая мечеть», «Арабия», «Ходжарские горы», «Оман. Рыбак на камнях» - резко контрастны мягким, сочным южнорусским видам: «Зимнее солнце», «Конец лета. Ахтуба», «Дорога к дому. Село Грачевка». И здесь же выразительные портреты горцев, донских и кубанских казаков и самая последняя работа «Автопортрет на охоте», где художник изображен на коне в окрестностях Маныча. Характерна для работ Охрименко и явная музыкальность повествования, что неудивительно, ведь Петр Порфирьевич сам поет, играет на таких музыкальных инструментах, как гитара и поперечная флейта. Более тридцати лет отдал он педагогической работе, и пришедшие его поздравить с юбилеем студенты, выпускники и друзья посвятили автору выставки замечательные стихи. А директор краевого художественного училища Алла Чемсо отметила, что с Петром Охрименко ее роднит общая школа ее отца - заслуженного художника РФ Виктора Чемсо, общая культура и общая основа понимания искусства, стиля, живописи.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет