Вы здесь

«03»: ЧАЙ СЕГОДНЯ ОТМЕНЯЕТСЯ. КАК И ОБЫЧНО

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

16.01.2013
«03»: ЧАЙ СЕГОДНЯ ОТМЕНЯЕТСЯ. КАК И ОБЫЧНО
Марина Кандрашкина

«Ведомости» продолжают рубрику «Взгляд со стороны». В этот раз в рамках проекта мы побывали в гостях у врачей, работающих в службе скорой медицинской помощи.
Пожалуй, нет у нас более парадоксальной ситуации, чем сложилась со службой «03». Днем и ночью эти люди в белых халатах спешат на помощь сотням людей. И хотя работают здесь отнюдь не волшебники, практически каждый из нас, набирая заветный номер, надеется если не на чудо, то, по крайней мере, на помощь. Скорую помощь. А потом, получив ее, тут же забывает о врачах-спасителях и с упоением обсуждает на всевозможных сайтах и форумах «врачей-убийц», которые «положили телефонную трубку на стол, чтобы не докучали, и сидят себе дружной компанией, чаи гоняют, когда рядом человек умирает». Насколько объективна такая картина, мы решили проверить самостоятельно.
И коль уж упомянула про чай, начну с развенчания мифов и скажу, что не гоняют. Ни врачи, ни фельдшера, ни санитары, ни диспетчеры. Потому что некогда. Как показывает статистика, за последние десять лет количество обращений в скорую помощь увеличилось в России с 15 миллионов до 50 миллионов в год. Ежедневно только на центральный пункт диспетчерской в Ставрополе поступает до 300 звонков (в новогодние праздники их количество переваливало и за 500), и все как один начинаются со слов «Срочно приезжайте». Хотя далеко не каждое из поступивших обращений ставропольцев требует немедленного реагирования.
Согласно действующему в сфере здравоохранения законодательству, станция скорой помощи обслуживает прежде всего экстренные вызовы: потери сознания, внезапные расстройства дыхания и боли в области сердца, обильные кровотечения всех видов, любые виды травм, поражения электрическим током, отравления, повреждения при чрезвычайных ситуациях и тому подобное. Многое другое, то есть повышение температуры, давления, кашель, боли в горле, головная боль, легкие травмы (когда пациент может самостоятельно обратиться в травмпункт), предоставление стоматологической помощи, удаление клещей и прочее экстренным вызовом не является.
Чуть больше года назад была сделана попытка разделить экстренную медицинскую помощь и так называемую плановую. На базе всех городских поликлиник заработали службы неотложной помощи, которые призваны сделать медицинские услуги для пациентов ближе, быстрее и доступней. Казалось бы, выгода налицо. Согласно ФЗ «Об охране здоровья», норматив для оказания экстренной помощи, когда есть угроза здоровью и жизни, составляет 20 минут, неотложной - 2 часа. Нетрудно догадаться, что если одновременно поступают два вызова, скорая помощь приоритет отдает экстренным случаям. Так не проще ли изначально позвонить в поликлинику, к которой прикреплен пациент, нежели без конца обрывать телефоны «03» с претензиями, что два часа давно истекли? Но сами ставропольцы так не считают.
- Недавно раздался звонок от молодого человека, который рассказывал, что во время ремонта поранил руку. Приехали на место, оказалось, что парень просто прищемил дверью палец, - рассказывают врачи.
А сколько раз в скорую помощь обращаются по поводу бессонницы, радикулита, остеохондроза или обострения хронических заболеваний? Когда бригада приезжает на вызов и выясняется, что спина прихватила не в первый раз, и буквально месяц назад, подлечившись, звонивший был выписан из больницы с целым списком рекомендаций, что нужно делать и какие лекарственные препараты пить, чтобы приступы не повторялись. Но разве мы кого-то, кроме себя, слушаем? Ну, право слово, зачем пить таблетки, выполнять предписания, если сегодня чувствуешь себя хорошо? А завтра? Будет день, там и посмотрим. Это же очень просто: набрал номер телефона «03», и врач обязательно приедет на дом.
Печально только, что зачастую заложниками таких вот необоснованных вызовов становятся те, кому реально нужна помощь. Ведь то, что в системе здравоохранения катастрофически не хватает врачей, давно известная аксиома. И станция скорой помощи не исключение. Всего здесь работает 537 человек.
- Согласно рекомендованным нормативам, на 10 тысяч населения предполагается одна работающая бригада. В Ставрополе в штатном расписании заложено 38 бригад, в то время как на суточное дежурство выходит 28-32. Сказать, что это характерно только для нашего региона - погрешить против истины. То же самое происходит и в Краснодаре, и Москве, Ростове, да по всей России, - говорит заместитель главного врача Наталия Згинник.
А между тем при всем уровне ответственности и опасности профессии средний месячный оклад врача вместе со всеми надбавками составляет около 20 тысяч рублей. И мы удивляемся зияющим дырам в графике? Да тут в пору памятники сотрудникам неотложке ставить! За добрые сердца и безграничное терпение, которое требуется уже в диспетчерской. Именно отсюда начинается работа неотложки и здесь наши телефонные звонки с криками «Караул, умираю!» и «Ой, не могу!» опытный специалист пытается привести в стандартную форму с ФИО больного, адресом, телефоном, причиной вызова.
Хотя ее вполне может и не быть. Звонки, чтобы просто «поговорить о жизни» здесь тоже вполне распространенное явление. И сами операторы к ним относятся неоднозначно. Ведь звонят-то со своими тревогами в основном пожилые люди. И на одной чаше весов оказывается врачебный долг, когда из-за занятого номера не может дозвониться тот, кто объективно нуждается в помощи, а с другой - одинокая старость. Как тут не вспомнить про социальный ролик «Позвоните родителям»?
Но вернемся к нашему дежурству. Как замечают сами диспетчеры, грамотный вызов скорой помощи, когда пациенты не препираются, отвечают четко на поставленные вопросы, может существенно сократить время прибытия бригады и спасти жизнь пострадавшему. Поэтому, вызывая «03», старайтесь указывать наиболее конкретную причину вызова и локализировать боль. Очевидный и бесполезный ответ о состоянии больного «Плохо!» или «Все болит» несет в себе мало информации, и непонятно, какая из специализированных бригад - кардиологическая, реанимационная, педиатрическая и т.д. - нужна человеку.
Кстати, знаете ли вы, читатель, что дежурящие бригады бывают нескольких видов: реанимационная, фельдшерская, предназначенная для межгородских перевозок больных и врачебная. Врачебная бригада включает в себя одного врача, двух фельдшеров (специалистов со средним медицинским образованием по специальности «Лечебное дело»), санитарку и водителя. Но опять-таки это в идеале. В жизни же получается совсем иначе.
Пока операторы принимали вызов, я в коридоре столкнулась с одним из врачей, дежуривших прошлой ночью. На вопрос «Как прошли сутки?», Елена Зорина, улыбаясь, пожала плечами и ответила: «Обычно». Действительно, ну чего экстраординарного в том, что маленькая хрупкая женщина в три часа ночи ездила на вызов с инфарктом? Девятый этаж. Лифт не работает. Больной - мужчина в полном расцвете сил. Хорошо, соседи были дома, помогли транспортировать его до машины. Словом, рядовая ситуация, как и перегоревшие лампочки в подъездах, отсутствие нумерации на домах, непривязанные собаки в частном дворе, вызовы не только в благополучные дома и семьи, но и к бомжам, алкоголикам, наркоманам...
- А сколько раз было такое, что приезжаем ночью на вызов, а домофон не работает. Звоним на указанный номер телефона, мол, спуститесь, откройте дверь. В ответ: «Даже не подумаю. Я вас вызвал? Вызвал! Как вы будете добираться - ваша проблема», - делятся врачи.
И вот что поразительно: рассказывать - рассказывают. Но не жалуются. Не жалеют сами себя. Уже привыкли. Как там у А. Пушкина, «привычка свыше нам дана: замена счастию она»?
После заполнения карточки вызов был отдан под контроль второй категории диспетчеров, которые передают его дальше на соответствующую подстанцию или самой бригаде по рации. Тем более что с помощью современной техники, установленной на центральной станции, можно без проблем узнать и отследить на мониторе, где находится каждая бригада, едет ли она на вызов или возвращается с него.
Честно говоря, когда я пыталась представить, каким будет мой день в скорой, то перед глазами сразу всплывали картинки с полуживыми пациентами в кислородной маске и на носилках, бешеная езда с мигалками по городу - в общем, все в лучших традициях жанра кинематографа, но... К счастью, случаев, чтобы жизнь пациента висела именно на волоске, в тот день не было. Хотя смена медиков от этого не оказалось менее сложной.
Голос с номером вызываемой бригады в динамике, пара минут на сборы, и я отправилась с дежурной бригадой на улицу Тухачевского. Нужно было из поликлиники перевезти в больницу бабушку преклонного возраста. Как следовало из телефонного звонка, раздавшегося в диспетчерской, у нее несколько дней держится температура, повышенное давление, пришла на прием к участковому врачу, и тот направил ее на госпитализацию.
А пока ехали на место, я еще раз могла воочию убедиться в истинности того, что культура поведения на дорогах как пешеходов, так и водителей оставляет желать лучшего. Ибо из огромного потока машин на улице Ленина лишь четыре автомобилиста пропустили вперед скорую. У остальных же оказались дела поважнее наших. Действительно, ну что стоит спасенная жизнь в сравнении с остывшим дома супом!
Потом был вызов к пациенту с подозрением на аппендицит, к ребенку, вывихнувшему руку, девушке, потерявшей сознание в офисе, к развеселой компании, в которой третий день так «плодотворно» справляли день рождения и пили за здоровье хозяйки застолья, что у именинницы разболелась голова. И снова транспортировка в больницу. На этот раз - перелом шейки бедра у человека преклонного возраста.
Вот такие в двух словах получились будни скорой. Ничего сенсационного и в то же время постоянная неотложная помощь нуждающимся. Работа этой службы - прежде всего огромная ответственность и весьма непростой и эмоциональный труд, который под силу далеко не каждому и только тем, кто реально любит людей.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет