Вы здесь

ЛЕОНАРДО И ЕСЕНИН: ДВА ГЕНИЯ НА СТАВРОПОЛЬСКОЙ СЦЕНЕ

13.03.2013
ЛЕОНАРДО И ЕСЕНИН: ДВА ГЕНИЯ НА СТАВРОПОЛЬСКОЙ СЦЕНЕ
Наталья МАКАГОНОВА

Конец февраля и начало марта отметились в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова, не побоюсь этого слова, грандиозными премьерами.
На суд зрителей был представлен долгожданный спектакль - мюзикл «Леонардо» и творческий проект молодых актеров театра «Знакомый ваш Сергей Есенин». Два абсолютно разных спектакля и по жанру, и по сюжету, и по постановке, но которых объединяет одно: думаю, не ошибусь, если скажу, что зрители, посмотрев эти премьеры, получили одно из самых сильных театральных потрясений за последнее время.
«ЛЕОНАРДО»: ЛЮБОВЬ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО?
«Леонардо» - версия нескольких месяцев жизни знаменитого итальянца, одной из самых загадочных фигур эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Авторы этого замечательного действа - творческий тандем композитора и продюсера Кима Брейтбурга и одного из самых популярных современных поэтов-песенников Евгения Муравьева, режиссер - народная артистка РФ Наталья Зубкова, балетмейстер - Татьяна Глигор.
Надо заметить, что этот жанр искусства, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, хореография, поставлен в нашем театре впервые. Но утверждение, что первый блин всегда комом, в данном случае не сработало. Зрители, пришедшие на премьеру, в полной мере смогли окунуться в эпоху средневековой Италии, где увидели не только великого художника, но и ожившую героиню его знаменитой картины Мону Лизу. Великолепная музыка и стихи в сочетании с отличным вокалом и актерской игрой, костюмы, в которых соблюдена историческая достоверность, любовная сюжетная линия, картины Леонардо - все это просто завораживает.
Хотя сюжет, в общем-то, простой. Здесь нет четкого следования хронологическим событиям, весь мюзикл - авторская интерпретация истории с изрядной долей художественного вымысла. Кстати, как отмечают сами авторы, они не ставили задачу воссоздать хронику жизни великого художника, архитектора, инженера, философа. На суд зрителей они представили придуманную историю любви, которая могла бы быть. Итак...
Инквизитор Савонарола, ненавидящий Леонардо за вольнодумство, мечтает отправить художника на костер. Чтобы осуществить свой план, Савонарола шантажирует девушку Джоанну, мать которой томится в подземельях католической церкви. Священник обещает Джоанне отпустить ее мать, если та выкрадет у Леонардо его тетради, в которых тот записывает результаты своих научных опытов и экспериментов...
Так начинается история, в которой переплелись любовь и ненависть, дружба и предательство, восхищение и проклятие, талант и власть...
А чтобы узнать, что произошло дальше, нужно сходить в театр и посмотреть, а главное - послушать. Незамысловатость сюжета просто меркнет перед прекрасной музыкой и высокой поэзией, перед тем, как постановочной группе удалось передать атмосферу эпохи и силу искусства великого художника, перед великолепным исполнением вокальных партий.
Мне, как человеку, мало разбирающемуся в музыке, было абсолютно непонятно: попадают исполнители в ноты или нет. Да и, признаться, волновало это меня меньше всего. Все артисты пели с такой искренностью и с таким неподдельным жаром, что во время исполнения вокальных номеров я все время ловила себя на мысли, что наши ставропольские актеры поют не только не хуже, а намного лучше, чем набившие оскомину «звездульки всероссийского масштаба», которые не сходят с экранов телевизора. Уверена, что и зрители, сидящие в зале, думали так же: каждую партию, исполненную актерами, они отмечали аплодисментами.
А ведь вокальные партии в мюзикле очень разные: от откровенно шутливых и ироничных до сложных по исполнению, драматизму и эмоциональному накалу. Некоторые можно отнести к рок- или поп-музыке, какие-то ближе к лирической балладе, где-то можно провести аналогии с классикой - одним словом, у актеров было море возможностей для вокального исполнения. И то, что все получилось, не вызывает никаких сомнений: исполнителям удалось глубоко и точно передать характеры героев этой истории. Хотя можно только догадываться, какого труда это стоило участникам мюзикла.
«Конечно, ребятам было нелегко, - говорит директор театра, заслуженный работник культуры РФ Евгений Луганский. - Ведь они работают не в своем амплуа. Драматические артисты, а им приходится петь и танцевать. Надо заметить, что готовился театр к постановке основательно. Премьере предшествовали два спектакля - «Кастинг» и «Одолжите тенора», в одном из которых наши артисты много танцуют, в другом - поют. Причем классический репертуар. К «Леонардо» труппа стала готовиться почти год назад. В апреле прошлого года в Ставрополь приезжал Ким Брейтбург - автор мюзикла, который провел отбор участников. В кастинге приняли участие свыше ста профессиональных артистов, студентов факультета искусств СГУ и колледжа искусств и даже участники художественной самодеятельности.
После того как состав участников определился, артисты сразу приступили к занятиям вокалом. Кстати, театр воплотил одну из главных задумок авторов мюзикла. Дело в том, что часть труппы мюзикла - не актеры. Все они прошли кастинг, их отобрал Ким Брейтбург, они занимались вокалом наравне с нашими артистами, но профессионально, в качестве актеров, они выступают впервые. На театральной сцене зрители увидят Станислава Жандарова, Анну Возняк, Елену Коломийцеву, Бэллу Аванесову, Андрея Шворнева, Галину Наумову - талантливых молодых людей, которые прекрасно справились с поставленной задачей».
Кстати, мюзикл по-новому раскрыл и актеров. Для Владислава Таранова, Игоря Барташа, Ильи Калинина, Ларисы Урбан, Елены Днепровской и их коллег постановка стала своеобразным испытанием профессионализма: артисты драмы показали безупречную музыкальность, умение быть пластичными, танцевать и держать тот особый тонус, которым славятся подобные работы.
«Наш спектакль многогранный. В нем есть и лирические сцены, и драма, и шутки. Мюзикл - яркий, искрометный, мелодичный жанр, который дарит зрителям хорошее настроение от общения с музыкой, танцами, поэтическими текстами. Надеюсь, что все любители театра будут выходить со спектаклей со светлым чувством, с зарядом позитивных эмоций. Это то, чего нам не хватает в нашей нынешней жизни, полной всевозможных проблем», - отмечает Евгений Иванович.
Премьера имела невероятный успех, что подтвердили нескончаемые зрительские овации.
ЕСЕНИН И ЕГО ЖЕНЩИНЫ
Есть спектакли, которые переворачивают душу. Творческий проект молодых актеров «Знакомый ваш Сергей Есенин» - именно такая премьера. Жизнь поэта - его метания, душевная боль, любовь, стихи и ее трагическая развязка - на одном дыхании проживается актерами на сцене и зрителями в зале. Спектакль рассказывает о жизни великого русского поэта и о его женщинах. Тех, которые любили поэта, тех, которых любил он, которым посвящал свои стихи. Зинаида Райх (арт. Кристина Толокнева) - любовь которой оказалась для Есенина «словно петля на шее». Галина Бениславская (арт. Оксана Винникова) с ее всепоглощающей и всепрощающей любовью, которая застрелилась на могиле поэта ровно через год после его гибели. Застрелилась даже после того, как пистолет дал шесть осечек. Танцовщица Айседора Дункан (арт. Юлия Бескровная), страсть к которой у поэта длилась «целый год». Софья Толстая (арт. Марина Каткова) - последняя официальная жена поэта. Женщин, любивших его, было много, а вот любви в его жизни было мало. Ни с одной из них Есенин не прожил более 2 лет. А они... Кто-то пережил поэта всего на год, кто-то на десятилетия, но все они любили его до конца своей жизни...
И, конечно же, на протяжении полутора часов зрители смогли насладиться стихотворениями поэта в исполнении Владислава Таранова, который не только играет Сергея Есенина, но и является режиссером спектакля.
Вообще, читать стихи Есенина со сцены - большая ответственность. Нужно найти грань, за которую нельзя переступать. Любое его стихотворение, любая строчка, слово - это жизнь поэта, это боль мечущейся души, это размышление. Чувствуется, что Владиславу близки его стихи. Таранов проживает на сцене и выверяет каждый вздох, каждую интонацию таких знаменитых стихотворений, как «Гой ты, Русь, моя родная...», «Грубым дается радость...», «Дорогая, сядем рядом...», «Исповедь хулигана», «Мне осталась одна забава...», «До свиданья, друг мой...».
И когда казалось, что после пронзительного «Мне осталась одна забава» ничего более мощного актер исполнить не сможет, Владислав начинает читать трагиче-ского, полного страшных смыслов и эмоций «Черного человека». Это был еще один спектакль внутри спектакля. Казалось, что актер не замечает никого в зале. «Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен...» - начинает он свой диалог с черным человеком, подводящий черту под жизнью поэта...
«Первый раз за все время, что я руковожу театром, мне звонили взволнованные зрители и благодарили за спектакль, - говорит куратор проекта Евгений Луганский. - Мне кажется, что наши молодые актеры смогли сделать потрясающий спектакль».
А спектакль, действительно, потрясает. Та искренность, та неистовость, та энергетика, с которой работали актеры, не оставили равнодушным никого. Зал следил за действом затаив дыхание, некоторые плакали... А это уже аксиома: слезы зрителей - самая высокая оценка спектакля и работы актеров.
И последнее. Этими двумя постановками театр подтвердил свое главное предназначение - сеять разумное, доброе, вечное.
Наверное, немало нашлось ставропольцев, которым после просмотра этих спектаклей захотелось открыть томик со стихами Сергея Есенина, посмотреть картины Леонардо да Винчи, чтобы заново восхититься этими великими и загадочными людьми. Браво, театр!

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет