Вы здесь

ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН ЗАКОНЧИЛСЯ ТРИУМФОМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

03.07.2013
ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН ЗАКОНЧИЛСЯ ТРИУМФОМ
Наталья Макагонова

«Вот увидите, пройдет двадцать лет, и ничего не будет - ни газет, ни книг, ни кино, ни театров - а будет одно сплошное телевидение», - уверял герой Юрия Васильева в легендарном советском фильме «Москва слезам не верит». С тех пор прошло больше тридцати лет, а театр по-прежнему собирает полные залы, оставаясь востребованным и нужным. И лучшим доказательством этих слов можно считать триумф, с которым в субботу в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова закончился 168-й сезон.
Как известно, сезон на сезон не приходится. Иногда нужен долгий разбег, прежде чем труппа выдаст свои бестселлеры. В сезоне 2012- 2013 долгой раскачки не потребовалось. Он останется в памяти поклонников театрального искусства как один из самых ярких за последние годы, насыщенный блистательными премьерными постановками, каждая из которых становилась событием в культурной жизни Ставрополья.
Итак, давайте вспомним, над чем мы смеялись и плакали, что нового увидели и поняли, что затронуло и перевернуло наши души, за что благодарили актеров, а где просто отдыхали и наслаждались происходящим на сцене.
Театральный год открылся спектаклем по знаменитой пьесе А. Островского «Без вины виноватые», режиссер-постановщик В. Хрущев (г. Тольятти).
Известная провинциальная актриса Елена Ивановна Кручинина приезжает в город, где семнадцать лет назад она пережила крушение любви, потеряла сына и сама чуть не умерла от болезни и тоски. В городе юности ее ждет не только успех у публики, но и встреча с прошлым, сладостная горечь воспоминаний и обретение сына, которого она считала погибшим.
«Пьеса с трогательной простотой рассказывает историю, которая случилась давным-давно, - говорит директор театра, засуженный работник культуры РФ Евгений Луганский. - Это спектакль о правде и лжи, о любви и предательстве, о корысти и самопожертвовании - все это, всегда, во все времена, волновало и волнует человека».
Конечно же, театр не оставил без внимания столь любимый зрителем жанр, как комедия. Три ярких, уморительно смешных постановки появились в нынешнем сезоне.
«Сегодня театры часто ругают, что в репертуаре много комедий, что мы гонимся за кассовыми спектаклями, но, хочу отметить, мы всегда стараемся выбрать те пьесы, которые были бы актуальными и отражали реалии сегодняшнего дня. Чтобы после просмотра, несмотря на легкий жанр, зритель задумался о себе, о своей жизни, о мире в котором он живет», - продолжает директор театра. - Думаю, что и в нынешнем сезоне режиссерам и актерам удалось не только смешить ставропольцев».
И это, действительно, так. Каждая комедия находила своего зрителя, подбирала ключик к его душе, давала возможность весело, с юмором взглянуть на себя со стороны.
Спектакль «Хочу ребенка» («Двери хлопают») по пьесе М. Фермо - лирическая комедия, поставленная даже с некоторым озорством. Но, несмотря на легкий юмор, искрометные диалоги, забавные ситуации, режиссер обозначает в ней весьма серьезные вопросы. Ведь вечная тема взаимоотношений отцов и детей, отчуждения поколений звучит остро всегда, а сегодня, может, громче, чем когда либо.
Трагифарс «Фуршет после премьеры» - «черная» комедия драматурга В.Красногорова. По сюжету актеры после премьеры шекспировского «Отелло» собираются за кулисами на фуршет. Но выясняется, что актриса, игравшая Дездемону, мертва...
В пьесе две сюжетные линии. В одной, детективной, режиссер и актеры пытаются докопаться до истины и узнать, кто же все-таки убийца. В другой, трагикомичной, которая постепенно выходит на первый план, актеры театра незамедлительно начинают «драку» за главные роли.Они в прямом и переносном смысле готовые «переступать через трупы». Впрочем, разве так поступают сегодня только актеры? Взаимоотношения людей - главная идея спектакля, которая заставляет задумываться: а как ты сегодня живешь, правильно ли ты поступаешь, на что ты готов ради славы, богатства, денег, власти...?
Оба эти спектакля поставил режиссер театра, заслуженный деятель искусств РФ В. Бирюков - признанный мастер комедийного жанра.
Спектакль «Одолжите тенора» - забавная история о том, как поменялись местами знаменитый тенор и никому не известный молодой певец, в постановке народной артистки РФ Н. Зубковой - стал одним из самых востребованных и популярных спектаклей сезона.Сюжет меняется как в калейдоскопе: есть и погони, и переодевания, и любовные недоразумения, и итальянские страсти, и, конечно же, счастливый финал. Много в спектакле до абсурдности смешного, но, как обычно в качественной комедии, присутствует мораль: небожители - тоже люди, ничто человеческое им не чуждо.... Важно воспринимать их без фанатизма. Тогда и привычный до обыденности друг станет в глазах любимой женщины истинным джентльменом. Да таким он и был всегда, просто... «большое видится на расстоянии».
Безусловно, такие пьесы - это удача: и режиссера, и актеров, и театра в целом. Причем, не последнюю роль сыграли прекрасная классическая музыка и исполнение артистами оперных арий, которые звучали на протяжении всего спектакля.
Кстати, спектакль «Одолжите тенора» стал еще и своеобразной генеральной репетицией к грандиозному проекту - впервые в нашем театре был поставлен мюзикл. Почти год артистам и постановочной группе понадобилось, чтобы воплотить задуманное в жизнь. Но все усилия стоили того: мюзикл «Леонардо» (композитор К. Брейдбург, либретто Е. Муравьев) - версия нескольких месяцев из жизни гения эпохи Возрождения Леонардо - имел оглушительный успех. Прекрасная музыка, удачно подобранные исполнители, драматические актеры, которые поют не хуже звезд российской эстрады, необычность всего происходящего на сцене - мюзикл изначально был обречен на любовь и признание зрителя.
Еще один спектакль, о котором если просто сказать, что он произвел фурор - значит ничего не сказать - «Знакомый ваш Сергей Есенин».
«Это творческий проект наших молодых актеров. Ребята сами написали пьесу, сами ее поставили и сыграли в ней, - рассказывает Евгений Иванович. - Жизнь поэта, его отношения с женщинами, его метания и терзания, и, конечно же, его стихи, в основном о любви, во славу которой Сергей Есенин сочинил не один гимн. Конечно, все это не могло оставить равнодушными все поколения зрителей».
Спектакль потрясает, душу переворачивает. Жаль только, что в постановке не прозвучали и другие стихотворения Сергея Есенина. Например, «Шагане, ты моя Шагане» или «Я спросил сегодня у менялы». Хотя, можно только представить, как невероятно трудно было выбрать ребятам несколько тех «самых-самых».
Театр и в этой постановке выполнил свою задачу - безусловно, творчество великого русского поэта Сергея Есенина приобрело сотни новых почитателей.
И, наконец, завершающим аккордом театрального сезона 2012-2013, стал спектакль по пьесе У. Гибсона «Сотворившая чудо». Поставила спектакль молодой режиссер С. Гонзиркова, художественный руководитель постановки Ю. Еремин, главные роли исполнили актрисы И. Баранникова и О. Буряк.
«Сотворившая чудо» - спектакль о девочке Элен Келлер, которая в младенчестве потеряла практически все способности, которые связывают человека с внешним миром - зрение, слух и дар речи. Она не видит лиц своих родителей, не слышит пения птиц, шороха ветра и стука дождя по крыше. И только посредством обоняния и осязания несчастный ребенок прикасается к жизни. Однако спектакль назван не в честь Элен. Чудо сотворила ее терпеливая наставница Анни Сюлливэн, для которой обучение и воспитание Элен становится делом всей жизни. Совершенно не имея опыта работы с такими детьми, она очень смело берется за дело. Анни совершает попытку научить свою подопечную специальному языку знаков, придуманному монахами, и пробудить в девочке желание познавать мир.
Словами невозможно рассказать,как Анни ломала привычные нормы поведения, как с маниакальным упорством она обучала девочку элементарным действиям: кушать с тарелки при помощи ложки, повязывать салфетку....
От того, как работали исполнительницы двух главных героинь, актрисы Ольга Буряк (Элен) и Ирина Баранникова (Анни), до сих пор мурашки бегают. Игра Ольги Буряк настолько правдоподобна, что у зрителя не остается ни тени сомнения в том, что ее героиня слепа: неловкие, «прыгающие» шаги, неуверенные жесты и постоянные попытки ухватиться за воздух вызывают у зрителя и боль, и жалость, и сострадание.
А для Ирины Баранниковой роль Анни стала новой удачей. Она создала образ нравственно сильной девушки, умеющей по-настоящему любить и, не жалея себя, служить ближнему. Ирина играет как глубокая драматическая, даже трагическая актриса. Ее слезы, ее усталость, ее властность, ее отчаяние захватывают. Глядя на актрису, как ни в ком чувствуешь переполняющую ее любовь к своему делу, к театру, собранность, ответственность за каждое появление на сцене, каждый выход.
Самоотдача обеих актрис, переходящая в самопожертвование, их душевная теплота, которую они вкладывают в роли, вряд ли кого-то оставили равнодушными.Поэтому в финальной сцене кто-то уже едва сдерживает слезы, а кто-то плачет не стесняясь. Как плачут и сами актрисы, и не могут успокоиться, несмотря на то, что уже во всю звучат аплодисменты, и зал стоя скандирует: «Браво!»
Думаю не сильно ошибусь, если скажу, что «Сотворившая чудо» взбудоражил наш маленький город и поверг каждого, кто имел счастье увидеть эту постановку, в культурный шок. Ведь спектакль на следующий день обсуждали и в транспорте, и на улице.
«В этом сезоне мы сыграли 246 спектаклей, которые увидели почти 120 тысяч зрителей. Это, безусловно, успех, - говорит Евгений Луганский. - Но успех этот не случайный. Все, что делаем, мы делаем для зрителя. Ведь без зрителя, театр - ничто. Ты можешь быть сто раз талантливым актером или режиссером, но если зал пуст, то все усилия напрасны».
И последнее. Всегда интересно узнать, что готовит театр для своего зрителя в следующем сезоне. Всех планов Евгений Иванович раскрывать не стал, но кое-что все-таки рассказал:
«Открывать сезон мы будем драмой «Маскарад».Эта постановка будет посвящена предстоящему 200-летию М. Лермонтова, а готовится она при финансовой поддержке министерства культуры края.
Н. Зубкова ставит сказочный мюзикл для детей «Пойди туда, не знаю куда» Евгения Муравьева, там тоже много танцев и пения. Ведем переговоры с рядом режиссеров о возможной постановке «Недоросля» Д. Фонвизина. В планах также интересная пьеса-детектив «В случае убийства обращайтесь...» Фредерика Нотта, та самая, по которой легендарный Хичкок поставил блистательный фильм, а спустя несколько десятилетий - свой же ремейк по нему».
А распахнет театр свои двери 19 октября.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет