Вы здесь

ПУСТЫРЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

10.07.2013
ПУСТЫРЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ
Александр Емцов

Если верить суду, власти Минераловодского муниципального района и Ульяновского сельсовета грубо нарушили закон, а расплачиваться за это приходится фермеру.
ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ
В конце 2010 года Артем Ханагов обратился к главе администрации Ульяновского сельсовета Юрию Янакову с просьбой выделить в аренду 42 гектара земли вокруг заброшенного пруда для расширения своего крестьянско-фермерского хозяйства.
- Она все равно никем не используется, а я сделаю из нее конфетку. Это же рядом с селом, и красиво будет, и всем хорошо, - убеждал он главу села.
Янаков, если верить ему, был искренне убежден, что сельсовет имеет власть над землями, право собственности на которые не разграничено. Именно в таком статусе и находился 42-гектарный участок. Вообще-то распоряжение землей - это государственные полномочия, передаваемые на районный уровень муниципальной власти. Но между Минераловодским муниципалитетом и Ульяновским сельсоветом в ту пору существовало соглашение, которым эти полномочия передавались именно сельсовету. Поэтому глава села идет навстречу фермеру. Рождается договор аренды участка на 49 лет, он проходит государственную регистрацию в Росреестре.
С тех пор Ханагов только и делал, что занимался этой землей. Вывез несколько десятков грузовиков мусора, собранного у пруда, расчистил от камышей и сорняков. Провел рекультивацию, вспахал, засеял. Посадил свыше пятисот плодовых и декоративных деревьев. Построил сараи, хранилища, навесы, провел к ним дорогу, свет, воду, канализацию. Одним словом, привел вчера еще брошенный и никому не нужный пустырь в порядок. Делал, и душа радовалась. Само собой разумеется, исправно вносил арендную плату за землю.
Но давно известно: стоит только очистить золотник, как на него, вчера еще никому не нужный, сразу же найдется целая куча охотников. Так произошло и с нашим пустырем.
КАЧАТЬ ПРАВА ИМЕЕМ ПРАВО
В мае нынешнего года некто Юрий Киргизов обращается в Минераловодский районный суд за защитой своих грубо нарушенных, по его мнению, гражданских прав.
Мол, пришел в районную администрацию с просьбой взять землю вокруг пруда у Ульяновки в аренду, а мне отказали. Ссылаются на то, что участок уже в аренде, сельсовет отдал его фермеру Ханагову. Но Киргизов считает, что оба постановления - и то, которым Ханагову выделялось 42 гектара, и то, которым от них отнимались 12 гектаров, - незаконные, отсюда и договор аренды между Ханаговым и сельсоветом является недействительным, или ничтожным. Глава села не имел полномочий на распоряжение землей. Поэтому она передана в аренду незаконно. Значит, земля свободна и районная власть не имела права ему отказать.
Про второе постановление Янакова, которым у него полтора года назад было отнято 12 гектаров, Ханагов узнает уже в судебном заседании в начале мая этого года. Как раз та земля, на которой он возвел хозяйственные постройки. И якобы на основании заявления самого Ханагова. Ну и дела! Ханагову оставалось только удивляться: ведь никаких заявлений он не писал. И никаких дополнительных соглашений с сельсоветом к договору аренды, которыми у него отнимались 12 гектаров, не подписывал. Но соглашение уже лежало в судебном деле, правда, без его подписи. Спасибо и на том, что полтора года на эти 12 гектаров никто реально не претендовал. Хотя заставило предположить: не только Киргизов, но и сам глава села Янаков положил глаз на его землю. Во всяком случае, незаконным постановлением выдал себя с ног до головы. Еще больше удивился Ханагов, когда узнал, что Киргизов зарегистрирован в Ульяновке, и даже приложил к делу справку за подписью Янакова, что он имеет свое хозяйство и пять голов крупного рогатого скота.
- Это же чистая липа, - возмущается Ханагов. - Получается, что отъем 12 гектаров - только первая часть операции Янакова. Вторая - по отъему всего участка. Теперь уже с помощью суда. А регистрация Киргизова оформлена у нас в селе и справка про наличие скота выданы Янаковым для того, чтобы у Киргизова были формальные основания требовать землю для расширения хозяйства.
Все это Ханагов собирался высказать Янакову в суде. Но тот... не явился в судебное заседание, чем еще больше уверил, что у него рыльце в пушку.
Ханагову ничего не оставалось, как обратиться в районную прокуратуру с просьбой проверить законность постановления об отъеме у него 12 гектаров по его «заявлению», всех этих справок и регистраций по Киргизову. Ответа не было. Написал второе обращение - тот же результат. Последняя жалоба - в краевую прокуратуру. Может быть она поправит коллег. Ведь налицо все признаки злоупотребление властными полномочиями со стороны главы села. Что является уголовным преступлением.
НИ КОЛА, НИ ДВОРА, А НАЗЫВАЕТСЯ ФЕРМЕРОМ
Кто такой Киргизов? Действительно, он никогда не занимался фермерством, во всяком случае, таковым не зарегистрирован и ранее не регистрировался. Более того, никогда не жил в Ульяновке. Ни кола, ни двора. Трудится в соседнем СПК «Волна» разнорабочим, там и живет летом на зернотоке. Зимой же перебирается в поселок Загорский. И вдруг выдает себя за фермера и просит под это землю? А когда не дают, идет за ней в суд?
Подозрительно? Более чем. Как и то, что простой разнорабочий, то есть пролетарий, каким является Киргизов, вдруг прекрасно разбирается в тонкостях законодательства о государственном и муниципальном управлении. Да настолько, что ущучил районную и сельскую власть в неграмотности и нарушении закона. По моим наблюдениям, такого в жизни не бывает. А если случается, то только тогда, когда за таким «фермером» стоят другие, состоятельные и влиятельные люди. Хозяева жизни, в данном случае в Минераловодском районе.
КТО, КТО ЗА ИСТЦОМ СТОИТ?
Ульяновка - село небольшое. Ежу было понятно, что Киргизов во всей этой истории - подставное лицо. Кто реально заказывает музыку?
- Руководство СПК «Волна» - прямо говорит Ханагов. - Его председатель Николай Зайцев, видимо, решил таким образом решить свою проблему. До того, как я взял землю в аренду, он незаконно понастроил на ней целые гидротехнические сооружения. Запитывал пруды, в которых разводил рыбу. А я, приводя в порядок свой пруд, перекрыл Зайцеву воду. Вот вся комбинация и родилась. Зайцев мне прямо грозил, что землю отберет. Отъему земли нашли правовое обоснование.
Сначала глава села, выходя за рамки своих полномочий, а значит, и нарушая закон, выдает землю одному арендатору. Затем, когда эта земля потребовалась другому, более состоятельному и влиятельному арендатору, глава закон нарушает снова и отнимает у первого арендатора без его согласия четвертую часть участка. Наконец, когда новому арендатору потребовалось еще больше, нарушает закон в третий раз, прописывает подставного истца в своем селе, выдает ему фиктивную справку о наличии хозяйства и уже с помощью суда организует отъем всего участка?
Ничего не скажешь, изобретательный глава. Остается только надеяться, что всем его действиям будет дана правовая оценка.
Дальше случается ожидаемое. Судья Минераловодского районного суда В. Соболь делает вывод, что распоряжение землей, собственность на которую не разграничена, является прерогативой районного уровня власти. И относится к таким полномочиям, которые нельзя передавать на нижестоящий уровень муниципальной власти. Соглашение о передаче Ульяновскому сельсовету полномочий по распоряжению землей, на которое глава села Янаков ссылается в своем постановлении, незаконно, поскольку противоречит федеральному законодательству. Исходя из этого, и передача Ханагову в аренду земельного участка является незаконным.
Соболь почти полностью удовлетворяет иск Киргизова. Признает незаконными оба постановления администрации сельсовета, ничтожным - договор аренды с Ханаговым, и незаконным - отказ районной администрации Киргизову в предоставлении участка. Единственное, в чем отказал судья истцу, так это в выделении участка. Не рискнул залезть в полномочия районной власти. А может быть, и не ему предназначается в дальнейшем этот злосчастный участок? Может быть, Киргизов просто в роли того самого печально известного Мавра, который сделает свое черное дело и уйдет?
Судья Соболь ссылается в своем решении на судебную практику, на решения вышестоящих судов, от Высшего Арбитражного до Верховного суда РФ. Вроде убедительно.
Ханагов обжаловал это решение. Подождем, чем закончится дело в апелляционной инстанции. Во всяком случае, юристы сомневаются, что в данном деле должный истец. Как могут быть нарушены права на получение земли «фермера», который таковым не является? Истцом должен быть или сам муниципалитет района, или прокуратура. И рассматриваться дело, по-хорошему, должно в арбитражном суде, а не суде общей юрисдикции, каким является минераловодский суд.
НАЛОМАЛИ ДРОВ ОДНИ, А РАСПЛАЧИВАЮТСЯ ДРУГИЕ
Но, независимо от результата, сейчас хотелось бы сказать следующее.
В свое время наши районные и поселковые власти много наломали дров, превышая свои полномочия в распоряжении землями, право собственности на которые не разграничено. Первые - тем, что передавали эти полномочия соглашениями на нижестоящий уровень, вторые - что отдавали землю в аренду на основании этих соглашений. В последнее время, после целого ряда судебных процессов, стало очевидно, что действия тех и других незаконны. Землей может распоряжаться только районный уровень муниципальной власти.
Но как быть с теми, кто уже получил, как Ханагов, землю от сельсовета и работает на ней? Получается, что именно такие, как он, должны расплачиваться за безграмотность районной и сельской власти, за их невежественность и незнание своих полномочий. Ведь Ханагов не знал, что решение Янакова незаконно. Да он и не должен был проверять его. Получил землю, чтобы работать на ней. Из лучших побуждений вложил во вчерашний пустырь немалые деньги, чуть ли не три года жизни, облагородил землю, исправно платил в бюджет арендную плату. И вот теперь его, ничем не виноватого, одним решением суда лишают и земли, и перспективы развития своего фермерского хозяйства. Да и вообще, веры в справедливость на земле. Получается, что восстановив права одного, суд грубо нарушает права другого. Целой его семьи.
Хотя, с другой стороны, трудно поверить именно в безграмотность районной и поселковой власти. Ведь именно в этот, 2010 год, в декабре которого принимал свое постановление Янаков, по всем муниципалитетам распространялось письмо Министерства экономического развития РФ № Д23-2155 от 16 июня. В нем на вопрос, могут ли органы местного самоуправления передавать полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления поселений, однозначно дан ответ: нет, не могут. Более того, по этому поводу на краевом уровне было много всякого рода совещаний и решений, районные власти получили прямое указание отменить все соглашения о делегировании полномочий по распоряжению землей вниз. Получается, что минераловодцы сидят там у себя под стеклянным колпаком, обо всем, что делается в краевом правительстве, не знают и не слышат? Прямо скажем, верится с трудом. Скорее, знали, понимали, но отдавали. В расчете, что пронесет. Более того, соглашение по передаче полномочий в распоряжении землей было заключено между районной и поселковой властью и на следующий, 2011 год.
Как тут не вспомнить, что все документы муниципальных властей проверяются прокуратурой района. Неужели не заметили превышения Янаковым своих полномочий? Неужели сплошь безграмотные специалисты сидят и в управлении Росреестра? Ведь они регистрировали договор аренды и должны были по долгу службы проверить правомочность всех документов.
Что дальше, если, к примеру, апелляционная жалоба Ханагова будет отклонена и решение суда вступит в законную силу? По закону, раз на земельный участок есть претенденты, муниципалитетом района должен быть объявлен конкурс и проведены торги. И вот тогда, по тому, кто станет участником торгов и кто победит, будет понятно, кто заказал всю эту не очень благозвучную музыку с земельным переделом в маленьком минераловодском селе Ульяновка.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет