Вы здесь

Урожай рекордный. Но будет ли рекордной прибыль?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Рекорд как результат слаженной работы
Горожане на прошлой неделе жаловались на жару, а в селе Безопасном в СХП «Колхоз имени Ворошилова» - на дожди. Они вроде и не заметные, так, землю чуть обрызгивали, но молотить не давали. Как утро - так роса до обеда. Задержали уборку чуть ли не на неделю. И только вчера комбайны домолачивали последние пшеничные поля.
Накануне в хозяйстве прошла своеобразная рекламная акция «Ростсельмаша». Пригнали экспериментальный, с девятиметровой жаткой комбайн «Торум», с двигателем компании «Мерседес»... Разгуляться ему было где. Поле чистое, массив густой и высокий. Впечатляет, новый комбайн делал прокос сразу в полтора раза больше обычного. Но и нагрузка на молотилку ого-го. Производители не ошиблись с адресом. Колхоз имени Ворошилова работает только на ростовских комбайнах, специалисты способны оценить как плюсы, так и минусы нового образца. Так что внимания к новинке было - хоть отбавляй.
Мы застали председателя С. Таранова, когда он собирался ехать в поле с зелеными майками с надписью «Лидер жатвы-2014», чтобы вручить их отличившимся за неделю на уборке. Есть такая в колхозе традиция. Простая, бесхитростная и вместе с тем ценимая людьми.
Сергей Викторович показывает сводки о ходе жатвы. Из них видно, что в целом по хозяйству намолот составил 54 центнера зерна с гектара. Оказывается, это рекордная цифра для колхоза! Валовой сбор пшеницы тоже рекордный - превышает 60 тысяч тонн. А с горохом, ячменем и просом - все 70 тысяч. Такого урожая еще никогда на здешних полях не было. Да и для всего Труновского района эти показатели тоже рекордные. Хозяйство делит первую строчку по урожайности и по намолоту с соседним ЗАО «Совхоз имени Кирова», где площадь зерновых больше. В среднем по району урожайность тоже неплохая - 50,8 центнера с гектара, валовой сбор приближается к 300 тысячам тонн.
- Что должен чувствовать председатель, когда его хозяйство впервые за всю историю дает такой большой урожай?
- Само собой - гордость. И удовлетворение от результативной работы коллектива, - отвечает Сергей Викторович. - Но нос задирать не будем. Год за годом мы шли к этому рекорду. Было время, когда по тридцать центнеров намолачивали и считали за подвиг. Затем больше, больше... За счет чего росли? Прежде всего - у нас специалисты грамотные. Да и с полем стали работать предметно и по науке. Прогрессивная поверхностная обработка почвы, лучшие сорта зерновых, своевременные обработки полей против сорняков и вредителей, новая современная техника и технологии, четкая организация жатвы... Как-то все уже отработано, ладится. Люди на всех участках очень ответственные, надежные. Да и с дождями в мае - июне, именно в период, когда формировался и наливался колос, повезло. Все это и позволило намолотить больше, чем когда бы то ни было.
Наш метод - когда все в одном кулаке
- В свое время, Сергей Викторович, был такой метод - ипатовский. Шумевший на всю страну. Вы по-ипатовски убираете или уже забыли? Как вообще организовано дело?
- Как же не помнить ипатовский метод? Звонкое определение это, как и пропагандистская мишура вокруг него, ушли в историю. А вот суть его - крупногрупповое использование техники на уборке зерновых культур, - осталась и у нас, и во многих хозяйствах края. Это когда на уборке все - комбайны, автомобили, тракторы, ремонтные «летучки» - собирается в один кулак и в одном порыве все делается. Наши отцы ведь придумали такой подход не ради красного словца, а для дела. На опыте основывались. Они же не виноваты, что ретивые карьеристы обернули его в такую пеструю одежку и сопровождали парадной трескотней. Вот у нас огромные площади, как без того, чтобы не собрать все вместе в самый ответственный период для земледельца? Поэтому и сохранился, и применяется ежегодно крупногрупповой метод.
Площадь зерновых в этом году в хозяйстве - почти тринадцать тысяч гектаров, поля большие, расстояния до них порой исчисляются десятками километров. Создано пять уборочно-транспортных комплексов. По шесть, а то и по девять комбайнов в комплексе, с ними же ремонтники на летучках, автомобили на отвозе зерна, сразу же убирается солома, проводится поверхностная обработка почвы. Это чтобы влага с оголившихся полей через трещины не испарялась. Такой агроприем еще называется закрытием влаги. Уже сейчас проведено лущение 12 тысяч гектаров стерни - практически вся, поднято свыше 5 тысяч гектаров полупара. Все организовано по уму для того, чтобы быстро и без потерь убрать урожай и сразу заложить основы нового.
Комбайны в хозяйстве сплошь отечественные. У каждой марки своя производительность. Поэтому при подведении итогов используется коэффициент. Для «Дона» он - 1,7, для «Акроса» - 1,74, для «Торума» - 2,25. Люди подобраны ответственные. Лучших показателей на уборке добились комбайнеры В. Кузнецов, А. Гущин и Е. Лунев. Все намолотили без малого по 29 тысяч центнеров. На отвозе зерна лучшие водители В. Шевкунов, А. Сиков и Ю. Черкасов. Они перевезли каждый на своих «КамАЗах» по 40 и более тысяч центнеров.
Отечественные и энергонасыщенные тракторы. Это К-744, Т-150. Может быть, и не так модно сегодня их иметь, импортные и престижнее, и производительнее, но пока достаточно для имеющегося в хозяйстве объема работ. Современная и почвообрабатывающая техника. Ежегодно подкупаются культиваторы, сеялки, опрыскиватели.
Параллельно с жатвой зерновых в хозяйстве началась заготовка кормов. Сено, сенаж, та же пшеничная солома - все идет в стога и траншеи. В хозяйстве тысяча голов дойного стада, бычки на откорме, 6,5 тысячи голов овец. Это классический многоотраслевой колхоз. Да, основной доход дает зерно. Но и молоко, и мясо уже не убыточные, приносят хоть и не такую большую, но прибыль.
Дни, которые год кормят
Современная уборка меньше всего похожа на ту, что была еще два десятилетия назад. Ни лозунгов, ни требования темпов и героизма. Молотят не тогда, когда надо по графику, а когда можно, как погода позволяет. С потерями борются не потому, что начальство в районе требует, а потому что так выгодно работать. Все пронизано спокойным рационализмом.
Прежде всего, он проявляется в заинтересованности каждого участника жатвы. Уборочная страда давно уже стала коротким периодом больших денег для механизаторов, пересаживающихся с тракторов на комбайны. Да и всех, кто так или иначе работает в эти жаркие дни в поле. Правление колхоза в этом плане не скупится. За нынешнюю уборку, например, ниже 50 тысяч рублей в колхозе имени Ворошилова не получит ни один комбайнер. По 80 тысяч - большинство. А лучшие - так и по 100 тысяч рублей. И это за три неполных недели. Даже на подготовке почвы в эти дни механизаторы зарабатывают по полторы - две тысячи в день.
Но самое главное - это доход всего хозяйства от полученного урожая. От которого сложится и зарплата, и покупка семян, удобрений, гербицидов с пестицидами для следующего урожая, и приобретение техники. Поэтому так уж повелось на селе, и Безопасное здесь не исключение: не успеют комбайны уйти с поля, только и разговоров, что о цене на товарное зерно. Сейчас она, как водится в июле, еще низкая, по шесть с лишним тысяч рублей за тонну. Поэтому хозяйство и не торопится зерно продавать. Тем более что на расчетном счету не пусто, кредитов больших здесь стараются не брать, так что руки развязаны и можно подождать лучшей цены. По семь - семь с половиной тысяч за тонну, - это будет нормально. А такая цена сложится не раньше, чем глубокой осенью, а то и зимой.
Размышления о цене
Но это чисто умозрительные расчеты. В которых больше желаемого, чем действительного.
- Действительность же такова, - размышляет Таранов, - что цена на зерно определяется где угодно и кем угодно, но только не теми, кто его производит. За океаном, на биржах, в спекулянтских кругах... Не производители делают погоду на зерновом рынке, а оптовики - посредники и перекупщики. У них в руках самое главное - знание особенностей рынка, свободные средства. И еще - элеваторы, построенные в свое время, в том числе и на деньги хозяйств. Вчера еще наши, хлебоприемные мощности, теперь на нас не работают. Нам же зерно приходится хранить на собственных, приспособленных складах, с потерями для его качества, разумеется. Можно выгодно продать в Новороссийске, в грузовом порту. Но туда не пробиться. Там свои законы и свой устав. Отнюдь не монастырский. Остается лишь продавать зерно заезжим коммивояжерам. И, повторяю, сожалеть, что не мы определяем правила игры, не мы, производители, делаем погоду.
- Пару дней назад, Сергей Викторович, Правительство Российской Федерации озвучило прогноз об ожидаемом урожае зерновых по стране. Будет его вроде не менее 100 миллионов тонн. Радоваться станем за Россию или расстраиваться, что избыток предложения обрушит цену?
- Тот самый случай, когда сильно хорошо - уже нехорошо. Безусловно, такой большой объем зерна начнет сдерживать цену. Нам остается только ждать, когда она будет самая оптимальная. Тактика это или стратегия - решайте сами. Будем действовать по здравому смыслу. С другой стороны, качество нашего ставропольского зерна, его хлебопекарные свойства намного выше, чем в других регионах. С этой точки зрения и рекордный урожай не помеха, спрос должен быть.
И тем не менее даже при уже сложившейся цене у председателя есть уверенность, что колхоз сработает в целом по году рентабельно. В прошлом году себестоимость производства одной тонны озимой пшеницы была на уровне 4,9 тысячи рублей. В этом вряд ли она будет выше, скорее - снизится. Ведь масса урожая больше. А затраты примерно на уровне прошлого сезона.
Так что прибыль от зернового производства в любом случае будет, и неплохая. А это уже шанс для дальнейшего развития.
Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет