Вы здесь

Если бы по улицам ездили электровозы

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Почти 177 лет назад в Россию был доставлен первый из 6 паровозов английского и бельгийского производства. Расстояние в 27 километров между Петербургом и Царским селом он прошел с небывалой по тем временам скоростью - 40 верст в час, то есть был в пути немногим больше часа. С тех пор изменилось многое. Сегодня железнодорожная сеть России считается одной из крупнейших в мире. Протяженность ЖД магистралей нашей страны составляет более 86 тысяч километров, а скоростные возможности некоторых поездов приближаются к 350 км/ч, и это, как говорят, еще не предел.
В наши дни уже невозможно представить жизнь современного общества без развитых путей сообщения. Однако далеко не все предпочитают быстрые авиаперевозки, так как даже при полете на самых проверенных самолетах хорошо зарекомендовавшей себя авиакомпании всегда остается определенная степень риска. Самым бюджетным средством для перевозок и поездок остаются автобусные рейсы. Правда, уровень удобства в них по-прежнему оставляет желать лучшего. А вот железнодорожный транспорт продолжает оставаться одним из самых безопасных, комфортных и недорогих средств передвижения. К тому же в планах правительства до 2030 года - реконструировать ЖД сообщение до неузнаваемости. И речь идет не только о ремонте устаревших конструкций. Практически на всей территории России, включая Северный Кавказ и Ставрополье в частности, должны появиться новые, более рентабельные линии, связывающие основные деловые и курортные зоны страны. Причем часть из них станет сверхскоростной, что позволит сделать «железнодорожное» передвижение еще более конкурентоспособным.
Но как вы понимаете, для того чтобы вся эта многокилометровая система с множеством стрелок, веток, поездов и переездов нормально функционировала, силы приложить нужно не малые. И если в начале 19 века для железнодорожного сообщения хватало одного машиниста, то сегодня профессия «железнодорожник» насчитывает много специальностей: от тяжелого физического труда на строительстве и ремонте железных дорог до требующей высочайшей квалификации профессии машиниста электровоза или должности начальника железнодорожного участка.
Для многих из нас слово «железнодорожник» чаще ассоциируется с машинистом поезда. Однако первый человек, от которого зависит железнодорожное сообщение, - это путеец. Ведь согласитесь, каким бы ни был квалифицированным машинист, но состав он поведет только в том случае, если рельсы проложены и исправны. На плечах путейцев ответственность за перевозки по всей стране. Наверняка каждый хоть раз в жизни видел людей в ярких жилетках, обкашивающих ЖД путь, приводящих в порядок остановки и простукивающих рельсы молотком. Все это они - путейцы. Эти же люди меняют прогнившие шпалы, сточенные рельсы и следят за состоянием насыпи. У каждой бригады есть свой участок дороги. Фактически наше с вами безопасное передвижение зависит от их кропотливой и тяжелой работы. Кувалда, лом, лапа для выдергивания костылей, автономная электростанция - все эти инструменты есть верные спутники дорожных стражей. Причем работать они должны при любых погодных условиях. Дождь, град или снег, но путейцы или правильней монтеры пути (разных разрядов), техники-путейцы в любое время суток обязаны максимально быстро решить поставленные перед ними задачи по прокладке, замене и починке железной дороги.
- Ну, а что говорить? Трудно, конечно. По ночам нас не дергают, здесь не такое интенсивное движение, ну а в морозы, снег, дождь - это бывает. Иногда руки примерзают, но работать нужно, через два часа пройдет состав и к этому времени путь уже должен быть как новенький, - рассказывает Дмитрий, ставропольский путеец.
Вторая по значимости железнодорожная специальность - это слесарь. Слесари - это те немногие люди, которые получают допуск к поезду перед его отправкой. Без осмотра слесаря состав на линию не выпустят.
- Вы думаете, слесарь - это так просто. Ничего подобного. Приходишь на работу, получаешь разнорядки, знакомишься со всеми нормативными актами, берешь обходной лист, идешь в медпункт. Прежде чем тебя к поезду подпустят, нужно убедиться, что ты стопроцентно здоров. Основная задача слесаря - изучить и устранить все неполадки. Вот поднимаешься в локомотив с соблюдением всех правил безопасности, там просматриваешь оставленные машинистом записи в журнале о последней поездке. Я всегда на каждый локомотив еще свой журнал вел, на всякий случай. Посмотрел на отметки машиниста, сверил со своими записями, уже точно знаешь, на что стоит обратить внимание, что барахлит, что может сломаться. Потом, даже если жалоб не было, все осмотришь, проверишь, - говорит Дафа Асхаров, человек, отдавший железной дороге всю свою жизнь.
Сейчас Дафа Александрович давно на пенсии, но начинал он работу простым слесарем, потом не один год отъездил машинистом, где накатал не одну сотню километров, работал в станционной администрации, инспектировал молодое поколение машинистов, а теперь готовит новые кадры в минераловодском железнодорожном колледже.
Меня уже только стенды, объясняющие устройство и последовательность деталей в электровозах, испещренные тонкими линиями и множеством надписей, аббревиатур и цифр в лабораторной комнате Дафы Асхарова, повергли в трепет. Но для опытного железнодорожника вся эта, без лишней скромности премудрая наука кажется чем-то само собой разумеющимся.
- Неужели ваши студенты все это с первого дня понимают? - недоумеваю я.
- Нет, с первого дня не понимают, - вздыхает преподаватель, - с каждым приходиться биться, объяснять по несколько раз, но к концу третьего года они все эти схемы должны с закрытыми глазами нарисовать, иначе работать не получится.
Еще одна очень важная специальность - электромеханик, по большей части это именно они должны наизусть знать все эти необозримые схемы. Электромеханики на железных дорогах делают все возможное для того, чтобы движение в стране оставалось непрерывным. Если в регионе ездит хотя бы один электровоз, а на рельсах вы заметили хоть одну стрелку, знайте, что на станции без помощи этой специальности никак не обойтись. Электромеханики обслуживают устройства сигнализации, централизации, блокировки и автоматизации. Все движение электровоза полностью зависит от компетентности этого специалиста. И не удивительно, что профессия «электромеханик» на железной дороге - одна из самых сложных и необходимых.
Другой сложной и очень ответственной работой на ЖД можно по праву назвать должность диспетчера. Его задача не только связаться с бортом и спросить, как скоро поезд прибудет на станцию. Работа диспетчера - это обеспечение выполнения графика и полная безопасность при маневрах. Одним движением руки, одним нажатием кнопки этот человек руководит передвижением множества поездов. Диспетчер планирует и составляет траекторию движения каждого состава, контролирует работу станции, следит за тем, как выполняется погрузка, выгрузка, прием, формирование и отправление составов. Он должен ориентироваться в любых обстоятельствах и уметь быстро находить варианты для предотвращения аварийной ситуации, разводить поезда. Дело в том, что на каждом локомотиве стоит датчик. При приближении к стрелке с датчика передается информация о направлении движения поезда и при необходимости рельсы сдвигаются, и стрелка уводит состав в другом направлении. Так вот планирование этого пути и есть задача диспетчера. Одна незначительная ошибка, и состав может уехать в другую сторону, а что еще хуже - столкнуться с поездом, идущим на встречу.
Ну и, конечно, говоря о железной дороге, нельзя не сказать о работе машиниста, ведь в его руках тысячи человеческих судеб. Работать машинистам приходится буквально в автоматическом режиме. Дорога ошибок не прощает. Быть машинистом железнодорожного транспорта - серьезное испытание, к которому готовы далеко не все. В доли секунды они должны принимать сложнейшие решения. И по пути следования исправлять ошибки, допущенные другими мастерами и службами.
- Если в дороге случается неполадка, машинист имеет право остановить состав не более чем на 2-3 минуты и за это время либо устранить поломку, либо выбрать тот режим езды, который позволит безаварийно довести состав до первой станции. А вот в случае неправильной работы диспетчера или автоматических систем машинисту придется не сладко, ведь тормозной путь состава, в зависимости от уклона путей и загруженности вагонов, может достигать 5 километров. При этом стопроцентную собранность и поминутную готовность машинист должен сохранять, невзирая на отвлекающие шумы, мигающие лампочки и температуру, которая в жаркие дни может подниматься в кабинах старого образца до 60 градусов, - рассказывает Дафа Ахсаров.
Тем не менее на вопрос о том, что водить легче машину или электровоз, Дафа Александрович, машинист со стажем, отвечает однозначно:
- Ну что там ваши машины. Крутишь себе руль туда-сюда. На светофоре остановился, не остановился, значит - авария. То ли дело электровоз. Столько нужно успеть, за стольким уследить. Машину водить, конечно, легче, но поезда не в сравнение - интересней. Если бы по улицам можно было ездить на поездах, я бы предпочел электровозы.
Возможно, именно поэтому практически все мальчишки, собирающиеся поступать в железнодорожный, в первую очередь подают документы на специальность машиниста. И даже те, кто не прошел по баллам, впоследствии мечтают о переквалификации. Но уже при поступлении в учебное заведение у молодых людей, желающих учиться на одной из самых сложных специализаций, прежде всего, проверяют физическое здоровье. Оно должно быть не хуже, чем у космонавта. А при поступлении на работу и каждый раз перед выходом в рейс машиниста тестируют еще и на внимание. Ведь без соколиного зрения, молниеносной реакции и фундаментальных знаний на этой работе точно не обойтись.
Но вот, наконец, машинист привел состав на перрон, и тут его встречают еще одни железнодорожники - осмотрщики. Они первыми встречают поезд и принимаются за работу. За отведенное на осмотр небольшое количество времени специалист должен убедиться, что состав исправен и может без помех продолжить путь. Но это не значит, что он свободен, если нет поездов. В его ведении находится большое количество приборов, каждый из которых он должен настроить и проверить перед началом работы, и только после этого можно приниматься за проверку вагонов и выявление дефектов. Вообще профессия осмотрщика что-то вроде терапевта, только пациенты у него по большей части железные. А аппаратура для выявления повреждений в несколько раз превышает по чувствительности обычные медицинские приборы.
- Например, один из наиболее современных приборов проверки дефектов на осях колес локомотива - это ультразвуковой дефектоскоп. Осмотрщик прикладывает его к колесу, пускает сигнал, и, в зависимости от времени его возвращения, специалист понимает, есть ли на оси трещина, какого она рода и сможет ли состав ехать с такими дефектами, или необходимо срочно производить замену, - объясняет Дафа Асхаров.
Ну и, конечно, как же без проводника? Этот особый человек встречает пассажиров у дверей поезда - именно он больше остальных у обывателя ассоциируется со всей железной дорогой. Он, а чаще всего она на протяжении всего маршрута создает условия для комфортного времяпрепровождения путешественников. Приветствие и прощание проводника, по сути, - это первый и последний моменты, которые из всех путевых воспоминаний запоминаются больше всего. Проводник проверяет документы, производит посадку и высадку, сообщает о приближении к той или иной станции. Даже в чрезвычайных ситуациях они обязаны в первую очередь заботиться о пассажирах. Кроме того, проводники - помощники машинистов, они подают сигналы, сообразно с которыми машинист знает обо всем, что происходит по всей длине состава. В случае необходимости они должны суметь изолировать вагон и своевременно воспользоваться стопкраном. А еще проводник - это своеобразное лицо железной дороги, поэтому в любую погоду и при любых обстоятельствах он должен сохранить улыбку и приветливое расположение духа, что, поверьте, подчас не так-то просто. А уж сколько проводниками и машинистами накатано километров по стране и посчитать сложно.
В целом железная дорога - это особый мир со своими правилами, своим языком семафоров и красных флажков, и народ на ней работает тоже особенный. Возможно, именно поэтому, даже выходя на пенсию, железнодорожники все равно тянутся обратно. Кто-то охранником, кто-то сторожем, кто-то административным работником, есть такие, кто продолжает инспектировать работу молодых кадров, а другие уходит в вузы. Но так или иначе все равно остаются в профессии. А такая верность делу жизни дорогого стоит.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет