Вы здесь

«В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ»: УМИРАЛИ, НО НЕ СДАВАЛИСЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В преддверии юбилейной даты - 70-летия Победы советского народа над фашизмом - в Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю.Лермонтова состоялась премьера спектакля «В списках не значился» по одноименной повести Бориса Васильева.
Стоит отметить, что ставропольская драма постоянно отдает дань памяти всем тем, кто встал на защиту нашей Родины в самый страшный для нее период. «Завтра была война», «Соловьиная ночь», «Вера, Надежда, Любовь», «Берег» - вот далеко не полный перечень постановок, посвященных подвигу русского народа. Причем, в основном, все спектакли о молодых людях, вчерашних мальчишках и девчонках, которым пришлось жить, любить и умирать в эти страшные годы. «В списках не значился» - не исключение.
Главному герою спектакля Николаю Плужникову к июню 41-го едва-едва исполнилось 19 лет. Его год рождения попал в один из самых страшных военных статистических отчетов. Дело в том, что молодых людей, которые родились в 1921 -1923 годах, к концу войны осталось всего три процента. Три! Даже писать страшно, не то, что считать. Получается, из десяти не вернулось...десять. Коля - последний защитник легендарной Брестской крепости, которая первой приняла удар врага, тоже не вернулся. О нем и о тех тысячах безымянных героев, которые погибли, защищая Родину, о преданности, любви и смерти, и, конечно, о настоящем подвиге рассказывает новая военная драма нашего театра.
Впрочем, сюжет повести знают, должно быть, все: молодой лейтенант Николай Плужников прибыл в Брестскую крепость ночью 21 июня и не успел даже оформить документы - началась война. «Я ведь даже в списках еще не значусь!», - крик отчаяния Плужникова. Бой, начавшийся с восходом солнца, продолжался для него 9 месяцев... За это время он прожил целую жизнь. Ему встречались храбрецы и герои, подлецы и трусы. Он видел, как погибали его товарищи, сходили с ума... Там, в казематах цитадели, он встретил девушку, которую полюбил.... И вышел наверх только в апреле 1942 года, потому что у него кончились патроны, и потому что узнал - немцы разбиты под Москвой.
Ставить спектакли о Великой Отечественной войне - задача непростая, больно трепетная тема, но сразу хочется сказать, что режиссер, народная артистка РФ Наталья Зубкова, и актеры с ней справились.
Масштабные декорации, пронзительная музыка, кроваво-красный свет, сцены боя - все создает огромный масштаб той трагедии, что обрушилась на Брестскую крепость и ее защитников. И эту трагедию начинаешь переживать уже в самом начале спектакля, в первые секунды, когда вверх, словно саван, поднимается белый занавес, обнажая стены-руины, на которых надписи: «Мы умираем, но не сдаемся. Прощай родина», «Нас было трое москвичей», «Умрем, но из крепости не уйдем»... А потом эта трагедия набирает и набирает обороты: нет воды, оружия, в атаку идут с саперной лопаткой, война и смерть разрушают все вокруг, и даже любовь, которая часто на войне равняется жизни, - трагедия.
Все актеры создали волнующие пронзительные образы. Александр Кошелевский, исполнитель роли Коли Плужникова, даже не сыграл, а прожил жизнь главного героя. На наших глазах из легко краснеющего юноши, мечтающего об аистах, любви и славе, он превращается в воина, защитника, человека, который вдруг остался совершенно один, которому пришлось начать войну против целого государства. Он сам себе отдает приказы, сам следует им и отчитываться перед собой тоже сам. Он защищает Родину не по приказу, а по велению сердца. А в финале он настолько пронзительно произносит свои последние слова: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я - последняя ее капля», что веришь безгранично, - произносит их не Саша, а раненый, едва державшийся на ногах, Коля Плужников. Это самый удачный образ в спектакле, не сыгранный, а пережитый внутри себя. Впрочем, убедительны были все актеры.
Непростую женскую роль, даже скорее долю, довелось сыграть молодой актрисе Галине Сушкевич. «Там, наверху, война. А я такая счастливая!» - говорит впервые влюбившаяся Мирра. Да война, горе, рядом смерть, но ведь так хочется любить и быть любимой. Очень сильная сцена в спектакле - прощание главных героев. Она уходит от любимого человека, уходит, чтобы спасти их ребенка. Надеется на чудо. А ты смотришь и понимаешь, что чуда не произойдет, что уходит она не из подвала цитадели, а из жизни, и что прощаются они навсегда.
Блестяще играет заслуженный артист России Александр Жуков. Его политрук-настоящий офицер, образец благородства, честности и мужества. Он не прячется за спины бойцов, поднимает их в атаку, поддерживает. В нем чувствуется такая сила воли, такое участие к людям, что каждое его приказание выполняется бойцами мгновенно. Смотришь на политрука, которого так честно, без пафоса сыграл Александр, и понимаешь, благодаря таким командирам, уже тогда в самый первый день, 22 июня, солдаты сделали свой выбор: не отдать Родину врагу и стоять за нее насмерть.
В постановке задействовано много актеров: заслуженный артист РФ Михаил Новаков, артисты Ольга Буряк, Игорь Барташ, Тамерлан Коченов, Лариса Урбан, Оксана Винникова, Людмила Дюженова, Полина Полковникова, Георгий Серебрянский, Владимир Лепа, Мадина Шарипова, Константин Маковкин - у кого-то роли небольшие, у кого-то - практические фоновые, но и они работают на общий результат. Всего несколько минут находится на сцене Владимир Лепа, он снимает с себя и передает Николаю знамя полка. Мурашки бегут по спине и слезы на глаза наворачиваются, когда видишь обожженное, простреленное, окровавленное полотнище, и слышишь: «Сил нету? Сейчас будут. Сейчас дам тебе силы. Расстегни меня... Чуешь силу? Чуешь? С первого дня на себе ношу. Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем приказывал тебе. Его именем сам жил, смерть гнал до последнего. Теперь твой черед. Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь и не моя - Родины нашей это честь. Не запятнай, лейтенант».
Кстати, ни одно из знамен воинских частей, сражавшихся в крепости, не досталось врагу.
Спектакль производит сокрушительное впечатление. Зрители плакали во время спектакля - так вжились актеры в роли. А не это ли лучшее доказательство, что спектакль получился, что он тронул наши сердца и души.
Нельзя не сказать и о финале. Наверху, как на постаменте, в ватнике и с автоматом стоит Русский Солдат. Стоит как памятник всем героям, защищавшим Родину до последнего вздоха. Стоит и смотрит куда-то вдаль, он выше всех мыслимых и немыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти. Я такую картинку много раз видела на фотографиях и плакатах. Она для меня навсегда связана с тем, что войну эту великую выиграли не маршалы и генералы, а простые Русские Солдаты.
Жаль, что в спектакле не показан один из ключевых моментов повести, когда седой, слепой, чуть живой, вынужденный сдаться Коля выходит из подвала, ему отдает честь немецкий генерал, а солдаты вскинули оружие «на караул». Рассказал об этом зрителю заслуженный артист РФ Владимир Аллахвердов. Он настолько точно смог передать свои ощущения от увиденного, что казалось, ты слышишь лязг оружия и видишь всех немцев, отдающих честь русскому солдату.
«Спектакль «В списках не значился» уже шел на ставропольской сцене 40 лет назад, - говорит директор театра, заслуженный работник культуры РФ Евгений Луганский. - К нынешнему Юбилею Победы мы пересмотрели множество пьес, но решили остановиться на повести Бориса Васильева. Нам важно было показать молодого человека того времени, его отношение к Родине, к жизни, любви, его верность и героизм. Показать, как безусые мальчишки отдавали свои жизни. Сегодняшнее молодое поколение должно знать об их бессмертном подвиге, тем более в нынешней ситуации, когда на Западе пытаются перекроить нашу историю и умалить подвиг русских солдат.
Также хочу отметить замечательную игру наших актеров. Войну на крике не сыграешь. Война - это не только подвиг, но и боль, кровь, смерть, пепел, страх. Они все смогли пропустить свои роли через сердце, играли ярко, профессионально и очень талантливо. Ольга Буряк в роли Мирры - настоящий солнечный лучик в том темном подвале, поддержка и опора для Коли. Александр Кошелевский - он играл пронзительно, что называется на обнаженном нерве. Он показал нам настоящего героя, его безграничное мужество, когда - «умирают, но не сдаются». Мы приглашаем наших зрителей, а молодежь особенно. В «Списках не значился» - это спектакль-напоминание, спектакль-осмысление и спектакль-память. Это спектакль о простых русских людях и о душевной силе русского народа и, конечно, о войне! О страшной войне, о которой мы не имеем права забывать».
Наталья Макагонова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет