Вы здесь

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕИСТВИЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Недавно в краевом центре состоялся круглый стол по теме «Городская среда. Градостроительство и власть». Речь шла о ситуации в сфере градостроительства и о проблемах, которые в настоящий момент требуют незамедлительного решения. Среди прочих на встрече поднимался вопрос о необходимости заниматься расселением аварийных домов в центре Ставрополя.
Проблема - серьезнейшая. Состояние многих домов на центральных улицах ухудшается год от года, и кое-где просто небезопасно жить. Однако расселение аварийного фонда идет крайне сложно. Даже в тех случаях, когда дома удалось включить в программы переселения граждан из аварийного жилья. Причин как минимум две. С одной стороны, собственникам и властям не удается достичь компромисса, а с другой - качество выполнения строительных работ в крае не самое лучшее. А потому граждане отказываются от тех квартир, что им предлагают.
Именно такая история произошла с обратившимся в редакцию «Ведомостей» жителем краевого центра Иваном Стариковым.
В декабре 2008 года дом по проспекту Октябрьской революции, 29, в котором он проживал со своими близкими, постановлением главы города Ставрополя был признан аварийным и подлежащим сносу. Да это и неудивительно - состояние, в котором находится строение, было плачевным: фундамент просел, в стенах были многочисленные трещины, перекрытия прогнулись, крыша была как решето, а электропроводка износилась настолько, что в любой момент могло произойти короткое замыкание...
Решение о том, какую альтернативу предложить собственникам жилых помещений, было принято только через три года. В мае 2012 года было подписано постановление администрации города «Об изъятии жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности в многоквартирных домах, подлежащих сносу» в рамках реализации ведомственной муниципальной целевой программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2011-2012 годы». Расселить по ней должны были два дома: № 29 по проспекту Октябрьской Революции и № 24 по улице Орджоникидзе. Среди тех, кому собирались предоставить новое жилье, была и семья Ивана Старикова, которой принадлежала трехкомнатная квартира общей площадью 34,5 квадратных метра.
Для того чтобы обеспечить людей новым жильем, администрация города заключила муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья с ООО «Стройград». Согласно ему, заказчику должны были передать 19 квартир в доме по улице Достоевского, 52в для переселения граждан из аварийного МКД по проспекту Октябрьской Революции.
Дом построили, и многие из жильцов аварийного МКД получили ключи от новых квартир, куда не замедлили въехать. Предложили новое жилье и Стариковым.
- Первоначально в администрации города нам пообещали взамен нашей трехкомнатной квартиры две однокомнатные. Мы согласились на этих условиях. Однако о своих обещаниях власть быстро позабыла и решила, что нам достаточно и одной однокомнатной квартиры. Но этот вариант нас не устроил по нескольким причинам. Во-первых, несколько лет назад мы забрали в город мать моей жены, и она живет с нами. То есть в одной квартире, по сути, должны разместиться две семьи. И как это сделать нам - не ясно. Во-вторых, дом, признанный аварийным, расположен в центре города, а нам предложили переехать на окраину. Учитывать, по нашему мнению, нужно и то, что в собственности у нас была не только квартира, но и часть земельного участка, на которой находится дом. В мае прошлого года была проведена независимая экспертиза. Согласно оценке эксперта, рыночная стоимость нашего имущества составляет два миллиона 800 тысяч рублей. Равноценно ли это стоимости квартиры? На мой взгляд, нет, - рассказывает Иван Стариков.
В общем, договориться о переезде не получилось.
И тогда администрация города подала иск в Ленинский районный суд с требованием о выселении Стариковых из аварийного дома в принудительном порядке. Но суд, рассмотрев это дело, в иске отказал, сочтя, что предложенный семье вариант не является равнозначной заменой их старой квартире, а значит не соответствует требованиям действующего законодательства.
Между тем время шло - а вопрос с переселением из аварийного жилья не двигался. И тогда Иван Стариков обратился в Октябрьский районный суд с иском к администрации города Ставрополя о понуждении ее выкупить земельный участок и квартиру, определении выкупной цены и срока выкупа. Мотивировал он это тем, что при согласии собственника на переселение из изымаемого жилого помещения закон обязывает зачесть стоимость предоставляемого ему жилья в счет выкупной цены, а если согласия нет - обязывает изъять аварийное помещение по выкупной цене.
С требованиями истца представитель ответчика не согласился, пояснив, что финансирование мероприятий по переселению граждан в рамках реализации краевых адресных программ осуществляется за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджета края и города. Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащий сносу, включен в региональную программу по переселению граждан, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения или его выкуп. Иван Стариков с близкими воспользовались правом на предоставление им другого жилого помещения, что подтверждается их заявлениями. И это исключает понуждение изъятия квартиры, определение выкупной цены и срока выкупа. Да и выкупная цена, заявленная собственниками, очень высока. «Очевидно, что рыночная стоимость жилого помещения собственника квартиры в аварийном многоквартирном доме не соответствует стоимости аналогичного помещения в пригодном для проживании здании», - полагал ответчик.
К тому же бюджетные деньги расходуются исключительно на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых еще не завершено, выплату лицам, в чьей собственности находится жилое помещение, входящее в аварийный жилой фонд выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ при условии наличия у них в собственности других помещений, пригодных для проживания. У Старикова и Сафоновой таких помещений нет.
Но суд, изучив обстоятельства дела, пришел к выводу, что изъятие земельного участка и выкуп квартиры не могут быть произведены по той причине, что сторонами не соблюден установленный порядок оформления документов: заявления истцов не были оформлены, как положено, не прошли государственную регистрацию и не содержат согласия сторон по существенным условиям, предусмотренным Гражданским и Жилищным кодексами. И отказал в удовлетворении иска.
Впрочем, не так давно семье предложили еще один вариант для переселения - двухкомнатную квартиру в доме № 83 по улице Доваторцев.
- И мы были склонны согласиться, но когда посмотрели квартиру, не стали этого делать. Новое жилье оказалось в не самом лучшем состоянии - стены покрыты грибком, обои отваливаются и т.д. И какой смысл в таком переезде? В общем, то, что ваш дом признали аварийным, совсем не означает, что вы вскоре получите взамен новое благоустроенное жилье. Вот и из жителей нашего дома два человека так и не дождались новоселья, так как умерли, а моя теща так перенервничала, что у нее случился инфаркт, - говорит Иван Стариков.
Вот такая история. Люди несколько лет ждут, когда решится их жилищный вопрос. И вряд ли в ближайшее время отпразднуют новоселье. Кстати, переезда ждут не только Стариковы, но и несколько других жителей дома.
И понять этих людей можно. Согласно закону, жилые помещения, приобретаемые для расселения жителей аварийных домов, должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам, а также требованиям технических регламентов. В них, в частности, должны быть выполнены штукатурные работы, произведена подготовка и отделка стен и многие другие виды работ. Но нигде не сказано, что обои могут отваливаться, а стены - покрыты черной плесенью...
Решать этот вопрос надо, и как можно скорее. Ведь, по сути, речь идет о срыве сроков программы переселения граждан из аварийного жилья, за которые наш регион уже и так оштрафован.
Ну а что касается качества строящегося в регионе жилья, то это вопрос и на самом деле больной. Это признал недавно и министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта края Игорь Васильев. И пообещал, что такое больше не повторится. Хотелось бы, чтобы это было и в действительности так. Иначе непонятно, зачем строить такое жилье, которое сразу после ввода в эксплуатацию нужно ремонтировать, так как жить в таких условиях - нереально.
В общем, пока вопросов больше, чем ответов.
Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
6 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.