Вы здесь

ЧТО НАША ЖИЗНЬ? ИГРА?!

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В конце марта в академическом театре драмы им. М. Ю. Лермонтова состоялась пятая премьера нынешнего сезона. Впервые в России пьеса «Игра», написанная нашим земляком Ильей Сургачевым, нашла воплощение на сцене ставропольской драмы.

Отмечу, что к Сургучеву театр обращается не первый раз. В 1999 году Алексей Малышев поставил спектакль «Осенние скрипки», главные роли в котором блестяще сыграли Наталья Зубкова, Михаил Новаков, Александр Жуков, Ирина Баранникова. Эта пьеса в начале прошлого века была написана И. Сургучевым по просьбе К. Станиславского для Московского художественного театра и имела ошеломляющий успех. Такой же ошеломляющий успех почти через сто лет был и у ставропольской постановки. Это был замечательный спектакль о последней любви. И о первой любви. О том, что жизнь теряет всякий смысл, когда из нее уходит любовь...

И вот «Игра». Из той блестящей четверки в сегодняшней постановке занят только заслуженный артист РФ Александр Жуков, а народная артистка РФ Наталья Зубкова в тандеме с заслуженным деятелем культуры РФ Валентином Бирюковым режиссеры спектакля.

«Театр возвратился к творчеству Сургучева не случайно, в этом году исполняется 135 лет со дня его рождения. Конечно, мы не могли обойти эту дату стороной, - говорит директор театра, заслуженный работник культуры РФ Евгений Луганский. - Признаюсь, что остановились мы на пьесе «Игра» после долгих раздумий. Написанная за рубежом, в эмиграции, в двадцатых годах прошлого века, она актуальна и сегодня. Прошел целый век, а русский человек так и остался для иностранцев загадкой, чужаком и чудаком. Как говорит один из персонажей пьесы: «Но что мы знаем о русских? Знаем, что это какой-то странный и непонятный народ. С одной стороны - дикий народ, а с другой - Толстой, Достоевский, балет, театр, музыка, Шаляпин...». Она о достоинстве русского человека. А еще о том, что с Россией играть можно - выиграть нельзя! И за всю свою историю это было доказано не раз».

Игра в жизнь - именно так определен жанр премьерной постановки. Не драма, не мелодрама, не комедия, не трагикомедия... Игра в жизнь. Но разве жизнь не состоит ежесекундно из любви, радости, горя, счастья, а, иногда, из всего сразу, вместе. Разве мы редко надеваем на себя маски, пряча за ними ту же любовь, боль... И, наверное, каждому приходилось хоть раз эти маски, не выдержав, срывать.

О чем спектакль? В небольшом французском городе переполох: русский эмигрант практически разорил казино, выиграв фантастическую сумму. Его имя стало уже практически легендой. Кто он? Гениальный шулер или просто счастливчик? Как бы там ни было, но деньги в казино нужно вернуть любым способом. Ведь русский, сорвав банк, играть перестал и, мало того, собрался уезжать. Управляющий казино вместе с президентом придумали хитроумный план: наняли актеров. Одна из актрис должна влюбить в себя русского, чтобы он вернулся в город и опять сел за игорный стол...

Конечно, практически все зрители сразу же догадались, что у актрисы получится воплотить этот коварный замысел в жизнь. И, вообщем-то, оказались правы. Но таких сюжетных поворотов, думаю, не мог предвидеть никто. Они настолько непредсказуемы и неожиданы, что в какой-то момент даже теряешься, а дальше что? Одним словом, интрига на интриге... Бессмысленно дальше пересказывать спектакль, каждый в любой постановке находит для себя что-то свое. Скажу только, что следить за развитием этой истории хорошо в театре, и большое счастье не попасть в нее в реальной жизни. Мало кому понравится, если он узнает, что рядом люди, которые общаются с тобой корысти ради. Тем более, когда речь идет о любви. А еще спектакль о выборе. Нам в жизни часто приходится делать выбор, и не всегда он оказывается правильным. Шаг влево, шаг вправо, и вот ты уже совсем на другой дороге, ведущей совершенно в противоположную сторону. Хотите увидеть, как это бывает, «Игра» - достойный пример.

Между тем на протяжении всего спектакля, то есть почти двух часов, от сцены глаз не отвести. И дело не только в пьесе «Игра», а от присутствия на сцене интересной компании игроков - наших ставропольских актеров.

И в первую очередь, конечно же, хочется отметить потрясающую игру заслуженного артиста РФ Александра Жукова. Саше часто за его актерскую карьеру выпадали козырные карты (читай роли). Его новая работа - актер Бертран - не исключение. Считается, что если хочешь похвалить актера, надо сказать: «Он живет в этой роли». Но нет, Саша не жил, он играл. Играл в самом лучшем смысле этого слова. Свободно и искренне. Эмоции, мимика, движения, реакция - все было максимально естественно и правдоподобно. И, конечно, неповторимый взгляд Александра, в котором печаль и одновременно ирония над самим собой и над происходящими событиями. И что впечатлило - как легко Саше давался переход между состояниями своего героя - как актер постоянно менялся в соответствии с развитием сюжета. При этом - ни разу не «солгав» и не переиграв. Кстати, отдельное спасибо Александру Жукову за финальное стихотворение. В конце спектакля он владел залом стопроцентно. Только что зритель смеялся над его очередной репликой, через минуту плакал от щемящих лирических слов и интонации, и тут же хохотал вновь. Потрясающий актер и необычайно яркий персонаж! Кстати, поймала себя на мысли: хорошо, что по замыслу автора, его герой сам отказывается от своей любви к героине. Трудно представить, что женщина может устоять перед таким чертовским обаянием. И мало того, предпочла его другому, даже если этого другого играет Владислав Таранов.

Влад очень тонко и мягко играет Русского. 20-е годы прошлого века, эмигрант, значит дворянин, бежавший от революции за границу. В его герое собирательный образ русской аристократии в самом лучшем смысле. Благородный, честный, умеющий любить и прощать. А с каким достоинством и невозмутимостью он выводит обманщиков на чистую воду.

Героиня Оксаны Винниковой (актриса Бланш) - женщина с изюминкой и тайной: в ней что-то такое есть, что влечет к ней мужчин, как магнитом. В первом акте она одинаково достоверна и как коварная соблазнительница, и как влюбленная женщина. А вот во втором действии, мне ее любви к Русскому не хватило.

Слов нет, как самозабвенно и властно играл судьбами других людей заслуженный артист РФ Александр Ростов. Бескомпромиссный и жестокий - настоящий делец, просчитывающий все действия на два хода вперед. Он и на сцене появляется откуда-то из под земли, словно из ада.

Талантливо комичны персонажи заслуженного артиста РФ Бориса Щербакова и Ольги Буряк. Одним словом, как всегда актеры ставропольской труппы блеснули своим многогранным талантом.

И последнее. Мы идем в театр не только затем, чтобы просто отдохнуть от привычной суеты, но и получить какие-то эмоции. Восхититься или возмутиться поступками героев на сцене. Но, зачастую, театр - это не только эмоции, это учебник или школа жизни. Вспомните, сколько раз мы выходили из зала чуточку другими, чему-то научившись или получив ответ на какой-то вопрос. Вот и после «Игры» осталось некое послевкусие и желание поразмышлять на тему игр, за которые порой в жизни приходится платить слишком дорого. «Игра» - спектакль, достойный интереса и времени. Собственно, как и сама наша жизнь, которая... игра. Или... и не игра вовсе.

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.