Вы здесь

ГЛАВНОМУ ПЕДИАТРУ СТРАНЫ ВИДНЕЕ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Вообще-то, подводить итоги уходящего года, когда до его окончания еще добрых два месяца, не спорю, рановато. Но, тем не менее, кое-что за прошедшее время я усвоила все-таки прочно. А именно, что вопреки мнению общества, нельзя практикам прямо с рабочей скамьи, когда еще сердце на зачерствело, а солидарность трудящихся является не просто красивым словом, идти в политику. Априори нельзя. Ибо, пытаясь облегчить жизнь коллегам, можно таких дел наворотить, что то же самое общество взвоет от ужаса. Не верите?

Тогда давайте, читатель, обсудим недавнее предложение главного педиатра страны Александра Баранова, выступившего на совещании в Минздраве России с тем, что в нынешних реалиях пора бы пересмотреть работу участковых педиатров, и, в первую очередь, освободить их от посещений пациентов на дому.

- Сегодня участковый педиатр за год своей работы делает несколько сот посещений на дому, - заметил выступающий. - За рубежом врач на дому уже фактически не работает, всех везут в поликлинику или отделение неотложной помощи детям. Там уже можно провести лабораторные, инструментальные исследования. А что врач на дому? Пришел, послушал фонендоскопом: то ли там респираторная инфекция, то ли вирусная, то ли бактериальная? А разница в лечении колоссальная.

На замечание из зала, что пациенты будут против, Александр Баранов ответил:

- Будут против не пациенты, а родители. Бывает, педиатр приходит, а мама телевизор смотрит. Объясняет, что в поликлинику не пошла, потому что холодно, дождь идет. Мы избаловали родителей, такого за рубежом нет.

Оговорюсь сразу, в Минздраве данная идея пока не нашла своих почитателей. «Комментировать суть данных предложений до их детального обсуждения как в профессиональном медицинском, так и в пациентском сообществах полагаем преждевременным», - заявил директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава Олег Салагай. Но, тем не менее, осадок в обществе остался. Ибо, как показывает практика, помноженная на многолетний опыт наших предков, все случайности у нас случаются неслучайно. Случайные фотографии самые красивые. Случайные открытия самые важные. Случайные фразы самые правдивые. А случайные предложения - это разведка перед боем.

Вон, одно время отдать кареты скорой помощи на откуп частникам, чтобы те обслуживали специализированный автопарк, - тоже казалось самой, что ни есть бредовой идей. Тем не менее, в стране уже есть ряд регионов, где проводится подобный эксперимент. Поэтому, услышав заверения чиновников, что «никаких изменений не планируется», народ все-таки не торопится откладывать копья в дальний угол. Особенно семьи, где есть дети. И я прекрасно понимаю последних.

Может, потому что сама мама? Причем мама, у которой ребенок месяц назад пошел в детский сад, и теперь наши встречи с нынешней системой здравоохранения стали происходить гораздо чаще, нежели хотелось бы. Да что там! Мы стали с ней единым целом, когда только в сентябре дважды обращались за помощью в поликлинику.

Первый раз это была банальная простуда: ночью у сына поднялась температура до 38.5, а утром вызвали педиатра на дом. Капли в нос, противовирусные препараты, чай с малиной и через пять дней мы бодро топали на прием, чтобы взять справку для садика.

Надо ли говорить, читатель, что внутри учреждения, как всегда, был аншлаг? Чихающие дети, нервничающие мамы, загнанные администраторы и непрекращающиеся ни на минуту телефонные звонки в регистратуре. Стоя в очереди за талоном, я без конца поправляла маску Богдану, которую тот также не оставлял попыток снять.

- Мне не удобно, - хныкал сын. - Зачем она?

- Потому что так нужно, - призывая на помощь весь авторитет мамы, твердила я.

Ну, вот как объяснить ребенку, что слева от него мальчик надрывно кашляет, справа - девочка, а перед нами другая мама без конца вытирает нос ребенку!

Между тем, не вселяла оптимизма картинка и на подступах к кабинету доктора. Здесь детей было чуть меньше, чем внизу, но тоже всех условно можно было разделить на две группы: тех, кто сломя голову носился по коридору в ожидании своей очереди, и тех, кто с пунцовыми щеками висел на руках у мам.

- А кто последний? - поинтересовалась подошедшая за мной мама. - Много человек перед вами? Вот эта вся скамейка и следующая? Мы с температурой, можно нам как-то без очереди?

- Нет, нельзя. Тут половина таких же, температурящих! - жестко отвечают мамочки.

Вдруг одна из них не выдерживает:

- Уважаемые родители, извините за вопрос, но все-таки? А почему вы врача на дом не вызвали? Вы же сейчас всех тут перезаразите по новой! Понятно, что не ваши дети, не жалко, но имейте совесть! Мы только выздоровели, и организм еще слаб после антибиотиков, опять, наверное, заболеем. Мы бы и не пришли сегодня, но мне нужно больничный закрывать. А без детей не принимают. Вот и ходим, чтобы новые вирусы подхватить.

Впрочем, «обвиняемые» тоже не безмолвствовали.

- Для выписки существует день Здорового ребенка! Тогда и нужно приходить, если боитесь заболеть! И кто вам сказал, что мы не вызывали врача? С утра звонили, но там постоянно занято было. А когда дозвонились, выяснилось, что наша педиатр уже заканчивает обход и через час у нее прием в поликлинике начинается. И что нам нужно было делать? Дома сидеть? - то ли оправдывалась, то ли жаловалась одна из мам.

- А через интернет вызвать не пробовали? Говорят, сейчас и так можно заявку оформлять, - пошла на «мировую» ее собеседница.

- Да, как-то не догадалась сразу. Увидела, что горло красное, температура не сбивается, бегом дочку в охапку и сюда.

Собственно, мы с этой мамой сидели рядом... Через два дня после выписки, легкое или, как говорят врачи, «остаточное» покашливание Богдана переросло в непрекращающийся кашель, заложенность носа и боль в горле.

- А какая температура у ребенка? - вяло спросил регистратор, когда я снова, набрав знакомый до боли номер, попыталась вызвать врача на дом.

- Сейчас нет. Ночью как сбили, больше не поднималась, - с облегчением выдохнула я, и тут же поняла, какую роковую ошибку совершила.

- Девушка, тогда приходите в поликлинику. У нас вызовы только при температуре выше 38 и прямо сейчас, - категорично ответил голос в телефонной трубке.

Сборы. Промозглая, сырая погода. Общественный транспорт. В итоге последние две недели мы лечили бронхит. И не знаю, только ли мы? Перед нами в кабинет к педиатру было еще семеро детей. Кстати, подобный случай в прошлом году был и у моей знакомой. Там тоже у ребенка с вечера поднялась температура, а утром мама обнаружила на животе и спине у дочки красные высыпания.

- Очень похоже, что у нас ветрянка, - дозвонившись в поликлинику, стала объяснять Ирина. Но в ответ услышала знакомое до боли «температуры нет - везите сами».

- Полчаса мы ехали в маршрутке, потом еще час сидели в очереди, - рассказывает подруга. - Когда педиатр взглянула на наши высыпания, она развела руками и заметила: «Поздравляю вас и заодно всех, с кем вы сегодня здесь контактировали, у ребенка ветрянка».

Мда... А мы хотим отменить вызовы на дом, пеняя на за границу. Дескать, там иначе решают проблемы, это только наша советская медицина додумалась до такого. Да, только наша! И, слава Богу, что в советской педиатрии работали очень грамотные люди, кто не мыслил категориями «удобно-неудобно», а смотрел чуть дальше сиюминутной выгоды, здраво рассудив, что тому же врачу будет гораздо проще, если он три часа походит по району, нежели десяток-другой больных и заразных детей родители привезут в поликлинику, и назавтра к этим болеющим добавятся новые.

- В Западной Европе и США действительно отсутствует практика вызова на дом врачей во всех ситуациях, - замечает и директор института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. - Когда болеет ребенок, это происходит еще реже. Родителям предлагают либо вызвать «скорую», которая отвезет ребенка в клинику, либо самостоятельно его туда доставить, потому что у всех есть автомобили, там прекрасные дороги. Эта практика занимает все большее место в умах наших экспертов. Но все это было бы хорошо, если бы мы жили не в России, а в маленькой Дании или Норвегии, где развита дорожная сеть и относительно небольшие расстояния. Но на просторах России далеко не каждый родитель может позволить себе довезти в больницу больного ребенка. На себе он повезет? Не у всех есть машины. А вызов к ребенку «скорой помощи» в ситуации, когда родители не могут отвезти его в больницу, - это еще дороже и стоит примерно, как три визита педиатра.

Но, как говорится, ломать - не строить. И, если уже менять к лучшему систему здравоохранения, делать ее сродни европейской, не лучше ли начать с другого конца? Например, как уже неоднократно писалось, для начала по-человечески наладить процесс работы поликлиники, избавиться от очередей? Ведь вряд ли в той же Европе возможны ситуации, когда очередь в поликлинику растягивается на весь коридор? А ведь сколько человек вызывают врача на дом не столько потому, что не дойти, сколько потому, что визит в поликлинику может растянуться на несколько часов, проведенных в очереди с инфекционными больными? А еще на Западе предусмотрены любые анализы в день обращения, в любое время суток дня и ночи, там не нужно ждать приема узких специалистов неделями, и очередь на то же УЗИ не растягивается на несколько месяцев вперед. А что у нас? Опять-таки, на примере своего ребенка. Проболев только за месяц два раза, мы не сдали ни одного анализа, не прошли ни одной физиопроцедуры, нас просто слушали фонендоскопом, смотрели горло и все. Где те самые современные технологии на благо пациента, про которые говорил главный врач страны и из-за которых температурящих детей нужно вести в медицинское учреждение? Может, начать менять что-то в этом направлении?

Да, мне тоже жалко врачей, что участок у них большой, вызывают на каждый чих и зарплата маленькая. Только вот вряд ли эти проблемы стоит решать, ущемляя права пациентов и формулируя вопросы на совещании таким образом. Может, стоит говорить об оснащении автомобилями медицинские учреждения, дабы педиатры не наматывали пешком километры, о строительстве новых больниц, чтобы участки были маленькими, и врачи не были столь загруженными? Или это сложно и не так похвально искать пути решения проблем сверху, а не крайних внизу? Ох, не знаю. Главному педиатру страны виднее.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 14 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.