Вы здесь

БОЛЕЗНЬ, ОТ КОТОРОЙ НЕ НУЖНО ЛЕЧИТЬ?

Осень - время возвращение из отпуска творческих коллективов Ставрополья. В сентябре одним из первых 23 сезон открыл литературный театр «Гармония». Уже на протяжении более двух десятков лет артисты театра радуют своего немногочисленного, но верного зрителя шедеврами классической и современной литературы.

По традиции сезон открылся премьерой. На суд зрителей был представлен спектакль по повести Антона Павловича Чехова «Черный монах». Главными действующими лицами постановки стали ведущие актеры Ставропольского академического театра драмы: заслуженный артист РФ Владимир Аллахвердов, артисты Евгений Задорожный, Илья Калинин, Полина Полковникова и, конечно, концертмейстер Евгения Сафронова.

К Чехову в «Гармонии» обращаются не первый раз. Его произведения с большим успехом шли и идут на сцене театра. И вот «Черный монах». Надо заметить, не самое известное произведение писателя.

Самые распространенные эпитеты, характеризующие эту чеховскую повесть, - «загадочная» и «мистическая». «Черный монах» - история внезапного сумасшествия и угасания одаренного, увлеченного наукой человека. Герою повести Коврину на пике его творческого расцвета начинает являться в галлюцинациях лукавый монах, который призывает ученого уверовать в собственную абсолютную гениальность. Монах дергает сокровенные струны души человека, и тот рад соглашаться с ним, да вот беда - молодая любящая жена и тесть обеспокоены странностями в поведении Коврина. Начинается мучительное принудительное лечение - и вместе с монахом из жизни героя исчезает радость, азарт, удовольствие. Семейная жизнь болезненно рушится, здоровье подорвано. А Коврин все больше увязает в двух параллельных жизнях, которые в какой-то момент должны пересечься и уничтожить друг друга...

«Этой повестью я заболел год назад, - говорит режиссер спектакля и по совместительству исполнитель роли Коврина Евгений Задорожный. - Она мне показалось особенной. Чехову удалось гениально показать не только сумашествие героя через манию величия, но и показать, что происходит с окружением больного человека, его близкими».

Целый год понадобилось Евгению, чтобы найти исполнителя роли Песоцкого.

«После творческого вечера заслуженного артиста РФ Владимира Аллахвердова, я понял, кто может сыграть эту роль. Слава Богу, что Владимир Мнацаканович согласился, а художественный руководитель «Гармонии» Игорь Валентинович Барташ разрешил ставить спектакль. И я очень рад, что «Черного монаха» мы играем на сцене именно литературного театра. Здесь мы можем читать гениальный чеховский авторский текст, удивительные описания природы, мысли человека».

И действительно, чеховский текст звучит в спектакле почти без купюр. Поскольку диалогов в повести немного, каждый из актеров читает те фрагменты, в которых идет речь о его герое, и таким образом говорит о себе в третьем лице. Стоит отметить, что у всех актеров, занятых в постановке, было столько любви и внимания к чеховскому слову, столько желания понять его смысл и попробовать его на вкус, что это не могло не впечатлить зрителя.

В спектакле множество тонких, остроумных, чисто театральных ходов и деталей, но есть и трагические эпизоды. Финальная сцена предсмертного помешательства Коврина настолько впечатляет, что по спине бежит холодок. Евгений Задорожный отлично справился с ролью. Видно, что артист понимает своего героя. Он так гениально играет человека, который счастлив в своем безумии, что невольно задаешь себе вопрос: «А надо было ли его лечить?».

Прекрасная работа Полины Полковниковой. Ее Таня, как и пишет о ней Чехов, «нервна и раздражающе, до слепоты наивна». Замечательный персонаж получился у Владимира Аллахвердова. Его Песоцкий буквально зациклен на своем саду и мучает своим деспотичным занудством домашних. Кстати, это дебют Владимира Мнацакановича в «Гармонии». И дебют - замечательный.

Особенно хотелось бы отметить работу Ильи Калинина, который блестяще сыграл роль черного монаха. Он - настоящий демон-искуситель, который пленительными речами раз за разом затягивает Коврина в омут безумия. Именно благодаря ему история о сумашествии ученого, о мании величия, которая делала его счастливым, и о лечении, превратившем его в скучного и раздражительного человека, сломавшего жизнь и себе, и окружающим, превратилась в историю о соблазнении дьяволом.

Хотя, как отмечает Илья, изначально ему был не понятен выбор материала. И только в процессе репетиции стал понятен истинный глубокий смысл повести.

«Кажется, спектакль получился. Отрадно, что зрители нашли его интересным и необычным. А главное, многие после сегодняшней премьеры открыли для себя это произведение по-другому, каждый увидел в нем что-то свое и понял что-то важное именно для себя», - сказал актер после премьеры.

Сезон открыт, премьера прошла с большим успехом. Впереди у «Гармонии» целый год творческих открытий, поисков, встреч. В новом сезоне на литературной сцене будут идти спектакли предыдущего сезона «Граф Нулин», «К нему...» (Женске монологи), «Лики любви», «Тамбовская Казначейша», «Вот такие у нас дела»...

И, конечно же, новые постановки. Актриса Ирина Баранникова приступила к репетициям моноспектакля по сказкам Павла Бажова «Тайны лесного колодца», а после нового года актеры готовят премьеры по сказкам Пушкина и басням Крылова.

«Планов много, наши артисты предлагают много интересного материала, - говорит художественный руководитель театра Игорь Барташ. - Мы все нужны друг другу, любим театр, трепетно относимся к слову и честно делаем свое дело. А по-другому нельзя. Ведь, как говорил Чехов: «Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей... но в искусстве обмануть нельзя». Ждем всех любителей литературы и театра к нам на спектакли».

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3 (7 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
12 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.