Вы здесь

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В... БУДУЩЕЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В первом полугодии 2019 года на Ставрополье на 3 процента снизилось количество дорожно-транспортных происшествий и на 9 процентов уменьшились показатели смертности. И пусть цифры в 1500 случаев, равно как и 163 унесенных жизни, оставляют желать лучшего, все-таки тенденция налицо: за последние 5 лет аварийность на краевых дорогах неуклонно падает, а безопасность стабильно растет. О чем это говорит? Прежде всего, что правильным курсом движемся, когда в 2013 году, обращаясь к Федеральному Собранию, Владимир Путин назвал одной из актуальных задач развития страны - внедрение программ повышения безопасности на дорогах России. В этой связи, постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», ставшая логическим продолжением федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» и направленная на сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 25 процентов, или на 8 тысяч человек, по сравнению с 2012 годом.

Достижение заявленной цели новой Программы планируется обеспечить за счет комплексной реализации в субъектах Российской Федерации следующих подсистем: фотовидеофиксации; обеспечения детской дорожной безопасности; безопасности пешеходов; устранения мест концентрации ДТП; повышения уровня пассивной безопасности автомобиля; оказания помощи пострадавшим в ДТП.

Финансирование мероприятий Федеральной целевой программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Общий объем финансирования на 2013 - 2020 годы составил более 32 миллиардов рублей.

Как на Ставрополье реализуется данная программа, для чего нужна межведомственная рабочая группа, какие умные системы фиксации нарушений работают на краевых дорогах и о многих других составляющих дорожной безопасности корреспондент «Ставропольских ведомостей» беседует с министром дорожного хозяйства и транспорта СК Евгением Штепа.

- Евгений Викторович, коль уж начали с федеральной Стратегии, давайте и продолжим ею. Как Ставрополье вошло в программу? Задачи-то стоят серьезные. Особенно если учесть ту правовую вакханалию, которая творилась на региональных дорогах в начале 2000-х годов, когда в ДТП гибло больше людей, нежели на войне, и было непонятно, кто и за что отвечает.

- Ситуация действительно была сложная и требовала грамотного подхода к решению накопившихся проблем. Порядок в голове создает и порядок в доме, поэтому свою работу мы начали с ревизии наших болевых точек и поиска эффективных методов их ликвидации. Тогда в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2013 - 2020 годы» нами был разработан региональный комплекс мероприятий, получивший название единой государственной программы Ставропольского края «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения». По большому счету, это региональная версия федеральной программы, но вобравшая в себя именно те направления работы, которые актуальны для нас и за которыми мы видели серьезный потенциал в наведении порядка на дорогах.

Безусловно, документ писался не один день, когда для создания качественного продукта нами была создана рабочая группа, куда вошли представители различных ведомств и структур, постоянно проводились консультации с экспертами ГИБДД, выездные совещания. И совместный «мозговой штурм» привел к тому, что сегодня у региональной доктрины восемь ответвлений. Они разные и касаются всех сфер нашей жизнедеятельности. Это как порожки в каскадной лестнице, когда мы начинаем с малого, например «Обеспечения в Ставропольском крае безопасности участия детей в дорожном движении» или «Предупреждения опасного поведения участников дорожного движения в Ставропольском крае», а потом набираем ритм в виде «Повышения уровня технического состояния эксплуатируемых транспортных средств», «Развития в Ставропольском крае системы организации движения транспортных средств и пешеходов», и уже не боимся заглядывать в будущее, говоря о «Развитии современной системы оказания помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий», «Совершенствовании нормативно-правового, организационного и методического обеспечения деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения», «Поддержке регионального и муниципального дорожного хозяйства».

Тесно переплетено? Но это звенья одной цепи, которые вместе работают, как отлаженный механизм. Вот и в период с 2015 по 2018 годы в рамках краевой программы «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения СК» было проведено 20 обширных мероприятий как общеобразовательного характера, так и практического применения. Слово - оно ценно лишь тогда, когда подкреплено реальным делом. А их же за минувшие три года было предостаточно, когда в разных населенных пунктах края обустраивались линии электроосвещения на участках автомобильных дорог, устанавливались и менялись на новые отжившие барьерные и пешеходные ограждения на опасных участках региональных автомобильных дорог. У нас стало больше пешеходных переходов, информационных дорожных знаков. Дороги изменили свой внешний облик, как и проезды к дворовым территориям многоквартирных домов. Это уже не говоря об усовершенствованной организации медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий. Наличие на территории края участка автодороги М-29 «Кавказ» всегда было зоной повышенной опасности, поэтому создание трехуровневой системы оказания помощи пострадавшим в ДТП - это не блажь, а жизненная необходимость. В крае укомплектованы 20 таких пунктов - они числятся в составе медицинских организаций, расположенных вдоль федеральных и региональных дорог. Работа центров позволяет более оперативно оказывать помощь гражданам, пострадавшим в ДТП.

- Евгений Викторович, но целых 8 направлений на одну региональную программу в рамках реализации второго этапа федеральной Программы, не перебор ли? И как решалась финансовая сторона вопроса?

- Не знаю, может, кому-то это и покажется избыточной статистикой, но за каждым из направлений - судьбы людей, спасенные жизни и здоровье жителей края. По мне, цель того стоила. А насчет средств - все мероприятия были проведены за счет бюджета Ставропольского края. За 4 года объем вложений в Программу только увеличивался. Судите сами, если в 2015 году это было 6, 13 миллиарда рублей, в 2016 году - уже 7, 94 миллиарда рублей, в 2017 году - 9, 79 миллиарда рублей, в 2018 году - 9, 14 миллиарда рублей. Динамика налицо, и она продолжается сейчас.

В нынешнем году правительству края тоже удалось привлечь достаточно серьезный объем средств в регион для реализации мероприятий по профилактике безопасности дорожного движения. И в основе такого позитивного результата лежит и то, что наша государственная программа Ставропольского края - «Развитие транспортной системы» - это не закостенелый механизм. Она дополняется, трансформируется с учетом тех вызовов и потребностей, которые диктует сама жизнь, поведение водителей и пешеходов на дорогах, их образовательная культура. Например, в этом году в рамках Программы реализуется региональный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», где предусмотрена реализация мероприятий по дополнительной установке стационарных камер фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения на региональных автомобильных дорогах. К 2024 году их станет на 200 единиц больше в сравнении с 2017 годом.

- Но, помимо краевой программы «Развитие транспортной системы», у нас же есть еще один козырь в рукаве? В этом году на Ставрополье заработала еще одна программа «Повышение безопасности дорожного движения», утвержденная постановлением правительства Ставропольского края от 28 декабря 2018. Расскажите о ней.

- Указанная региональная Программа была разработана и утверждена во исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы».

Она отличается углубленным подходом к проблеме излишнего лихачества на дорогах. Помните знаменитое гоголевское «и какой же русский не любит быстрой езды»? Так вот наша цель не кнутом и штрафами, а здоровой экологией отношений объяснить взрослым ставропольцам, что не каждая трасса является, как в той песне, трассой Е-95 и скорость нужно снижать. Больше нет «я - царь на дороге», есть «я - равноправный участник дорожного движения». И ключевое слово здесь не личное местоимение, а определение «равноправный». Но вместе с тем каждое право влечет за собой и обязанности. Вот о них мы и напомним в рамках краевой программы, в которой впервые красной строкой проходят интересы наших совсем юных участников дорожного движения и предусмотрен ряд мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Также в программу входит профилактика правонарушений и совершенствование организации оказания первой медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП в СК.

Что конкретно будем делать? Следить за тем, как работают наши системы автоматизированных средств фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, постараемся максимально сократить время прибытия бригад скорой медицинской помощи к местам дорожно-транспортных происшествий на территории Ставропольского края. И, как мы уже сказали, будем с детства воспитывать законопослушных граждан. Ведь культура поведения рождается в семье. Поверьте, ни один ребенок не будет перебегать через дорогу в неположенном месте, если такой пример не подадут ему взрослые. Поэтому в рамках мероприятий предполагается проведение ежегодно не менее 7 краевых собраний с родителями по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Также планируется проведение тестирования обучающихся общеобразовательных организаций Ставропольского края с целью проверки базового уровня знаний правил дорожного движения.

- Идея замечательная, и что импонирует, так это срок реализации программы. Все-таки 6 лет с 2019 по 2024 год предполагают вдумчивый подход, когда не галопом по Европам, но и времени на раскачку нет. А что хотите получить на выходе?

- Повышение дисциплины, правосознания и ответственности участников дорожного движения на территории Ставропольского края; обеспечение личной безопасности и сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения; повышение качества и оперативности медицинской помощи лицам, пострадавшим в ДТП. А если в цифрах... В 2017 году в результате дорожно-транспортных происшествий в Ставропольском крае погибло 456 человек. К 2024 году этот показатель не должен превышать отметку в 112 жизней. Меньше - можно. Больше - нельзя.

- Честно говоря, такие успехи сложно представить. И уж тем более в них поверить. Во многом здесь все будет упираться в финансирование.

- Наш край на здоровье и безопасности своих граждан не экономит. Объем финансового обеспечения краевой Программы составляет более 1 миллиарда рублей. И уже в 2019 году на реализацию намеченных мероприятий было выделено более 182 миллионов рублей. По итогам реализации Программы края за 1-е полугодие 2019 года - могу с уверенностью сказать, что отдача есть и деньги потрачены не впустую.

Так, более 4, 5 миллиона рублей ушло на эксплуатацию системы автоматизированных средств фотовидеофиксации нарушений ПДД. И за это время нашими умными системами, расположенными на оживленных трассах края, было зафиксировано около 565 тысяч нарушений. Естественно, когда водители стали получать «письма счастья» и расплачиваться рублем за превышение скорости, нарушать ПДД стали меньше.

Еще часть средств ушло на информирование граждан о правилах дорожного движения и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения. Нами проведено 5 краевых собраний с родителями по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Также проведено тестирование по правилам дорожного движения среди обучающихся общеобразовательных организаций Ставропольского края, в котором приняли участие более 263 тысяч обучающихся 1-11 классов. А это около 93 процентов от всей численности краевых школьников.

Кроме того, в копилке позитивных результатов есть и то, что более 96 процентов бригад скорой медицинской помощи добираются до места аварии в течение 20 минут.

- Учитывая такие темпы, может, тогда повысить планку?

- Мы сторонники реальных цифр.

- Евгений Викторович, поднимая вопросы безопасности дорожного движения, нельзя не отметить, что здесь огромную роль играет и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. И здесь, куда ни кинь, всюду проблема: развязки, большегрузы и легковушки, качество дорожного полотна... Как быть, а главное, что делать?

- Учитывать недочеты и работать. Тем более что все механизмы в крае для этого есть. В рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» помимо регионального проекта «Безопасность дорожного движения» министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края разработаны также региональные составляющие федеральных проектов «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Вся работа по указанным региональным проектам направлена на увеличение доли автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, снижение общего количества мест концентрации ДТП и доли дорог, работающих в режиме перегрузки.

На сегодняшний день протяженность таких участков на сети региональных дорог составляет 66 км. К 2024 году эта цифра будет снижена до 55 километров как путем реконструкции загруженных направлений, так и некапиталоемкими мероприятиями, предусматривающими изменение организации дорожного движения. В абсолютных показателях снижение составит 16 процентов.

На реализацию этих мероприятий до 2024 года планируется направить более 8 миллиардов рублей, в том числе из: федерального бюджета - 4,362 миллиарда рублей; краевого бюджета - 3,457 миллиарда рублей; местных бюджетов МО - 312 миллионов рублей.

При реализации регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства Ставропольского края» к 2024 году планируется дополнительно установить 211 камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, внедрить в городе Ставрополе интеллектуальную транспортную систему, разместить 12 автоматических пунктов весогабаритного контроля.

- Так называемые лежачие полицейские, пешеходные переходы, светофоры, остановки общественного транспорта. Достаточное ли количество их в крае? Вопрос не праздный, так как не за горами 1 сентября, дети пойдут в школы, и снова в адрес властей посыплются родительские просьбы о дополнительных переходах, зебрах и т.д.

- По опыту министерства, достаточного количества, по мнению жителей населенных пунктов, лежачих полицейских, пешеходных переходов, светофоров и автобусных остановок быть не может. Регулярно поступают обращения о необходимости устройства данных элементов обустройства на автомобильных дорог. Министерство каждое подобное обращение рассматривает индивидуально, и если выполнить необходимые работы возможно в соответствии с требованиями нормативной документации и есть реальная потребность - предложенные элементы обустройства устраиваются.

А что касается приближающегося Дня знаний... В настоящее время пешеходные переходы, расположенные вблизи школ и других учебных заведений, на 100 процентов обустроены всеми необходимыми техническими средствами организации дорожного движения. Непосредственно перед 1 сентября дополнительно проводится работа по обновлению дорожной разметки на пешеходных переходах. Будут поступать предложения о необходимости обустройства дополнительных пешеходных переходов - будем рассматривать каждое такое обращение индивидуально.

- В завершении нашего интервью хотелось бы поднять еще тему пассажироперевозок. В РФ до 2005 года основным механизмом регулирования отношений в сфере перевозок и пассажиров было лицензирование. Однако в рамках мероприятий по снижению административных барьеров в 2005 году из перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, были сначала исключены грузовые перевозки автомобильным транспортом, а в 2011 году перевозки пассажиров по заказу перешли на уведомительный порядок. Вследствие этого на рынок постоянно приходят новые перевозчики, которые порой не имеют ни надлежащей профессиональной подготовки, ни финансовых возможностей нести бремя обязательных расходов, которые связаны и с обеспечением содержания парка, и с безопасностью дорожного движения. Как контролируется ситуация? И какие механизмы есть у правительства СК и миндора, чтобы не допустить на рынок недобросовестных перевозчиков?

- С 1 марта 2019 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». Таким образом, с 1 марта 2019 года лицензию необходимо получить всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые эксплуатируют автобусы. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии влечет наложение административного штрафа: на граждан и должностных лиц - 50 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей - 100 000 рублей; на юридических лиц - 400 000 рублей.

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края в рамках своих полномочий осуществляет постоянный контроль за перевозками пассажиров и багажа на межмуниципальных маршрутах.

Сегодня автотранспортный комплекс межмуниципальных регулярных перевозок пассажиров и багажа Ставропольского края в целом работает устойчиво и удовлетворяет потребности населения в услугах транспорта. В настоящее время сеть межмуниципальных маршрутов Ставропольского края состоит из 342 маршрутов, которые обслуживают 142 перевозчика, которые работают по правилам, и мы уверены, что безопасности наших граждан ничего не угрожает.

- Если покупают билеты в кассах, а не с рук.

- Над этим тоже работаем. Ведь безопасность дорожного движения складывается из многих составляющих. Но вместе с тем, это не дорога с односторонним движением, и помимо наших усилий большое значение здесь играет и настрой самих ставропольцев, и не просто желание перемен, а стремление самому претворять эти перемены в жизнь. А дальше - только вместе и только вперед.

Марина Кандрашкина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 11 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.