Вы здесь

ДЖАЗ - РОК В 83 ГОДА - ЭТО КРУТО!ИЛИ ПОЛЖИЗНИ С «АРСЕНАЛОМ»

«Музыкальная осень Ставрополья» всю неделю радовала жителей и гостей края листвой, одетой в багрянец и золото, и полными залами во дворцах и домах культуры, театрах, музеях, библиотеках, учебных заведениях. Здесь прошло свыше 250 мероприятий, с концертами выступили более четырех тысяч профессиональных исполнителей, учащихся музыкальных школ и колледжей, а также самодеятельных коллективов. Самые же яркие фестивальные действа проходили в краевой столице - во Дворце культуры и спорта и в Ставропольской государственной филармонии.

Гала-концерт торжественного открытия «Музыкальной осени - 2018» под названием «Beauty forever» - «Красота навсегда» подарил ставропольцам радость встречи с нестареющей классикой. Старт 49-го фестиваля, который провели председатель Думы СК Геннадий Ягупов и заместитель председателя правительства края Ирина Кувалдина, действительно прошел под знаком музыкальной красоты. Ее показали солисты ведущих оперных театров России и Республики Беларусь и симфонический оркестр краевой филармонии под управлением Юрия Михайленко.

Козлов и «Арсенал»

А вот вторая фестивальная страница «Музыкальной осени Ставрополья» была посвящена джазу. И не просто джазу, а его «ответвлению» - джаз-року, появившемуся в СССР в 70-х годах прошлого века благодаря легендарному джазмену, композитору, актеру, публицисту, писателю, саксофонисту, члену Союза композиторов России, народному артисту РФ Алексею Козлову. Многое, им созданное, а напомним, что Маэстро исполнилось уже 83(!) года, можно определить словом «впервые». Окончив Московский архитектурный институт, Козлов уже в студенческие годы увлекся джазом, причем «прошел» его многие направления, начиная от традиционного джаза, регтайма, диксиленда, свинга до бибопа, соула, фанка и фьюжна. А потом стал экспериментировать в стиле джаз-рок. И был в этом первым в нашей стране. «Наибольший интерес, - говорит известный джазмен, - представляют для меня те стили, которые возникли и продолжают существовать на стыке между устоявшимися «классическими» направлениями как продукт слияния между ними».

Одним из первых советских джаз-роковых ансамблей стала группа «Арсенал», которую опять-таки создал саксофонист (альт и сопрано-саксофон) Алексей Козлов. И этот ансамбль всегда был экспериментальной платформой для новых стилей. Основной принцип «Арсенала» остается неизменным уже более 40 лет. Это объединение импровизаторов, вносящих каждый свой вклад в легендарный проект - детище Алексея Семеновича. К слову, первый выездной концерт «Арсенала» состоялся в 1976 году у нас, в Ставрополе. Биография знаменитого музыканта пестрит громкими событиями и внушительными достижениями. Он - лауреат многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей джаза, автор более ста инструментальных пьес и музыки ко многим театральным постановкам, кино- и видеофильмам, написал несколько книг - «Рок: истоки и развитие», «Козел на саксе», «Джазист», «Джаз, рок и медные трубы», «Рок глазами джазмена», организатор джаз-клубов: «Молодежное» (1961), «Ритм» (1968), «Печора» (1968), создал и читает цикл лекций по истории джаза.

С 1999 года в «Арсенале» играет новый состав, а в 2012 году по инициативе Фонда поддержки современной музыки ArtBeat в Москве открылся очередной Клуб Алексея Козлова, который быстро стал ведущей столичной площадкой современной музыкальной полистилистики. Джаз, фьюжн, фанк, соул, джаз-рок, этно, арт-рок, камерная импровизационная музыка и другие смежные и «пограничные» жанры и направления чувствуют себя в Клубе, как дома. Здесь играют звезды мировой сцены, но главное, что вокруг Клуба сформировалась настоящая семья передовых музыкантов разных поколений. Ныне в партнерстве с ресторанным холдингом PubLife Клуб Козлова находится в центре Москвы, на Маросейке, и занимает четвертый этаж и мансарду настоящего ирландского паба Left Bank. Ну а каждую пятницу вот уже третий год на сцене Клуба сам Алексей Козлов и группа «Арсенал». Аналога их экспериментальным программам в стране практически нет. Как сказал как-то главный редактор журнала «Джаз. Ру» Кирилл Мошков, звук от немецкой компании Voice Acoustic и современная световая система плюс собственный лейбл и магазин с винилом и другой музыкальной продукцией делают Клуб одной из лучших площадок столицы для живой, умной, креативной и поисковой музыки.

«Второе дыхание»

Так называется новая программа, с которой Алексей Козлов (саксофон) и группа «Арсенал» в составе: Юрий Погиба (рояль, клавишные), Евгений Шариков (бас-гитара, клавишные), Эдуард Петрухин (ударные), приехали в краевой центр на фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья». Все два отделения концерта, который вел сам Маэстро в стильной клетчатой кепке, в старинном зале краевой филармонии не стихали бурные овации. И уж здесь музыканты представили жителям и гостям фестиваля настоящий фейерверк из джазовых стилей и жанров. Алексей Семенович - просветитель по своей натуре - предварял каждый номер интереснейшим рассказом об истории его создания. Первая композиция «Бессонница» самого Козлова познакомила слушателей с так называемым модальным джазом. Несколько номеров было посвящено знаменитым джазменам прошлого. Пьеса «Скитания» написана в свое время Орнеттом Коулманом, придумавшим новый стиль в джазе, новый, как сказал Алексей Козлов, способ мышления. Фри-джаз отменил все правила, что были до него. Памяти джазового пианиста и композитора Джо Завинула, игравшего в стиле фьюжн, посвятили музыканты «Арсенала» интерпретацию его известной среди джазистов композиции «Mercy, mercy». А Козлов в этой пьесе выступил и в роли вокалиста, непревзойденно исполнив речитатив на английском языке в темпе престо.

Из классики джаза в концерте прозвучал «хит на все времена» - композиция «Take Five» Пола Дезмонда из репертуара квартета Дэйва Брубека. А настоящие вопли восторга вызвала в зале пьеса Алексея Козлова «Алайский базар», которая вошла в последний альбом «Арсенала» под названием «Поток сознания». Ее создание связано с историей китайского Шелкового пути. Караваны с шелком, как известно, шли в Европу, а обратно везли в Китай (через Алайский хребет Узбекистана) сталь, другие товары и... рабынь. Композиция написана в стиле нью-голд- мьюзик на основе древних этнических ладов плюс современные электронные инструменты и современная импровизация. И опять Маэстро выступил тут и как вокалист, исполнив импровиз, напоминающий узбекский народный мотив, и как потрясающий саксофонист-виртуоз.

Ну а после его пьесы «Профанка», сочиненной автором после интервью с одной из столичных журналисток, которой, собственно, сам Козлов задавал вопросы о многочисленных джазовых направлениях, а она о них не имела понятия, как-то мне расхотелось идти после концерта за кулисы и по-журналистски «пытать с пристрастием» Маэстро. Еще скажешь что-либо не то, хотя в свое время, учась в Саратовской консерватории, я и увлекалась джазом. Да и не пришлось. Ведь Алексей Семенович сам со сцены рассказал немало интересного об истории джаза и, в частности, джаз-рока, об известных музыкантах, об «Арсенале» и о своем творчестве. И многие зрители не только влюбились в джаз-рок, но и узнали о нем много яркого, необычного, колоритного, чего уж в той же «Википедии» точно не найдешь...

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Фото Дмитрия ПУРНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.