Вы здесь

ИХ НАЗЫВАЮТ «ДЕТИ ДОЖДЯ»

На прошлой неделе во всем мире отмечался Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Главная цель этой даты - подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни. Ведь численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах России, в том числе и на Ставрополье. По данным ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больницы №1, аутизмом в нашем регионе страдает 1 ребенок из 10 тысяч. Анализ данных по уровню заболеваемости среди детей в 2018 году показал, что каждый двухтысячный ребенок в Ставрополе имеет диагноз «детский аутизм». За последние два года уровень заболеваемости в краевой столице вырос в 1,5 раза, а по региону - в 1,3 раза.

Так что же такое аутизм?

Часто таких деток еще называют «дети дождя». Для них не существует норм и правил, им непонятно и неинтересно то, что делают обычные ребята. У них свой, закрытый для посторонних мир, но им безумно нужна помощь, поддержка и понимание.

Специалисты отмечают, аутизм - это нарушение развития, при котором снижена или каким-то образом искажена способность человека взаимодействовать с социальной средой, то есть с окружающими его людьми. Это приводит к тому, что с самого детства ребенок не может учиться через социальную среду и получать из нее много важной информации, как могут делать его сверстники.

Обычные маленькие дети обращают внимание на других людей, постоянно следят за их реакциями, пытаются с ними взаимодействовать, а при аутизме эти умения нарушены. Это приводит к различным последствиям для психического развития, один из самых ярких примеров таких последствий - нарушения речи, когда ребенок не понимает, как при помощи разговора можно взаимодействовать с другими людьми. У всех людей с аутистическими расстройствами есть тот или иной вид нарушений речевой коммуникации.

Симптомы аутизма проявляются у детей в возрасте до трех лет. При этом расстройства аутистического спектра (РАС) могут выражаться как в ослабленных познавательных навыках, так и в выдающихся способностях к чему-либо или повышенном интересе к определенной теме. Одни будут отставать в умственном развитии, у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Кто-то сделает открытие или напишет книги, а кто-то так и не сможет научиться читать.

Что должно насторожить родителей

Уже по достижении ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.

Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты, и то только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.

Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт со сверстниками, другие дети его просто не интересуют. Малыш-аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.

Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того чтоб катать машину.

Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.

Принять и помочь

Как отмечают специалисты Ставропольской краевой психиатрической больницы, полностью вылечить аутизм нельзя, но симптомы можно скорректировать, то есть научить ребенка общаться, учиться.

В этом году впервые в больнице прошел День открытых дверей, посвященный проблемам аутизма. В течение двух дней детский диспансер посетили десятки семей не только из Ставрополя, но и из районов края, где психиатрическая и психологическая помощь не так доступны, как в краевой столице. Врачи-психиатры встретились с родителями и их детьми, провели осмотры и дали рекомендации по реабилитации.

Главный совет медиков - принять болезнь своего ребенка и не стесняться его. Также было отмечено, что существенную роль в лечении детей с аутизмом играет вовлечение в терапевтический процесс ближайшего окружения ребенка: его родителей, братьев, сестер и т.д. Родителям детей, больных аутизмом, приходится решать сложную задачу - максимально адаптировать их к жизни и взаимодействию с окружающим миром. Коррекция требует огромных усилий и терпения, поскольку сам ребенок не заинтересован в выходе из пространства, замкнутого на самом себе.

В краевой психиатрической больнице №1 каждую весну и осень на протяжении уже пяти лет работает «Школа аутизма», где занятия проводят врачи-психиатры, логопеды, медицинские психологи, специалисты по социальной работе.

«Востребованность в информации об аутизме возрастает с каждым годом, - говорит Юлия Барабанова, медицинский психолог диспансерного отделения по обслуживанию детского населения. - Детки с аутичными чертами и похожими на аутизм проблемами появляются в нашем обществе все чаще, и не всегда бывает известно, как справляться с этими детьми в семье и как их адаптировать к жизни в обществе. Потребность в нашей помощи возрастает также потому, что в «Школе аутизма» создается комфортный для родителей детей-аутистов микроклимат. Они чувствуют поддержку не только психолога, но и друг друга».

«Школа аутизма» помогает семьям лучше увидеть возможности ребенка, подбирать игры, соответствующие его возможностям, оказывает помощь в формировании чуткого родительского поведения, помогает снизить стресс, переживаемый семьями, узнавшими о диагнозе ребенка, повышает теоретическую грамотность родителей и тем самым в целом улучшает реабилитацию детей с расстройствами аутистического спектра.

Группы открытые, а это значит, что обучиться здесь может любой желающий. Родителям заранее говорят тему «урока», и те готовят интересующие их вопросы. Кстати, занятия в «Школе» не только теоретические, но и практические. Родителей научат играм, стимулирующим крупную и мелкую моторики, проведут тренинг для снятия напряжения, а также расскажут о том, как обучить детей-аутистов навыкам самообслуживания.

«Школа аутизма» - это интересное мероприятие для родителей. Мамы, папы, а иногда и бабушки посещают эти встречи для того, чтобы узнать что-то новое для себя, побывать в дружелюбной атмосфере, где каждый родитель проходит со своими переживаниями и богатым опытом в развитии ребенка с чертами РАС. Общение настолько захлестывает родителей, что они не спешат покидать эту встречу, - отмечает Юлия Барабанова. - Практические занятия, на которых родители применяют услышанные рекомендации под руководством специалиста, имеют огромное значение для семей. В ходе совместных встреч (родитель и ребенок) налаживается взаимопонимание, становятся понятны техники для развития у ребенка тех или иных навыков.

Школа открыта на базе диспансерного отделения по обслуживанию детского населения Ставропольского края. Посещение бесплатно. Телефон: (8652) 99-17-83, доб. 349

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.