Вы здесь

Место действия – Россия, время действия – всегда

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В Ставропольский академический театр им. М. Ю. Лермонтова представил первую премьеру сезона – «Леди Макбет Мценского уезда». У творческого коллектива получился душераздирающий русский триллер от знатока народной жизни Николая Лескова, имеющего негласный титул «самого русского из русских писателей». Режиссером постановки стала народная артистка РФ Наталья Зубкова. Главную героиню – Катерину Измайлову – изнывающую от скуки купчиху, одержимую любовницу и беспощадную убийцу блестяще сыграла заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова.
Ставропольская драма премьерной постановкой просто сразила зрителей, погрузив их в бурю человеческих эмоций. На наших глазах разворачивается история трагической, безумной, разрушающей любви женщины, которая потеряла себя. И отреклась, причем не только от себя, но и от Бога.
…Все смешалось в доме купцов Измайловых: скука, интриги, секс, страсть, супружеская измена, месть и убийства людей, от велика до мала. А произошло все по вине молодой, но очень несчастной купчихи. Запертая в четырех до одури тоскливых стенах  дома, похожих скорее на тюрьму, задыхается она от скуки и строгих порядков. Нелюбимого мужа никогда не бывает дома; детей у нее нет; старик свекор только и делает, что строго приглядывает за невесткой. Не трудно догадаться, особенно знатокам русской классической литературы, что такая ситуация долго продолжаться не будет, да и ничем хорошим не кончится. Вот и «леди Макбет» находит выход из гнетущего ее положения – она полюбила. Объектом ее  страсти, ее безумством, ее одержимостью становится приказчик Сергей. Ради него женщина готова на все. Даже на убийство. Сначала на тот свет отправляется свекор – умер, поевши грибков. Затем убит муж. А под конец задушен малолетний племянник Федя, претендующий на наследство.
А дальше – каторга. Причем ей вынесен приговор не только суда человеческого, но и более высшего порядка – она обречена на пожизненную невзаимность. По пути  к месту наказания Сергей охладел к бывшей возлюбленной. До ладно бы просто охладел – он издевательски изменяет ей то с одной, то с другой каторжанками, попутно злобно глумится над по-прежнему влюбленной в него женщиной. Оскорбленная и опустошенная Катерина в конце концов поступает в точности так, как однажды сказала своему возлюбленному. Слова «я с тобою, друг мой сердечный, извини меня, – живая не расстанусь» оказались пророческими. В конечном счете она жертвует этой любви и свою жизнь…
Историю Катерины Измайловой любой зритель знает еще из школьной программы. Но такую Катерину, которую показала Ирина Баранникова, вряд ли он мог себе даже представить. Работа актрисы запредельна: она показывает свою героиню то несчастной, изнывающей в пустующем доме от дикой скуки и одиночества, то влюбленной страстной женщиной, то пропащей душой в пучине зла и безумия.
Как удается Ирине так неуловимо изменить не только жесты и походку, но и лицо,  загадка. Дважды, не дрогнув, купчиха лишает жизни близких ей людей, будто стирает ластиком неверную запись в книге своей судьбы. Лишь одно минутное сомнение… так и не предотвратило убийство невинного ребенка, лишь поставило точку невозврата. Актриса блистательно и бесстрашно проживает роковую судьбу своей героини, не переигрывая даже на йоту.
Сегодня Ирину, к сожалению, не так часто можно увидеть на сцене, особенно в премьерных постановках. Должность художественного руководителя театра и режиссерские работы не оставляют времени для создания новых сценических образов. А жаль. Актриса просто безупречно справилась с ролью. Впрочем, как обычно.
Артист Олег Хомутов – герой-любовник. Скользкий тип этот Серега: в его душе черти поселились, а он обнимает страстно, целует сладко и слова говорит льстивые. Настоящий бабник, способный охмурить и довести до греха любую женщину. Изначально ему веришь – полюбил он свою хозяйку. Страстно, азартно, смело. А затем оказывается, что руководит им отнюдь не любовь, а исключительно корыстный расчет. Его герой не допускает никаких привязанностей. Ему нужны только положение и деньги, которые может принести связь с Катериной. Но как только женщина все теряет, его интерес пропадает без следа. Сережа мгновенно превращается в озлобленного, подлого и жестокого человека. Так и хотелось ему закричать: «Нельзя так поступать с людьми, нельзя. Особенно с любящими, они же так беззащитны из-за своей любви!». Очень хорошая работа у Олега.
Заслуженный артист РФ Михаил Новаков в роли свекра Екатерины, Бориса Тимофеевича и почетный деятель искусств СК Владимир Петренко в роли мужа, Зиновия Борисовича, убедительны. Молчат они или говорят – их герои без грамма фальши и лишних эмоций передают тот цельный стародавний купеческий характер. Они и жестко патриархальны, и комичны, и зловещи. Их герои запоминаются, несмотря на то, что находятся на сцене всего несколько минут.
Нельзя не сказать и о Сонетке – каторжнице, новой возлюбленной Сергея. Актриса Дарья Симанкина играет хитрую легкомысленную кокетку, охочую до веселья и развлечений. Про таких, как она, говорят: «Вьюн. Около рук вьется, а в руки не дается». Ей не нужна любовь без выгоды, не нужна страсть на блюдечке с голубой каемочкой. Так неинтересно и скучно. В ее понимании любовь и страсть должны подаваться с пряною приправой, со страданиями, слезами и жертвами. Она живет во имя собственных желаний, и этим похожа на Сергея.
Многие сцены в спектакле просто завораживают, кажется, нет возможности даже вздохнуть. До мурашек пробивает сцена каторги. Представьте, что в полутьме, в тумане двигается колона мрачных фигур без надежды, без будущего. Как у Есенина: «И идут по той дороге люди, люди в кандалах».
Николай Лесков описал реальные события позапрошлого века. С тех пор люди лучше, увы, не стали, хотя границы и названия уездов, поселков и областей изменились не раз. Преступления против человечества самими «человеками» продолжаются, независимо от государственного строя и благосостояния. А женские преступления, по-прежнему, страшнее мужских, потому что испокон веку мир держится на женщине, а уж когда женщина начинает убивать – конец роду человеческому.
И хотя смотреть спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» достаточно тяжкое испытание, это совершенно необходимо для понимания пределов человеческой натуры. Зритель становится немым свидетелем страшной, но такой поучительной истории. Да и нашим душам надо трудиться, а разуму размышлять над непростыми проблемами жизни, смерти и любви.
А еще – чтобы видеть днем звезды, нужно заглянуть на дно колодца…
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.