Вы здесь

ОГОНЕК НЕБЕЗРАЗЛИЧИЯ

Приятно осознавать, что в последнее время среди молодежи все большей популярностью пользуются различного толка добровольческие движения, где парни и девушки развивают столь необходимые сегодня качества взаимовыручки и любви к ближнему.

На окраине краевого центра, на улице Биологической размещено государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Дошкольный детский дом №9». Кстати, его непростая история начиналась еще в далеком 1923 году, поэтому недавно Дому ребенка исполнилось 95 лет.

Все эти десятилетия здесь трудятся люди с добрым сердцем, неравнодушные к чужой боли, чуткие и отзывчивые, а главное - любящие детей больше всего в жизни. Другие и не задерживаются. А для полноценной и счастливой жизни своих воспитанников сотрудники учреждения стараются сделать каждый их день ярким и запоминающимся. Именно поэтому главной задачей персонала является формирование у детей активной жизненной позиции. Всеми своими силами они пытаются разорвать грань между понятиями «сиротство» и «ограничение возможностей».

Для этого в детском доме созданы условия, приближенные к домашним, напоминающие общение членов семьи в жизни. А для этой непростой работы Дому ребенка необходимы и помощники со стороны. Ведь для того, чтобы маленькие граждане не чувствовали себя позабытыми, им, конечно же, недостаточно общения только лишь со своими воспитателями. И поэтому им просто необходимы встречи и с другими людьми, наполняющие детей чувством, что до них кому-то есть еще дело в нашем мире.

Как раз это и является той посильной ношей, которую добровольно взвалили на свои плечи студенты факультета технологического менеджмента СтГАУ, спешащие в свободное время, а особенно на различные праздники, в Дошкольный детский дом №9. А во главе студенческого отряда, воодушевляя сокурсников, всегда активистка профкома своего вуза третьекурсница Ирина Карагодина. С ней мы и побеседовали, чтобы выяснить, где ребята находят силы для такой непростой общественной работы.

- Ирина, как вы попали в волну волонтерского движения?

- В нашем вузе еще многие десятилетия назад сложилась замечательная традиция преемственности студенческих поколений. А каждый факультет несет определенную общественную нагрузку. Когда наши технологи-старшекурсники выпускались из стен университета, они предложили желающим из числа младших студентов принять у них эстафету работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью.

Ну а начиналось все весьма прозаично. Четыре года назад на базе СтГАУ было создано молодежное движение ВЛАДА. Аббревиатура расшифровывалась так - «волонтеры любознательные, активные, доброжелательные аграрии». Его участники посещали геронтологический центр и иные бюджетные учреждения, оказывали там посильную помощь проживающим.

Затем наши ребята объединились со студенческим православным обществом аграриев Ставрополья и сконцентрировали свое внимание в основном на Доме ребенка. Конечно же, этим наша деятельность не ограничивается. Мы выступаем на различных конференциях, проводим квесты для молодежи, которые помогают сплотить молодых людей в единую команду.

И так как мы христианское объединение, то, естественно, вплотную сотрудничаем с Церковью. У нас есть и благословление на ведение общественной работы от настоятеля Храма Пантелеймона Исцелителя отца Павла Самойленко. Кстати, в стенах данного прихода уже много лет ведется активная социальная работа.

Посещаю я Дом ребенка больше года. Конечно, поначалу было непросто. Мы не имеем медицинского образования и можем только помочь персоналу в наведении порядка или организовать поздравления деток на всевозможные праздники.

Правда, совсем недавно мы решили запустить еще одну программу, предназначенную уже для развития детей, в чем-то инновационную, но об этом чуть позже. Что касается помощи с уборкой, то это обычные субботники, на которые мы с одногруппниками спешим прямо с занятий. Благо, наш корпус расположен совсем близко от интерната, в районе 204-го квартала.

От нашей помощи никогда не отказываются, а мы дружно принимаемся за работу. Девочки моют окна и протирают цветы в зимнем саду, белят бордюры и сажают цветы на клумбах. Мальчики убирают мусор, опавшую листву и сухие ветки. Приходить на субботники мы начинаем с весны, а заканчиваем где-то в октябре. То есть в этом году еще пару раз точно успеем помочь с уличной уборкой.

Если говорить о праздничных мероприятиях, то это и Новый год, и День защиты детей, и многие другие памятные даты, в которые мы приезжаем в Дом ребенка для того, чтобы поздравить малышей, уделить им хоть немного внимания и вручить скромные подарки.

Вот совсем недавно мы приезжали в гости к подопечным, передали детское питание и соки. Хотелось бы выразить сердечную благодарность преподавателю Александру Андрушко, оказавшему тогда спонсорскую помощь при покупке гостинцев.

Часто нам помогают и другие неравнодушные люди, необязательно связанные с вузом. Но вообще у нас есть и своя мини-касса. Внеся те же пятьдесят рублей, мы уже можем чем-то помочь учреждению. Теми же памперсами. Эта наша практика получила название «Копилка добрых дел», в которую каждый может внести свою лепту.

А вот юбилей Дома ребенка прошел вообще незабываемо, причем и для воспитателей, и для малышей, и для нас. Дети пели, танцевали, разыскивали волшебные лучики, читали стихи, а в завершение дружно водили хороводы с гостями. Наш куратор-методист Евгения Рымаревич уже не первый год принимает участие в подобных праздничных мероприятиях и видит, как дети прогрессируют в развитии, становятся смышленее и дружелюбнее. И все это благодаря кропотливому труду медицинских специалистов, педагогов-дефектологов, воспитателей и, хотелось бы верить, участию студентов аграрного университета.

- А о какой инновации вы упомянули, говоря о расширении формата проводимой работы?

- Дело в том, что на нашем факультете уже четыре года действует студенческий театр. За время его существования мы неоднократно посещали школы Ставрополя. А теперь собираемся на гастроли в подшефный нам Дом ребенка, где театр еще не давал представлений. Сейчас мы активно репетируем постановку сказки «Золушка». Как нам кажется, она очень поучительная и многому научит юных зрителей в жизни.

А особенность нашей непрофессиональной труппы в том, что играем мы при помощи теней. Оригинально, не правда ли? Только представьте, на импровизированной сцене размещается ширма. За ней актеры.
А за ними мощный источник света, в нашем случае это проектор. Заранее из картона вырезаются бутафорские предметы: замок принца, карета-тыква, а из бумаги одежда. Живые у нас лишь сказочные герои, которых играют люди. Да еще их руки, складывающиеся то в лебедей, то в деревья.

Во время представления зритель видит на ширме лишь тени. И слышит голоса реальных актеров, взятые нами с аналогичных мультиков или детских фильмов, сказочную музыку. Не знаю еще, как такой сюжет воспримут дети Дома ребенка, но школьникам он пришелся по вкусу.

- Какого возраста дети в данном заведении?

- Совсем маленькие. От рождения и лет до пяти. После достижения этого возраста их переводят в другие государственные учреждения подобной направленности. А здесь они пребывают еще в таком возрасте, когда особенно остро нуждаются и во внимании окружающих, и в родителях. Поэтому нас они встречают, как родных, а воспитателей вообще считают своими мамами.

Это не может не затронуть самой глубины сердечных чувств того человека, который хоть однажды видел глазки этих детей. После встречи с ними оставаться равнодушным просто невозможно. Может быть, поэтому меня так и тянет в наш Дом ребенка, хочется чаще приходить сюда, помогать, чем только возможно. И когда долгое время не видишь этих малышей, начинаешь скучать по ним.

И подобное испытывают все, кто имел отношение к интернату. А один воспитатель, отдавший ему более 25 лет, Марина Кузменко, даже усыновила здесь девочку в свое время. Не смогла отпустить этого ребенка, когда пришла пора прощаться, так его полюбила. Той девочке уже тридцать лет, и она сама работает воспитателем в одном из детских садов Ставрополя.

Вообще же, ситуация мне кажется вполне логичной, исходя из специфики работы Дома ребенка, энергии воспитателей, направленной на семейное устройство воспитанников, а именно на опеку и попечительство, усыновление в приемную семью, а также попытки восстановления биологической семьи.

- Не стали ли задумываться ваши студенты-волонтеры о смене выбранной профессии и переходе в социальную деятельность?

- Может быть, кто-то и размышляет об этом, но главное ведь совсем не это. Занимаясь любым делом, нужно оставаться человеком, который не отворачивается от бед окружающих. Можно и должно любить детей, причем вообще всех. А по мере возможности заботиться о тех из них, кто волею судьбы остался без родителей.

И важен им не столько ваш подарок, как внимание. И нечего здесь стыдиться, выйти на сцену во время утренника и спеть с ребенком, держа его за ручку, детскую песенку:

«У мальчишек - ключики, у девчонок - бантики,

У солнышка - лучики, у детишек - фантики»!

Я уверена, что это оставит такой след в детской душе, что и сам маленький человек обязательно вырастет отзывчивым и порядочным человеком.

Андрей СОБОЛЕВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
8 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.