Вы здесь

СПЕЦНАЗ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

У этого подразделения   ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница» особая миссия: врачи отделения экстренной консультативной медицинской помощи (санавиация)  дежурят круглосуточно, оперативно выезжая к тяжелым больным, поступившим в городские и районные  медучреждения края. Они - настоящий спецназ, только вместо камуфляжа на них белые халаты. Специалисты ЭКМП помогают коллегам-врачам спасать человеческие жизни в  самых сложных случаях. Выезд может потребоваться в любое время дня и ночи, поэтому здесь всегда  боевая готовность №1.  

Об истории создания, структуре, техническом оснащении и коллективе своего подразделения «Ставропольским ведомостям» рассказал заведующий отделением экстренной консультативной медицинской помощи, заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук, врач-хирург высшей квалификационной категории Владимир Мысник.

 

- Владимир Иванович, отделение санавиации скрыто от глаз пациентов, между тем часто за спасение их жизней боретесь именно вы. Как и для чего создавалась ваша служба?

 

- История санавиации на Ставрополье началась в послевоенное время в 1948 году - страна только-только  поднималась из руин. И вылетать к больным или  транспортировать их в краевые медучреждения приходилось авиатранспортом, потому что иногда  по-другому добраться до городов и сел по бездорожью было просто невозможно.  Тогда для вылета  к пациентам привлекалась краевая санитарная авиационная станция. В  1955 году она была включена в состав краевой больницы. В ее штате был заведующий санавиацией, бортврач, три бортмедсестры и водитель. Санавиация   в прямом смысле этого слова, то есть когда для экстренной медицинской помощи к  больным прилетали на вертолете, просуществовала до середины 90-х годов прошлого столетия.

К тому времени в регионе были восстановлены  и построены  дороги, да и служба, как и краевое здравоохранение,  претерпела ряд изменений.   Врачи стали добираться до пациентов районных больниц наземным транспортом.  А отделение было переименовано из отделения санитарной авиации в отделение экстренной консультативной медицинской помощи.

 

- Но миссия у него осталась прежней? Что входит в ваши задачи сейчас?

 

- Да, миссия осталась прежней. Как и несколько десятилетий назад, наше отделение оказывает экстренную консультативную  медицинскую помощь особо сложным и тяжелым пациентам  Ставрополя и  Ставропольского края. Отделение ЭКМП направляет врачей-консультантов по заявкам главных врачей или их заместителей по медицинской части. Наши специалисты выезжают  в районные и городские больницы, когда у пациента развилось состояние, угрожающее его жизни. И, смотря по ситуации,  либо оказываем помощь на месте, либо транспортируем больного в краевое специализированное медучреждение.

Также мы оказываем помощь в постановке диагноза. Бывают случаи, когда  наши коллеги в особо сложных случаях не могут установить диагноз самостоятельно. Чаще это бывает, когда в медучреждении нет специалистов узкого профиля.

Еще одна наша задача - помочь в назначении медикаментозной терапии. К нам обращаются врачи, когда проводимая терапия не оказывает должного эффекта, не наблюдается улучшения состояния. Иногда такие консультации проводятся по телефону. 

На выездах мы проводим операции, даем рекомендации и потом контролируем состояние пациента. Одним словом, вместе с местными врачами мы участвуем в мероприятиях по спасению жизни больного.

 

- Пациентов с какими патологиями приходится спасать чаще остальных?

- Клинические случаи самые разные. Медицинскую помощь наше отделение оказывает по 22 направлениям: хирургия, сосудистая хирургия, торакальная хирургия, нейрохирургия, реаниматология, гинекология, травматология и другие.  Одни из самых востребованных - это консультации и помощь хирургов всех специализаций. Нередко выезжаем к гинекологическим пациентам - женщинам с кровотечениями, воспалительными заболеваниями и  другими патологиями. Часто нас вызывают к пациентам после ДТП с черепно-мозговыми травмами, ожогами, переломами. Терапевты, кардиологи, инфекционисты выезжают реже, иногда бывает достаточно телефонных консультаций.

 

- А как часто происходят экстренные выезды? Какие врачи работают на вызовах?

 

- Мы постоянно в работе. Причем за  последние несколько лет число  выездов увеличилось в два раза. За год мы оказываем медицинскую помощь почти 4500 больным. Из них в среднем наши специалисты осуществляют более  1300 очных выездов в год, консультируя на местах до 1600 больных. Почему такая разница в цифрах? Бывают разные ситуации. По приезде  в медучреждение  нас часто  просят проконсультировать еще какого-нибудь тяжелого больного. Конечно, наши специалисты никогда не отказывают.  Да по-другому и быть не может: приехать за 300 километров и отказать в помощи коллегам или пациенту?  Такого у нас нет и не было никогда.  А телефонные консультации получают около  3500 пациентов. Что касается хирургических вмешательств, то по приезде наши специалисты выполняют до 830 операций. 

В отделении работают более 100 врачей. Из них два  специалиста имеют ученую степень доктора медицинских наук, 22 - кандидаты медицинских наук, 73 врача  имеют высшую квалификационную категорию и 12 - первую. Практически все врачи отделения - это специалисты краевой больницы, но есть и врачи из других краевых медучреждений. Например, детские хирурги, педиатры, детские неврологи, челюстно-лицевые хирурги, специалисты по ожогам, инфекционисты. Обязательное условие для работы в отделении - стаж более 5 лет. Считаю, что это правильно. Потому что по основному месту работы врача его окружают старшие коллеги, с которыми можно посоветоваться, можно собрать консилиум,  сообща выстроить тактику лечения. А на выезде врач остается один на один с пациентом, и только от его решений, знаний, опыта, квалификации зависит жизнь человека.

Хочу отметить, что всем нашим очным выездам предшествует разговор по телефону. Зачастую, выслушав лечащего врача, наши специалисты  рекомендуют сделать какие-нибудь дополнительные анализы или обследования, чтобы по приезде не терять драгоценных минут, либо советуют ввести какой-либо лекарственный препарат, чтобы облегчить и улучшить состояние больного.

Также нам в работе оказывают помощь различные современные  гаджеты. Снимки, анализы, результаты УЗИ, фото поврежденного участка тела - все это помогает нам не только убедиться, что выезд специалиста действительно необходим, но и определить состав выездной бригады.  Естественно, что бригады мы и комплектуем в зависимости от профиля больного: реаниматолог, торакальный хирург, акушер-гинеколог, кардиолог - все по ситуации.

 

- Владимир Иванович, вы сказали, что более 800 оперативных вмешательств ваши специалисты проводят на местах. Но ведь в районных больницах нет такого оборудования, как в краевых медучреждениях. Тем более когда речь идет о пациентах с сосудистой или нейрохирургической патологией. Как справляетесь?

 

- Специалисты нашего отделения не проводят на выездах плановые сложные операции, которые действительно требуют  специальной аппаратуры и инструментов,  целую бригаду врачей. Мы оказываем экстренную медицинскую помощь - ту, которую возможно провести в условиях районной больницы. Нейрохирурги выезжают в основном на черепно-мозговые травмы, удаление внутримозговых гематом.  Сосудистые хирурги - при ранении крупных сосудов, на  удаление тромбов из сосудов конечностей.  Кстати, это одна из самых востребованных операций. Хирурги - при острых воспалительных заболеваниях органов брюшной полости, осложненных перитонитом, внутрибрюшных кровотечениях. Бывают вызовы, когда помощь нужна при ножевых или  огнестрельных ранениях.

Но если наши специалисты видят, что на месте нет условий для проведения оперативного вмешательства или условий для необходимого лечения, тогда в зависимости от состояния пациента его либо  транспортируют сразу, либо стабилизируют его   состояние до транспортабельного  и  перевозят в краевое профильное медучреждение.

Поэтому еще одна из задач нашего специалиста - определить на месте, транспортабельный пациент или нет, не ухудшит ли транспортировка его состояние, и если угрозы нет - обеспечить стабильность его состояния во время переезда.

 

- А можете вспомнить какие-то особенно сложные случаи или нестандартные ситуации?

 

- Все наши случаи - сложные. Это специфика работы отделения. Вот сейчас только час дня, а у нас уже уехали три бригады. Одна машина ушла в Изобильный, у пациента тромбоз подколенной артерии, нужна срочная операция, которую будет делать наш дежурный сосудистый хирург.  Еще одна бригада в  Благодарном,  там тоже сложный случай - желудочное кровотечение. В экстренном порядке туда выехал  хирург-эндоскопист.  Еще сложнейший больной  в Буденновске, туда отправилась мультибригада - хирург и реаниматолог. К сожалению, пациенту потребовалась повторная операция, а врачам - помощь коллег.

 

- Всегда ли удается вовремя доехать?

- Стараемся успевать. Тем более что за последнее время у нас практически полностью обновился автопарк. В основном это современные отечественные машины, но есть и иномарки. В арсенале отделения 11 машин, 10 из которых класса «А», то есть легковые машины для перевозки специалистов, и одна машина класса «С» - это новый  реанимобиль, который оснащен почти  как палата реанимации любого стационара. Дыхательный аппарат, чтобы проводить искусственную вентиляцию легких,  кардиомониторы, дефибрилляторы, дозаторы для введения лекарств и т.д. В пути мы можем провести какую-то часть манипуляций: допустим, перевести человека с самостоятельного дыхания на искусственное.

Хочу добавить, что, возможно, уже в этом году мы сможем использовать в своей работе и специально оборудованный авиационный транспорт - вертолет.

 

- Расскажите о диспетчерской службе, которая первая принимает сигналы о помощи.

 

- Служба работает 24 часа, операторы непрерывно принимают звонки. Все диспетчеры у нас с медицинским образованием и опытом работы. Они первые принимают информацию о пациенте и затем связывают районного доктора со специалистом, который нужен. Разговоры районных специалистов и консультантов отделения ЭКМП автоматически записываются и архивируются. Наши фельдшеры настолько хорошо ориентируются, что сами способны определить, врачи какой специализации могут помочь в данном случае. Это позволяет консультировать больных более оперативно - а время в экстренных случаях решает все. Звонков поступает довольно много. Ведь мы  в год проводим более 1300 очных консультаций, которым предшествует телефонный разговор, и почти 3500 заочных. Некоторые консультации длятся десятки минут. Если пересчитать это все на дни, станет ясно, что отделение работает очень интенсивно.

Работа у нас,  конечно, непростая, мы имеем дело с экстренными ситуациями, но зато какое получаешь удовлетворение, когда удается спасти человеческую жизнь, оказать помощь нашим коллегам.

 

- Владимир Иванович, спасибо за интервью.

Наталья Макагонова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.