Вы здесь

Охота на «оборотней с указками»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Шпаковским правоохранителям надоело сражаться с малокультурными необразованными бандитами - свое бдительное око стражи правопорядка обратили на педагогов. В настоящее время в суде слушается дело директора средней общеобразовательной школы № 4 г. Михайловска Людмилы Долгополовой. Ее обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями и служебном подлоге.

ВОТ - НОВЫЙ ПОВОРОТ
- Тридцать лет я проработала в школе. До пенсии осталось полтора года. И в страшном сне не могло присниться, что на пустом месте - ни с того, ни с сего - из меня попытаются сделать уголовницу, - сокрушается Людмила Николаевна.
Долгополова - типичный педагог. Причем потомственный. Много лет назад окончила физмат пединститута. Учила детей точным наукам. Жила в Ставрополе, а на службу ездила в Михайловск. Математику в школе № 4 преподавала на протяжении пятнадцати лет. Потом была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Но из-за семейных обстоятельств место работы пришлось сменить - перебралась поближе к дому, в ставропольский лицей № 10. А в 2003 году переводом вернулась в родную СОШ № 4 г. Михайловска, но уже на место директора. Знала бы какие испытания сулит ей этот поворот судьбы, может, и не согласилась...
Пристальное внимание со стороны правоохранительных органов Долгополова ощутила менее чем через год своего пребывания в новой должности. Чем объяснить череду посыпавшихся проверок? Вопрос сложный. Но такое ощущение, что кто-то задался целью «накопать» хоть что-нибудь против нового директора.
Первым делом представители надзорного органа проверили исполнение Закона «Об образовании». Потом заинтересовались финансовыми делами: родительскими взносами, платными услугами и т.д. Инициировали проверку школы комиссией контрольно-ревизионного управления.
По словам Долгополовой, сотрудники КРУ дали заключение об отсутствии нарушений. Но выговор от руководства директор все равно получила. А следом за этим в школу пришли борцы с экономическими преступлениями. И нашли-таки в действиях директора признаки состава преступления! Косвенной причиной последовавших гонений стал... супруг Людмилы Николаевны.
Анатолий Михайлович Долгополов - пенсионер МВД. К педагогической деятельности приобщился в 1998 году. Приказом заведующей районным отделом образования он был принят в СОШ № 4 на должность преподавателя ОБЖ. Как и Людмила Николаевна, по семейным обстоятельствам на время вынужден был расстаться с этой школой. Работал социальным педагогом в учебных заведениях Ставрополя и был аттестован по второй категории.
Когда супруга возглавила михайловскую СОШ № 4, Долгополов тоже туда вернулся.
- Школа у нас большая: 1300 учеников, 120 сотрудников. Коллектив в основном женский. А мужской работы хватает. Поэтому мужчин старалась загрузить максимально, - рассказывает Людмила Николаевна. - Анатолий Михайлович работал с группой опекаемых детей. И выполнял в школе функции плотника.
Видимо, авторитет и опыт бывшего милиционера делали свое дело, и учителя, особенно начинающие, к Долгополову часто обращались за подмогой при возникновении конфликтных ситуаций в классах. Он никому не отказывал, чем мог - помогал. Да и опекаемые дети, с которыми Анатолий Михайлович работал как социальный педагог, - контингент не простой. И директор не увидела большого греха в том, чтобы оформить Долгополова по совместительству еще и на полставки психологом.
А вот сотрудники ОБЭП усмотрели в этом действии Людмилы Николаевны не только нарушение, но и, без преувеличения, преступление.

КОПЕЕЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА
Обнаруженные оперативниками «следы преступления» изучили в следственном отделе Шпаковского РОВД. Следователь А. Бугаец с согласия заместителя прокурора района С. Степанова возбудил уголовное дело по ст. 285 УК РФ и принял его к производству.
Статья 285 - злоупотребление должностными полномочиями. Долгополовой инкриминируется часть первая этой статьи - «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».
Дело в том, что в соответствии с «Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения» должность педагога-психолога может занимать только человек, имеющий соответствующее образование. Долгополова утверждает, что не знала об этом, и, назначая Анатолия Михайловича по совместительству на полставки психологом, ориентировалась на действия вышестоящего руководства.
- Меня заврайоно тоже приняла на полставки психологом, и я курировала психологическую службу в школе. Хотя специального образования в этой области у меня нет, - говорит Людмила Николаевна. - У Анатолия Михайловича было даже больше оснований работать психологом, потому как он к тому времени поступил в педуниверситет по специальности педагог-психолог. Сейчас он уже на третьем курсе.
Но к заведующей районным отделом образования у правоохранителей претензий нет, а к Долгополовой есть. Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела, ее вина заключается в том, что она в нарушение инструкции назначила А. Долгополова на должность педагога-психолога, «который не был компетентен в области психологии и за что с 1.09.04 по ноябрь 2004 г. получил зарплату в размере 1918 рублей 35 копеек, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства».
Если бы человек зарплату получал, а на работу не ходил, или если бы ходил и вредил каким-то образом - все было бы понятно. Но существенный вред размером 1918 р. 35 к. за три месяца реально выполняемой работы - звучит издевательски.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОРГАНЫ
Удивляет в этом деле не столько некоторая абсурдность обвинения. И не только избирательность карательной системы. Но и большое количество ляпов при расследовании. Такое ощущение, что дело «шили», не особенно заботясь о чистоте процесса.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу преступления, предусмотренные ст. 285 УК РФ, должны расследовать следователи прокуратуры. Но в нашем случае расследование берет на себя РОВД, и прокуратура, напомню, с этим соглашается.
По утверждению опытных юристов, нарушение подследственности влечет недопустимость доказательств, добытых в ходе предварительного расследования. А стало быть, и необходимость прекращения производства по делу.
Но следователь А. Бугаец «обнаруживает» в действиях Долгополовой признаки еще одного преступления - служебного подлога. А именно - внесение ложных, по версии обвинения, сведений в тарификационный список учителей и в приказ «О педагогической нагрузке». Налицо некоторое противоречие. С одной стороны, следователь утверждает, что Долгополов хоть и незаконно, но все же работает педагогом-психологом. С другой стороны, он же называет ложной содержащуюся в служебных документах информацию о том, что Анатолий Михайлович занимает эту должность.
Когда именно было возбуждено дело по статье 292, не совсем ясно. Сама подозреваемая о том, что ей, помимо злоупотребления служебными полномочиями, вменяют еще и служебный подлог, узнала только тогда, когда ей было предъявлено обвинение. В уведомлении о возбуждении уголовного дела, которое Долгополова получила от следователя по почте, в постановлении о возбуждении уголовного дела, ксерокопию которого ей выдали в РОВД, в постановлении следователя о возбуждении перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемой от должности и в самом постановлении об отстранении фигурирует только одна статья - 285. Но в постановлении о возбуждении уголовного дела, находящемся в материалах дела, указаны обе статьи. Любому ясно, что в один и тот же час, в один и тот же день не может быть возбуждено одно и то же уголовное дело, но по разным статьям. Как такое стало возможным? Во многих документах невооруженным глазом видны исправления, «ст. 292» откровенно вписана. Это допустимо?
- Исправления, конечно, не приветствуются, но если они не влияют на суть документа, то допускаются, - утверждает зампрокурора Шпаковского района Роман Романов, поддерживающий гособвинение на процессе.
Суд на предварительном слушании, рассмотрев ходатайство защиты, отмечает, что дописки и исправления свидетельствуют о недобросовестности следователя и что данные факты должны стать поводом для прокурорского реагирования и дисциплинарного взыскания. Но вопрос в другом - для чего следователю могло понадобиться вносить эти исправления и дописывать еще одну статью УК?
Возможно, дело в том, что для преступлений, предусмотренных ст. 292, допускается альтернативная подследственность. То есть предварительное следствие может производиться в том числе и следователем органа, выявившего это преступление. В таком случае, если уголовное дело по ст. 292 и ст. 285 возбуждается и расследуется следователем милиции, то это уже как бы и не выходит за рамки правового поля.

ВТОРОЙ БЛИН ТОЖЕ КОМОМ?
СОШ № 4, между тем, уже семь месяцев живет без директора. Временно исполняющей его обязанности стала завуч школы Любовь Бакунова. Говорит, рассчитывала, что это ненадолго. Педагоги тоже признаются, что хотели бы большей определенности в этом вопросе. Но в отделе образования с новым назначением не спешат - уже обжигались.
Пару лет назад, как оказалось, нечто аналогичное в Шпаковском районе уже происходило. Псевдоуголовная история произошла с руководителем местной прогимназии. То же пристальное внимание компетентных органов. Тот же бесконечный поток проверок. Те же попытки уголовного преследования. Повод, правда, нашли другой: использование родительских средств для реконструкции спортивного зала.
От нелепых обвинений директор отбилась, но работы к тому времени лишилась. Ее поспешили уволить по статье «за однократное грубое нарушение должностных обязанностей». Потом пришлось восстанавливать в должности. По решению суда. Работает на прежнем месте до сих пор. Нехорошо, в общем, получилось.
Поэтому, в случае с Долгополовой в отделе образования с категоричными решениями, видимо, не торопятся. Первый раз охота местных правоохранителей на «оборотней с указками» закончилась фиаско. А вдруг и второй блин комом окажется? Что ни говорите, а борьба за чистоту педагогических рядов в исполнении сотрудников милиции - дело нелегкое...
Марина ТИМЧЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет