Вы здесь

СУД СКОРЫЙ И МИЛОСТИВЫЙ

СУД СКОРЫЙ И МИЛОСТИВЫЙ

- Валерий Алексеевич, Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» принят в 1998 году. А в ноябре месяце 2001-го на Ставрополье были уже назначены первые 34 мировых судьи. Оперативность завидная. Неужели проблем не было?
- Начнем с того, что край нередко опережает в реализации судебной реформы соседей. Достаточно вспомнить: в 1994 году именно Ставрополье первым из девяти регионов, выбранных в качестве пилотных, приступило к отправлению правосудия с участием присяжных заседателей. Но дело здесь не в погоне за темпами. Есть понимание: защита прав и интересов граждан настолько важна, что потеря времени на «раскачку» просто недопустима. Тем более главная цель института мировой юстиции – максимальное приближение суда к населению, обеспечение доступности правосудия. Касательно же проблем... Учитывая новизну данного института в Российской Федерации, отсутствие методики в создании новой структуры судопроизводства, управлению пришлось в сжатые сроки провести целый ряд мероприятий организационного характера. Рекомендаций по процедуре создания законодательной основы деятельности мировых судей в крае не было. Поэтому проблем хватало и по части организационной работы, финансового и материально-технического обеспечения, и при создании надлежащей правовой базы.
- Имеются в виду региональные законы?
- Естественно. И речь не только о краевом Законе «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае», без которого нельзя было сделать и первого шага. Немало времени и усилий потребовала разработка Закона «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Ставропольском крае». Представьте ситуацию: хозяева земельных наделов определены, но самих наделов нет, межевание не проведено. Или, к примеру, выборы назначены, кандидаты борются, а границ избирательных округов не существует. Нелепость?! Так и здесь. Чтобы мировые судьи могли приступить к исполнению их обязанностей, необходимо было «нарезать» судебные участки. Исходя из численности населения от 15 до 30 тысяч человек на участок...
- Но «нарезка» вышла не очень удачной, судьи перегружены делами...
- С самого начала работы мировые судьи края столкнулись с нагрузкой, значительно превышающей спрогнозированную, причем налицо тенденция к дальнейшему росту. Из общего количества дел, поступивших в суды Ставропольского края, 53,4% поступает на рассмотрение именно мировым судьям. Скажу больше. Отдельные судебные участки имеют нагрузку, которая превышает среднекраевую в два-три раза и составляет от 300 до 500 дел в месяц. Среднемесячная нагрузка на одного районного судью - около 30 дел, на одного мирового судью - 167 дел. Дополнительно скажу, по Южному федеральному округу нагрузка на одного мирового судью сложилась 127 дел в месяц. Эти цифры, безусловно, свидетельствуют о росте популярности у граждан мировой юстиции. Кроме того, важно и то, что мировые судьи разгрузили федеральных судей районных судов. Хочется отметить, что, несмотря на большую нагрузку, мировые судьи края работают с высоким профессионализмом. У нас немало примеров, когда судьи несмотря на все трудности, доказывают, что действующие законы должны и могут соблюдаться. Они выносят своевременные, мотивированные и вызывающие уважения решения. На сегодняшний момент к мировым судьям Ставропольского края поступило более 650 тысяч дел, из этого количества только 1 % рассмотрен с нарушением установленных законодательством сроков и подчас все эти случаи имеют объективные причины. Менее 1 % из всех рассмотренных дел было обжаловано, 0,2% дел было изменено или отменено. Проблема колоссальной нагрузки мировых судей действительно острая. И не только потому, что физически тяжело работать, но и потому, что осложняется реализация идеи о доступности для населения судебной защиты, ради чего, собственно, и был возрожден институт мировых судей.
- И где же выход?
- Ставропольский край в порядке законодательной инициативы вышел с предложением об увеличении числа мировых судей и соответствующего им количества судебных участков на 24 единицы со 119 до 143. Обнадеживает также и принятие постановления о концепции Закона «О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппарата судов и государственных служащих», разработанной Советом судей Российской Федерации. Но при этом здесь принципиально важны сроки затягивать решение вопроса никак нельзя. Чтобы новые судебные участки могли нормально функционировать, нужны бюджетные деньги. А бюджет края на 2007 год уже формируется, и пока без увеличения расходов с учетом увеличения числа участков.
- К тому же опять предстоит заново «нарезать» участки?
- Да, и это тоже требует и сил, и времени, и изменения регионального законодательства. И я бы особо хотел подчеркнуть: речь идет не о корпоративных интересах судей и сотрудников аппаратов судебных участков мировых судей. Речь о праве граждан на доступность правосудия! Поэтому федеральный законодатель должен, на мой взгляд, с максимальной оперативностью реагировать на все возникающие проблемы. Помню, на начальном этапе становления института мировых судей возникла неожиданная трудность. Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» не предусматривал уплату госпошлины при подаче апелляционной жалобы на решение мирового судьи. А статья 82 Гражданского процессуального кодекса РФ закрепляла отсылку именно к этому закону. Мелочь? Но в отправлении правосудия мелочей нет! И если бы вовремя не была устранена «нестыковка» процессуального и налогового законодательства, в роли пострадавших оказались бы не судьи - обратившиеся в суд граждане.
- Значит, так или иначе, но решение любой проблемы возможно лишь при активном участии федералов? На месте мало что можно решить?
- На месте можно сделать очень и очень многое. Возьмите стоявшую поначалу очень остро проблему охраны судебных участков судебными приставами. Мы ее решили! Нам удалось даже через введение должности помощника мирового судьи снизить связанную с запредельными нагрузками на судью напряженность по части доступности правосудия и сроков рассмотрения дел. Но это, согласитесь, полумера. Равно как и выработанный на региональном уровне порядок замещения временно отсутствующего (болезнь, отпуск и т.д.) мирового судьи. Этот порядок законодательно отрегулирован на федеральном уровне! Но у нас в крае есть районы, где имеется лишь один судебный участок. Представляете, в каком положении могут оказаться жители таких районов в ситуации, когда невозможно четко по закону назначить судью взамен заболевшего?!
- Особенно если учесть, что еще в ХIХ веке великий русский юрист Анатолий Кони обозначил три главных особенности мирового суда: суд скорый, правый и милостивый. На первом месте скорый...
- Одинаково важны все три слагаемых. Оно ведь, как и в ХIХ веке, мировые судьи рассматривают огромное количество дел. И уголовные, и гражданские, и административные, подавляющее число которых после вступления в силу нового Кодекса РФ об административных правонарушениях отнесено к компетенции именно мировых судей. Отсюда, кстати, и необходимость более четкого определения в кодексах судебных процедур, отличающих деятельность мировых судей от деятельности иных судов. В частности, речь о расширении упрощенного судопроизводства, примирительных процедур (в том числе в целях прекращения уголовных дел), восстановительного правосудия. Без всего этого мировые судьи в значительной мере теряют свою специфику, и возможно их превращение в филиалы райсудов с единственной функцией - разгрузить последние.
- Хотя мировой суд не просто самостоятельный институт правосудия, это воплощение судебного федерализма, ибо мировые судьи и формируются в регионах, и осуществляют судебную власть в субъектах Федерации...
- Именно так. Причем я бы хотел особо выделить то, что мировые судьи, работая в регионе, обеспечивают не только соблюдение прав и свобод граждан. Рассматривая с каждым годом все больше материалов об административных правонарушениях, они обеспечивают и пополнение регионального бюджета. За пять лет деятельности сумма денежных взысканий, наложенная мировыми судьями в виде присужденных штрафов, государственной пошлины и т.д., составила 482 мил. 258 тыс. 426 рублей. Согласитесь, солидная прибавка в консолидированный бюджет Ставропольского края!
- А сами мировые суды в плане финансов безбедно живут?
- Судебные участки сегодня обеспечены всем необходимым - от канцелярских и почтовых принадлежностей до высокотехнологичного оборудования на рабочих местах. Однако и здесь есть проблемы. Во-первых, ощущается нехватка средств по ряду ключевых позиций. Не предусмотрена, например, оплата расходов на проведение судебной экспертизы. Хотя это важнейшее условие отправления правосудия. Или возьмите автоматизированную систему судебного делопроизводства «Мировой судья», которая обеспечивает автоматизированный учет, сбор, хранение и обработку информации, используемой в своей деятельности мировыми судьями. Мы пока сумели оснастить ею лишь 59 из 119 судебных участков. Однако, в рамках краевой целевой программы «Информатизация органов государственной власти Ставропольского края на 2007-2008 годы» предусмотрено финансирование развития информатизации на судебных участках мировых судей. Так что работать есть еще много над чем.
- Но главное сделано - мировая юстиция в крае состоялась?!
- Это очевидно, за 5 лет мировая юстиция Ставропольского края «встала на ноги». Это действительно не может не радовать, тем более что это плод совместных усилий и исполнительной власти, и законодательной, и всего судейского сообщества. Вдвойне отрадно, что люди стали доверять мировым судьям за их профессиональное вершение правосудия. В свою очередь, мировые судьи оправдывают их доверие.
Но жизнь и повседневная практика постоянно ставят все новые и новые задачи, и от их решения зависит главное - расширение доступа граждан к справедливому правосудию.

Анна ПЕТРОВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет