Вы здесь

Цветы-мечтыв «Скважине на двоих»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Цветы-мечтыв «Скважине на двоих»

Они оба рисуют с детства. Они - это Анатолий Потапов и Александр Нерсесьянц, оригинальная выставка работ которых под не менее оригинальным названием «Скважина-2» экспонируется сейчас в Ставропольском краевом доме народного творчества.

Почему «Скважина-2»? А почему бы и нет? Как сказал Анатолий, искусство как нефть, которую добывают, добывают, добывают... Внутренний дизайн выставочного зала, полностью спроектированный самими авторами, тоже напоминает скважину, из которой бьют вверх струи, созданные из прозрачных полос ткани. А «Скважина-2» потому, что в 2002 году уже была совместная выставка «Скважина на двоих», и она у ставропольцев пользовалась большой популярностью.
Конечно, нынешняя экспозиция отличается от предыдущей. У Потапова тогда было больше абстракции, графических «пятен», у Нерсесьянца - разнообразных, необычных светильников из дерева, стекла и металла. Но и у работающего в рекламном агентстве Анатолия Потапова, и у преподавателя Александра Нерсесьянца общее то, что их такое разное, нестандартное, во многом на подсознательном уровне искусство - постоянно в развитии. Их конструктивные находки удивляют и восхищают как любителей, так и профессионалов. Но - обо всем по порядку.
Анатолий
Любимыми темами детских рисунков Потапова были грациозные косули, олени и почему-то... ночные домики. В детсаду рисовал фломастерами, а потом в школе и даже в армии - карандашами. Вот так и получается, что у большинства людей вместе с детством уходит в прошлое и рисование, а кто-то остается верным карандашу на всю жизнь. Обо всей жизни Анатолию говорить, конечно, еще рано. Но творческая фантазия, которая «подсказала» ему жанр, которым не занимается ни один из художников Ставрополья - наверняка останется с ним навсегда. Речь об аппликативной графике, представленной на выставке. Издалека его яркие полотна кажутся написанными красками. А подойдешь совсем близко и видишь - нет, что-то совсем другое, какая-то невиданная техника. Как рассказал Потапов, главный материал, из которого созданы его картины - это самоклеющаяся пленка. Он «собирает» свои творения по типу мозаики и получается графическая аппликация.
- Этим направлением, - говорит Анатолий, - я занимаюсь уже пять лет. А вот фотоделом увлекся меньше года назад. Очень интересная штука...
На больших черно-белых фотоработах, как и на красочных аппликациях - только женские фигуры. Иногда только намек на нежный девичий облик, иногда более конкретный образ. «Ню», но не откровенная нагота, а как бы завуалированная и оттого не менее привлекательная и таинственная. «Моя выставка вся посвящена Женщине. Женщина - это постоянная загадка, нераскрытая тайна».
Откуда эти всплески вдохновения, необычность формы и цвета, композиционные находки? Когда я попыталась узнать, не в генах ли тут дело, «открылись» интересные вещи. Оказалось, что по линии матери - Александры Николаевны - Анатолий-то Скуратов. И семейное предание гласит, что корни рода простираются к тому самому Малюте Скуратову. По крайней мере, прабабка точно жила в Москве, а уже бабушка Клава, выйдя замуж, перебралась в Подмосковье. Дед же по отцовской линии - сирота, жил в Подмосковье, пас в детстве коров. Так что творческих моментов ни у кого из предков не было. Что тут скажешь - самородок. Приехал в Ставрополь случайно из Карачаево-Черкесии, где мама работала по распределению агрономом, поступил сначала на компьютерные курсы. Встретил, уже в среднем специальном учебном заведении, свою будущую жену - Катю. Растут у Потаповых двое пацанов - Глеб и Митя. Анатолий же не только творит свои фотоработы и аппликацию, но и, не давая конкретных названий, сочиняет для каждой лирическое четверостишие. Как, к примеру, это:
Я поле любви засею цветами,
Цветами-мечтами, любовное пламя
По центру поляны огромной любви,
В которой мечтаем мы, словно цветы!
Александр
Контрастом лирике Потапова, совсем по-другому смотрится на выставке творчество Александра Нерсесьянца. Объемные, многодетальные, подчеркнуто-строгие в линиях деревянные кресла (типа трона), стол, лавка со спинкой «в джинсе». И рядом - светильники самых разных конструкций, где сочетание дерева, металла и стекла создает какую-то магию света.
А тут как раз гены сказали свое веское «слово». Прадед со стороны отца был антикваром и, значит, очень даже хорошо разбирался в искусстве, а дядя был художником. Не обделили творческой жилкой Александра и родственники по материнской линии. Дядя - прекрасный резчик по дереву. Сам же Александр Нерсесьянц не столько «режет» дерево, сколько показывает его красивую фактуру. Один светильник у него сделан из дуба, стол из кедра, а все остальные произведения только из бука. Но и его нестандартная мебель, и конструктивные находки-светильники тоже у Александра без названий: «В выборе названия есть риск навязать что-то не то. Лучше пусть они (творения) будут информационно пусты. Тогда каждый может назвать по-своему, представить что-то свое». И хотя свое творчество Нерсесьянц никак не обозначает, все равно тут чувствуется этно-направление, отголоски классического стилистического направления и в то же время современные технологические разработки.
А начиналось все опять-таки с детских рисунков. Но в отличие от Анатолия, Александр любил рисовать море, какие-то сказочные картинки, типа приключений Гулливера или той же русалки, что «на ветвях сидит». Осознанно же занялся деревом, стеклом, металлом, да и вообще декоративными моментами из любого материала с 2000 года. И сейчас с удовольствием занимается оформлением стилистического интерьера, делая своими руками любую декоративную деталь. Когда же я спросила Александра, планирует ли он то, что будет делать из мебели или из светильника, то «получила» в ответ: «Никогда ничего не планирую. Все делаю быстро, нестандартно и на одном дыхании. И воплощаю любую мысль - свою и чужую».
Так что Александр Нерсесьянц трудится не только преподавателем, но и дизайнером-декоратором, для которого нет ничего невозможного в работе с любым материалом. А уж о его творческой фантазии можно судить по представленному в экспозиции бару-светильнику с металлическими подставками. Здесь есть и мягкая подсветка, и есть куда во время задушевной беседы поставить бокал с вином. Как говорится, все тридцать три удовольствия сразу.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет