Вы здесь

Пора столбить участки

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Пора столбить участки

В России, как обычно, зима приходит неожиданно... В наступающем году органы местного самоуправления должны будут проводить конкурс по отбору хозяйствующих субъектов, которые возьмут в управление многоквартирные жилые дома, жильцы которых не определились со способом управления. Однако только 4 декабря комитет краевой Думы по земельным отношениям и землепользованию задумался об оформлении земельных участков под многоквартирными домами и прилегающей к ним территории.

Новый Жилищный кодекс существует уже почти три года, тем не менее, некоторые прописанные в нем нормы до сих пор не работают. Более того, на Ставрополье по сей день нет четкого механизма межевания земли, положенной каждому собственнику, проживающему в многоквартирном жилом доме. А ведь не за горами 2008 год, когда все многоэтажки, жильцы которых не определились с выбором формы управления, городские власти должны будут передать управляющим компаниям.
Каким образом эти компании станут рассчитывать стоимость предоставляемых услуг по уборке придомовой территории, если ни муниципальные, ни краевые власти все еще не знают, как именно проводить межевание? Будет ли земля отдаваться в собственность, исходя из реальных границ придомовой территории, или же отмеряться по отмостке? Надо ли передавать детские развлекательные и спортивные площадки, кто будет нести ответственность за открытые автостоянки, внутридомовые дороги, тротуары, газоны, подземные коммуникации и т.д.? Вопросов множество. Плюс ко всему, решение их неизбежно приведет к дополнительному обременению либо будущих собственников, либо городские власти.
В статье 16 федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ сказано, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, является общей долевой собственностью владельцев квартир. Земельная же доля рассчитывается, исходя из площади помещений, находящихся в собственности каждого конкретного владельца.
Здесь необходимо учесть, что, получив в собственность земельную долю общего участка, принадлежащего кондоминиуму, жильцу придется ежегодно платить налог за землю. Чем больше доля, тем больше налоговое отчисление - арифметика проста. Но, как говорится, не в деньгах счастье, и не о них пока речь. В настоящий момент членам кондоминиумов выгодно получить землю в собственность.
Не секрет, что в последние несколько лет придомовые территории активно застраиваются, все больше уменьшая земельные участки, положенные по закону каждому многоквартирному дому. Дело в том, что еще в 1998 году приказом министерства РФ по земельной политике утверждена очень интересная норма. В пункте 3.8. данного документа есть абзац: «В случае, если фактический размер земельного участка в кондоминиуме меньше нормативного, размер земельной доли каждого домовладельца определяется... (далее механизм расчета)». Т.е. там, где уплотнить застройками внутриквартальную территорию еще не удалось, новых строек не будет. Если, конечно, жители оформят в собственность земельный участок под их домом и придомовую территорию. Это значит, закончатся постоянные жалобы людей на незаконное строительство, митинги, пикеты и т.д. А там, где застроено все, что можно и нельзя, людям дадут в собственность меньшую долю земли.
Казалось бы, при таком положении вещей народ должен броситься на осаду полномочных органов местного самоуправления с заявлениями о срочном проведении межевания, для дальнейшего оформления собственности на землю. Однако большинство представителей муниципальных образований, выступавших на заседании комитета по землепользованию, главной проблемой в осуществлении межевания называют именно отсутствие заявлений от населения.
На втором плане стоит проблема финансирования, ведь межевые работы должны оплачиваться из местного бюджета. Так, в Ставрополе на будущий год в бюджет заложены два миллиона рублей, которых хватит лишь на сотню домов. Соответственно - вопрос: где брать остальные деньги? И тут же готов ответ - дополнительные средства появятся от налоговых сборов за землю.
Но тогда получается явная несправедливость. Если некое ТСЖ или какой другой кондоминиум оформят землю в собственность, то им сразу же придется платить земельный налог. Те же, кто не поспешит с межеванием и оформлением документации, продолжат существование, не тратя часть своего бюджета на налоговые выплаты.
Парадокс - люди самостоятельно должны проявить инициативу, чтоб в будущем ежегодно расставаться с некоторой суммой денег. Особо это относится к тем населенным пунктам, где в последние годы вообще не ведется нового строительства. Ну зачем спешить, если землю у нас никто не заберет. Как же быть исполнительной власти?
На этот вопрос, заседавшие на комитете тут же нашли ответ. Оказывается, нужно взимать земельный налог со всех собственников квартир, вне зависимости от того, оформлена ли земельная доля в собственность.
Но тогда появляется следующее затруднение. Как рассчитать сумму налогового сбора, если не определен размер этой самой земельной доли? У кого-то площадь помещения составляет сто и более квадратных метров, значит, и земельки у этого человека должно быть соответственно, а у кого-то десять квадратов - налог гораздо меньше.
Как уже говорилось, кроме налоговых выплат, владение землей приносит другие дополнительные обременения. Это уборка территории, содержание детских и спортивных площадок, автостоянок, тротуаров, подземных коммуникаций.
Мы в 90-е годы решили жить в условиях рыночных отношений и частной собственности, со всеми вытекающими из этого последствиями. И если до недавнего времени мы еще не задумывались, как появляются и ремонтируются все расположенные в нашем дворе объекты, бездумно оплачивая содержание мест общего пользования, то теперь придется учиться жить по-новому.
Когда-нибудь, лет так через десять, по скромным подсчетам собравшихся в краевой Думе депутатов и чиновников, люди будут исправно платить налог за землю, за свой счет оплачивать содержание придомовой территории, включая уборку, ремонт дорог и тротуаров, озеленение и т.д. А пока необходимо все-таки определиться с нормативами расчетов предоставления в собственность земельных долей. Здесь законодателей и чиновников волнует два аспекта. Смогут ли жители взять на себя полную ответственность за все объекты, расположенные на вверенной им земле - потянут ли материально? И если не смогут, можно ли провести межевание, оставив значимые территории в ведении муниципалитетов?
Ни первый, ни второй вариант людям наверняка не понравится. Только законодательной и исполнительной власти не очень-то нравится второй вариант. Ведь в этом случае придется изыскивать дополнительные средства на содержание всех внутриквартальных территорий. А в первом варианте придется создавать сервитуты, иначе некоторые подземные коммуникации могут в скорости прийти в негодность, так как новоявленные собственники вряд ли смогут найти средства на содержание каких-либо общих коммуникаций. Да и вряд ли согласятся выкладывать деньги из своего кармана.
Если коротко - работы предстоит много как законодателям, органам местного самоуправления, так и нам, будущим собственникам земельных долей. Для этого депутаты в ближайшее время собираются провести еще несколько подобных собраний, где будут заслушаны другие вопросы и предложения. Потом надо будет законодательно оформить наиболее приемлемые для всех варианты и, наконец, начать работу по межеванию. В настоящее время такие работы чреваты судебными исками со стороны будущих собственников. Ведь сейчас на свой страх и риск муниципалы межуют по нормативам конца 90-х годов.

Геннадий ТКАЧЕНКО.
P.S. В ходе обсуждения данного вопроса главный архитектор края Юрий Расходов пообещал, в случае необходимости, провести все необходимые расчеты и определить нормативы в течение месяца. Странно лишь, что до сих пор никто не видел в этом необходимости.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет