Вы здесь

Как воспитать устойчивую личность?

Как воспитать устойчивую личность?

В последнее время все больше становится сообщений о самоубийствах подростков. Жизнь обрывается в самом начале - это трагедия. Причем не только семьи и школы, но и всего нашего общества.

В Ставропольском крае в прошлом году произошло 15 суицидов, 12 из них - со смертельным исходом. В 2008 году к ним добавились еще три случая. Это не может не волновать педагогов, медиков, родителей, работников правоохранительных органов, общественность. Подтверждение тому - «круглый стол» по проблемам воспитания и детского суицида, проведенный в Ставрополе с участием министерства образования края.
Министр образования СК А. Золотухина, открывая «круглый стол», указала на безрадостные реалии сегодняшнего дня. Дети растут в условиях ломки общественной формации, пересмотра прежних ценностей. Многие понятия перевернуты: что было хорошим - стало плохим, и наоборот. На ребенка направлен большой поток негативной информации. В такой ситуации главная задача семьи и школы - воспитать жизнелюбивую, устойчивую к стрессам личность, способную не согнуться, не спасовать перед трудными обстоятельствами.
К рассматриваемой проблеме участники диалога подходили с разных сторон, но на первом плане были именно семья и школа. Директор Ставропольского лицея № 14 В. Медведева считает, что положительный результат будет только в том случае, если эти два института работают вместе, не перекладывая друг на друга ответственность за судьбу ребенка. В лицее стараются действовать именно в таком направлении, при этом много внимания уделяя духовному воспитанию детей.
Но семья и школа сегодня не те, что были раньше, - об этом говорили доцент СГУ О. Белая, начальник отдела образования Александровского района Л. Маковская и другие. Устойчивая личность формируется в устойчивой семье. А как сегодняшней семье выстоять, если ей приходится бороться с бедностью? Занятым зарабатыванием денег родителям часто бывает не до учебы ребенка и разговоров по душам (хотя в первую очередь это их прямая обязанность). Даже при воспитании в нормальных семьях очевиден конфликт: родители стараются привить своему чаду гуманные ценности, а среда навязывает антигуманные.
Конфликт заложен не только в воспитании, но и в стандартах образования. Даже способные ученики устают от непосильных нагрузок в школе, не говоря уже о середнячках и больных ребятах. После шести часов учебы в классе, дома подросток, как заметила психолог Г. Шевченко, более трех часов заниматься уже не может. Поэтому на урок приходит с неподготовленными заданиями. Учителю надо не отстать от программы, а ученик не в состоянии усвоить материал: не потому, что бездельник - он перегружен учебой. А отсюда - всевозможные конфликты, проявления агрессивности со стороны учащихся. Если в семье нормальные отношения, ребенка там любят и понимают, то до трагических случаев дело не дойдет. Но ведь бывает, к сожалению, и наоборот...
Начальник отдела образования Шпаковского района Л. Тарабыкина отметила особую роль классных руководителей. Они должны знать всю подноготную о детях и семьях, которые вызывают тревогу, и с учетом этого строить воспитательную работу.
Много внимания было уделено и медицинскому аспекту рассматриваемой проблемы. Главный детский психиатр края Т. Косова заметила: чтобы ребенок был устойчив к стрессам, он должен быть психически здоровым. Родителям следует следить за состоянием здоровья своих детей и при отклонениях не бояться обращаться к психологам и психиатрам. К сожалению, не все, кто занимается воспитанием ребят, хорошо знают особенности развития подростка.
А руководитель клиники пограничных состояний Ставропольской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук И. Боев считает, что многое зависит от психолого-биологической основы личности. Замечено, что при появлении магнитных взрывов на солнце у робких и стеснительных людей чаще происходят инфаркты и инсульты, а уверенные в себе люди более спокойно переносят такое явление. Подход как в лечении, так и в воспитании неуравновешенных детей должен быть индивидуальным.
Но рассматривая проблему шире, И. Боев высказался за гуманизацию общества, сохранение человеческих и культурных ценностей. Сегодня уже никто не говорит о гармоничном развитии личности, главное - чтобы человек был пробивной, хваткий. Подобный деструктивный путь ни к чему хорошему не приведет.
Участники «круглого стола» с тревогой говорили о том, что у многих подростков сегодня нет идеалов, а телевидение и кино насаждают жестокость, вседозволенность, силу оружия. Во многих зарубежных странах введена нравственная цензура, у нас этот вопрос ставится давно, но не решается. А другая не менее острая проблема - детям из малообеспеченных семей нечем заняться, поскольку многие кружки и секции перешли в разряд платных.
В ходе «круглого стола» предлагалось чаще отражать в СМИ позитивные моменты сегодняшней жизни, учить школьных классных руководителей работать с детьми в новых условиях, а служитель церкви отец Роман высказался за введение в школах курса по изучению духовно-нравственного наследия - это тоже будет способствовать воспитанию у ребят внутренней стойкости.

Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет