Вы здесь

ДОРОГА К БУНТУ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ДОРОГА К БУНТУ

В нее превращается чиновное безразличие к строительству объезда станицы Григорополисской.

КРИК ДУШИ СТАНИЧНИКОВ
Уличный сход возник стихийно. Стоило нам остановиться у дома, где стояли несколько человек, как тут же подошли еще человек тридцать. Разговор состоялся нервный и на повышенных тонах.
Суть претензий жителей улиц Орджоникидзе и Калинина - убрать от их дворов дорогу, по которой на Армавир и днем и ночью идут сотни и сотни машин. Да ладно бы легковушки. Тяжело груженные двадцати - тридцатитонные КамАЗы и МАЗы, шестидесятитонные «Тонары» из близлежащих карьеров, нагрузка на ось у которых восемь - десять тонн, беспощадно ревут и давят дорогу. Да так, что дрожат стены и пол под ногами ходит ходуном. Страшно отпускать детей на улицу. Страшно за газопровод высокого давления - он проходит прямо под трассой и того и гляди под тяжестью грузовиков разрушится и сожжет все вокруг. Страшно за свои дома: уже многие, включая и вновь построенные, полопались и просели.
Действительно, проезжая часть на этих улицах ничем даже не напоминает дорогу краевого значения. Обычный, как на любой сельской улице, в выбоинах асфальт. Нависающие ветки. Фонарей и переходов нет. «Корыто» дороги расположено ниже общего уровня земли, отводных канав нет, поэтому на нем скапливаются вода и грязь. Особенно впечатлил поворот на мост через благо что мелкую запруду местной речушки Камышевахи: ни дорожной разметки, ни ограждения, ни фонарей нет, перед изумленным водителем ночью вдруг прямо по курсу вырастает водная гладь. Нередки случаи, когда незадачливые путники ходят в полночь по дворам, просят приютить, обсушиться и помочь вытащить машину из воды.
Претензии выслушивала и приехавшая вместе с нами местная власть в лице главы станицы Б. Орлова и председателя совета депутатов сельсовета Г. Алексеевой. Выслушивала, наверное, в сотый раз. Целиком разделяла их тревогу. Но ничего сделать не могла: дорога, о которой шла речь, краевого подчинения. А это значит, что она и ремонтируется за счет краевого бюджета, и вопрос, быть ей или не быть, также решают власти краевые. Любые затраты на дорогу из местного бюджета будут считаться его нецелевым использованием. Со всеми вытекающими последствиями.
ОБЩЕНИЕ СЛЕПОГО С ГЛУХИМ
Местная власть смогла лишь предоставить пухлый том собственной, уже чуть ли не пятнадцатилетней, переписки с властью краевой. Переписки, напоминающей диалог слепого с глухим. Суть ее в том, что местная власть от лица жителей предлагает решить проблему радикально - перенести движение на объездную дорогу. А власть краевая уверяет в отсутствии технической необходимости такого шага и предлагает ограничиться полумерами - ремонтировать действующий участок. Устно - этого нет в письмах - стращает, что на объездную дорогу нужны миллиарды, и их никто и никогда не найдет.
Я взял лишь несколько документов, так сказать, новейшего времени. В сентябре 2007 года Алексеева выходит на губернатора А. Черногорова с конкретным предложением: «...назначить комиссию для определения целесообразности дальнейшего использования улиц станицы для движения транзитного грузового транспорта и изыскать возможность строительства объездной дороги». Зам. начальника краевого управления дорожного хозяйства В. Акинин отвечает: «На основании подсчета Ставропольской проектной конторой интенсивности движения Ваше предложение о строительстве обхода признано экономически необоснованным». И тут же добавляет о «подвигах» управления: «В текущем году планово-профилактические мероприятия по обеспечению безопасности движения транзитного потока через станицу выполнены в полном объеме. Осевая разметка проезжей части и два пешеходных перехода обновлены краской, установлено восемь новых знаков, обозначающих эти переходы. На протяжении опасного участка установлено ограничение скорости движения до 40 километров в час. На безопасном расстоянии от проезжей части закончено устройство тротуара и подходов к переходам. Повторно поведен ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия улиц.... Указанные мероприятия позволят обеспечить безопасное движение транспорта».
Грустно за краевую власть, опустившуюся до прямого вранья и подтасовок. Об этом прямо указывает Алексеева Акинину: «Ваш ответ рассмотрен на заседании совета, а также обсужден с жителями. Я, честно говоря, даже не могу переложить на бумагу ту волну возмущения, с которой он был воспринят. Особенно возмутили строки ответа, где написано, что вашими службами установлены знаки, сделаны переходы.... Все это сделано на средства и силами местного колхоза «Россия»! Я работаю там заместителем главного бухгалтера (председатель совета - общественная должность - А.Е.) и знаю это доподлинно! Что касается якобы ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, то смею Вас заверить, эти латки просуществовали до первого дождя. Его делали для галочки. И еще. Не могли бы Вы объяснить 28 депутатам сельсовета, 10-тысячному населению станицы, кто, когда и каким образом производил подсчет интенсивности движения автотранспорта, и где эти расчеты, подтверждающие экономическую нецелесообразность строительства объездной дороги? И до какой поры поток транзитного транспорта будет идти ночью по разбитой дороге с дальним светом фар?»
Акинин это возмущение проглотил молча. Во всяком случае, очередного письма не прислал. Но и не сделал ничего. В ноябре 2007 года Алексеева снова пишет Черногорову: «Ответ Акинина от Вашего имени вызвал у жителей волну негодования, грозящую проведением акций гражданского неповиновения. Повторно прошу оказать содействие в решении поднятых проблем».
В декабре Алексеевой отвечает уже другой заместитель начальника управления дорожного хозяйства - А. Скорняков. Этот вроде не врет. Но забрасывает адресата громадьем планов. Тут и федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России», и «Программа совершенствования автодорог края», и объездная дорога вокруг Новоалександровска, по которой «скоро будет перевозиться 480 тысяч тонн грузов в год». И только в конце ближе к теме: «...более подробная проработка вопросов строительства объездного маршрута станицы не представляется возможной без технико-экономического обоснования инвестиций, поэтому вопрос будет рассматриваться поэтапно, в составе формирования плана проектных работ.... С администрацией района принято решение о совместной проработке поэтапной долгосрочной программы улучшения условий безопасности дорожного движения по станице. Одновременно управление предлагает оказать помощь в восстановлении существующей линии электроосвещения вдоль дороги краевого значения, строительство новой линии не представляется возможным».
Станичники из этого стилистического выверта поняли только одно: им ничего конкретно не обещают, но предлагают за свой счет поставить столбы и повесить фонари.
Алексеева, и надо отдать должное ее настойчивости, пишет уже Скорнякову новое письмо: «Нас беспокоит не организация движения вокруг Новоалександровска. Нас беспокоит движение транспорта по конкретному направлению - через Григорополисскую на Армавир. Через станицу, помимо автотранспорта Новоалександровского, Красногвардейского, Ипатовского, Апанасенковского, Труновского и иных районов края идут автомобили с регистрационными номерами Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей и Калмыкии. Для них это самый короткий путь на юг. Грузопоток значительно возрастает в весеннее-летнее время, фактически это самая короткая дорога на море и на Кавминводы». И добавляет язвительно: «К сожалению, не знакома с «Программой совершенствования автомобильных дорог Ставропольского края», но предполагаю, что ею не предусмотрено увеличение грузопотока через Григорополисскую в связи с созданием особой экономической зоны на Кавминводах, и уж тем более - с проведением Олимпиады в Сочи».
Одновременно Алексеева снова пишет Черногорову. Отвечает уже начальник управления В. Чирков (сейчас уже бывший, находится под следствием - А.Е.) Большая половина ответа - дословное (!) повторение ответа Скорнякова. Единственное новшество - обещание, что предложение григорополиссцев будет рассматриваться при утверждении программы дорожных работ уже после утверждения бюджета на 2008 год. Ответ датирован 14 января, то есть уже после утверждения краевой думой бюджета! В феврале Скорняков вдогонку новым письмом сообщает, что в программу попала разработка проектно-сметной документации на строительство дорожного обхода Новоалександровска. И только «после ввода в эксплуатацию данного объекта будет создана комиссия для изучения ситуации, разработки ТЭО инвестиций проектирования обхода Григорополисской».
То есть станичникам прямо и откровенно сказали, что в ближайшее время никакой объездной дороги им не светит.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР - НОВАЯ НАДЕЖДА
После небольшого затишья, в августе прошлого года начинается новый этап переписки станичной и краевой властей. Письмо новому губернатору В. Гаевскому с просьбой «создать комиссию по определению плана действий для ликвидации проблемы» пишет уже глава станицы Б. Орлов. Такая комиссия, наконец, создается. Она определяет: «Поддержать предложение властей станицы по подготовке ТЭО для разработки проектно-сметной документации на строительство обхода за счет средств краевого фонда муниципального развития». Дальше Орлов просит нового министра дорожного хозяйства края И. Васильева определить интенсивность движения транспорта по существующей дороге по станице. Это необходимо для ТЭО. Министерство вроде проводит такое исследование. Результаты - более чем сомнительные. О них сообщает замминистра В. Лукинов. В один день с шести утра до девяти вечера в обе стороны - 788 единиц транспорта, в другой - 790. Для строительства обхода нужно, чтобы этот показатель был не ниже пяти тысяч единиц.
Странные все же у министерства счетчики! Ни власти, ни общественность станицы о своей «работе» даже в известность не поставили. Да были ли они? За полчаса стихийного схода у дороги мы сами насчитали свыше 180 (!) машин. Орлов заходит с другой стороны - просит министерство оказать содействие в разработке ТЭО на строительство обхода уже «по причине расположения станицы в оползневой зоне со сложно-пересеченной местностью и узкими, не приспособленными для движения большегрузов улочками». Ответа пока нет.
В этом году людское терпение, видимо, стало подходить к концу. В конце января жители «проездных» улиц пишут губернатору коллективное письмо. Копия - прокурору края И. Полуэктову. Подписей - чуть ли не сотня. Пишут, что «натолкнулись на стену безразличия», проводят параллели, ни много ни мало, с Южной Осетией и просят «сделать что-то для защиты жизни и достоинства российских граждан, коими мы являемся». «Вопрос сейчас только в разработке конкретных действий по принуждению к миру в данном случае органов государственной власти края» - заканчивают они свое послание.
В общем-то, запахло элементарным бунтом. Станичники готовы уже идти на крайние меры - перекрывать дорогу. Нам на сходе об этом говорили откровенно. Было же такое здесь пятнадцать лет назад. Тогда на другом участке этой же дороги прямо в центре станицы погибла под колесами девочка. Люди вышли на улицу. Перегородили улицу фундаментными блоками. Они там стоят до сих пор, прямо у церкви. Движение пришлось пустить в объезд. Правда, только по другой улице.
В начале февраля из края пришли ответы, что коллективные письма адресатами получены. В минувший понедельник на имя Орлова пришел ответ станичникам от И. Васильева. Он пространно рассказывает, что сделано в крае по выводу транзитного транспорта из населенных пунктов, перечисляет населенные пункты, удостоившиеся такого счастья. «Упреки жителей о «стене безразличия», - пишет министр, явно не понимающий, что рассказы об этом чужом счастье звучат явным издевательством над адресатом, - явно несостоятельны. Все, что делается в крае, направлено на создание комфортных условий для жителей». В конце послания он ставит жирный крест на надеждах станичников: «Разрабатывать в настоящее время проект обхода нецелесообразно, так как назвать сроки строительства не представляется возможным».
Из прокуратуры ответа о мерах пока нет.
Да, еще 17 февраля состоялось совещание глав муниципальных поселений Новоалександровского района. Местному дорожному предприятию рекомендовали отремонтировать участок дороги, проходящей по Григорополисской, а главе станицы - «обустроить электрическое освещение участка краевой автодороги вдоль дамбы и передать на баланс дорожникам». То есть и районная власть разделяет позицию власти краевой, мало того - перекладывает проблемы краевой дороги на власть станичную. Сколько ни бейся, а все равно останешься крайним.
НЕ ТАК ДОРОГ ОБЪЕЗД, КАК ЕГО МАЛЮЮТ
Мы проехали по дороге, которую станичники предлагают сделать объездной вокруг Григорополисской. Из четырнадцати километров четыре уже покрыты асфальтом. И он в неплохом состоянии. Десять - грунтовый грейдер. Мостовой переход через речку Камышеваху имеется и способен пропустить большегрузы. Дорога значительно сокращает расстояние, то есть в перспективе экономически выгодна.
Одним словом, ничего сверхпроблемного в строительстве обхода нет. Никаких сверхденег, как об этом говорят дорожники, а они, напомню, оперируют миллиардными цифрами, он не потребует. Тем более, что карьеры инертных материалов - рядом, в пойме Кубани. С них и идут большегрузы. Так в чем же проблема?
Пожалуй, тут я соглашусь с одним из станичников, сказавшим примерно следующее: «Наверное, они не о нас думают, а о том, как закопать в дорогу миллиарды».

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет