Вы здесь

Две стороны земельного вопроса

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Две стороны земельного вопроса
Галина Сергушина

Комитет Государственной Думы края по земельным отношениям и землеус-тройству провел заседание «круглого стола» по предложенным краевым пра-вительством поправкам в Закон «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае». В обсуждении приняли участие главы муниципальных районов и поселений, представители краевых минсельхоза и минимущества, руководители сельскохозяйственных предприятий.
Суть предложенных поправок в том, что установленная в крае выкупная цена земельных участков сельскохозяйственного назначения должна будет повыситься с 0,3 до 100 процентов от кадастровой стоимости и в среднем по краю составить от 200 до 14000 рублей за гектар. Т.е. увеличение в 70 раз. При этом необходимый льготный срок аренды предлагается повысить с 3 до 15 лет. Таким образом, чем дольше сельхозпредприятие будет работать на арендованной земле, тем дешевле ему обойдется гектар при желании выкупить земельный участок. По истечении 15 лет аренды землю можно будет купить за 20 процентов от кадастровой стоимости. Речь идет только о землях из фонда перераспределения, находящихся в государственной собственности. Сегодня общая площадь таких земель в крае составляет около 840 тысяч гектаров, из которых в аренде у сельхозпредприятий 578 тысяч гектаров.
По замыслу разработчиков изменений в законодательство, принятие новой нормы выгодно органам местного самоуправления. Они сдают землю из фонда перераспределения в аренду и получают доход в бюджеты. Увеличение выкупной цены должно дать увеличение дохода. В ином варианте продажа земли в собственность, да еще по цене 0,3 процента от кадастровой стоимости, приведет к выпадению доходов, что, по мнению правительства, скажется на развитии социальной инфраструктуры в поселениях.
Однако не все так однозначно. Опытные руководители крупных хозяйств (в краевой Думе они представляют достаточно сильное депутатское лобби) выражают опасение, что принятие поправок будет на руку прежде всего платежеспособным бизнесменам, которые сегодня покупают землю за шапку сухарей и которых не остановит повышение цены, так как для них земля - предмет бизнеса: купил-перепродал. Для добросовестных же сельхозпредприятий повышение выкупной стоимости земли может обернуться увеличением расходов при покупке земельных участков и соответственно отвлечением денег, которые могли бы пойти на развитие хозяйств. А некоторым сельхозпредприятиям выкуп может быть просто не по карману. Высказывались даже опасения, что, укрепляя бюджеты муниципалитетов, «исправленный» закон приведет к разорению градообразующих в этих муниципальных образованиях хозяйств.
С другой стороны, при выкупе земельных участков за цену в 0,3 процента от кадастровой стоимости (при сегодняшней законодательной норме) доходная часть местных бюджетов значительно уменьшится по сравнению с суммой, получаемой от взимания арендной платы. При этом предполагаемый общий объем поступлений в бюджеты от продажи земельных участков составит немногим более 67 миллионов рублей, потери же арендной платы около 2 миллиардов (расчет с учетом срока аренды в течение 10 лет при условии возможности выкупа земельного участка через 3 года).
Цена вопроса высока как для муниципалитетов, так и для хозяйствующих субъектов. Однако это не демонстрирует противостояния интересов. Сами муниципалы на «круглом столе» высказывались в том плане, что они не заинтересованы «подрубать сук», на котором зиждется благополучие хозяйств. Из 27 районов края 2 вообще высказались категорически против продажи земли. Это Новоселицкий и Советский. Возможно потому, что на собственном опыте знают, каково селянам жить под новыми латифундистами.
О латифундистах разговор отдельный. Приводился пример по сельхозпредприятию «Совруно» Ипатовского района, где «за три года поменялись три руководителя, последний проживает в Москве». В свое время, когда в крае создавался фонд перераспределения, власти надеялись, что поменяется законодательство и этой землей можно будет наделить работающих, ведь сегодня только 20 процентов из них являются в своих сельхозпредприятиях владельцами земельных паев, остальные, по сути дела, «батрачат» на хозяев. Ставропольская пашня вызывает огромный интерес у рейдеров, которым нередко в их захватнических планах способствует корыстный интерес самих руководителей сельхозпредприятий, которые сознательно лезут в лапы «инвестору», от которого крестьяне потом и шапки сухарей не могут получить.
Обсуждение на «круглом столе» получилось очень эмоциональным, высказывались зачастую полярные точки зрения. Депутаты обещали их учесть при обсуждении поправок в краевой закон на заседании парламента.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет