Вы здесь

Дон Кихот в перспективе

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Дон Кихот в перспективе
Марина Кандрашкина

Он долго ждал маму, и она пришла. Пусть изрядно выпившая, но все же пришла. Костя, так назовем нашего героя, уже несколько месяцев как выпустился из детского дома, нашел работу и жил в отведенной ему комнатке в коммуналке. Он не спрашивал, почему бросила, почему не навещала. Видно, на то были свои причины, и ему было всё равно какие. Важно одно: мама пришла, а значит, любит его.
Но однажды она исчезла так же внезапно, как и появилась. На память сыну остался лишь запах водки, дешевых сигарет и огромный счет за коммунальные услуги. Растерявшемуся юноше помогли выбраться из этой кошмарной ситуации в краевом отделении Российского детского фонда, но ведь есть сотни, тысячи детей, кто остается со своими проблемами один на один.
На прошлой неделе состоялась конференция по защите прав ребенка в Ставропольском крае. Мероприятие было приурочено к выходу указа президента РФ Д.Медведева о создании в каждом субъекте РФ института, занимающегося правами ребенка.
Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков рассказал, что должность Уполномоченного по правам ребенка уже существует в 18 субъектах страны, в том числе и у наших краснодарских соседей. Специфика данной профессии заключается в том, что в России нет федеральных стандартов качества жизни семей. Поэтому что такое хорошо и что такое плохо защитнику детей придется разбираться самому, «на ощупь». Своим указом Дмитрий Медведев выдал своеобразный «карт-бланш» в этой сфере деятельности. Уполномоченный имеет право присутствовать при рейдах, запрашивать необходимые в работе документы у чиновников и в милиции. Более того, участвовать в законодательных вопросах. Стыдно признаться, но у нас нет комплексов эффективных мер, которые защитили бы ребенка от насилия и жестокости в семье. Вот и карты в руки, а также головная боль и не на один месяц.
Ведь проблем - непаханное поле. Отдельной строкой, звучало на конференции, стоит вопрос об обеспечении жильем воспитанников детских домов. Обмануть и обобрать как липку и без того несчастных детей может каждый. В Ставропольском крае много детей, которые относятся к категории «социальных» сирот. После достижения ими совершеннолетия, по идее, у них есть куда идти. Но часто встречается ситуация, что дом, в котором подростки родились, продан и перепродан уже несколько раз, и ребята остаются на улице.
«У нас плохо проработан, более того, упущен вопрос формирования правозащитной культуры, - говорил А. Селюков. - Дети не могут отстаивать свои права, не знают, как это сделать и к кому обратиться. С появлением данной должности, по крайней мере, вопрос «куда идти» отпадет».
Действительно, дело останется за малым - научить ребят не бояться отстаивать свои права. Ведь этот страх у многих заложен с детства. Немного подростков могут открыто сказать о насилии или жестоком обращении родителей. И основная причина кроется в воспитании. Чуть ли не с пеленок мамы учат малышей, что «жаловаться нехорошо», далее - школа, где ты «ябеда-корябеда», а в старших классах «шестёрка».
В данной ситуации показателен пример, произошедший в Изобильном. В одной из школ учился весьма рослый и развитый для своих лет парень. Подростки чуть постарше постоянно задирали его. И вот в результате драки парень сломал одному из обидчиков руку. Поднялся скандал, а вместе с ним вопрос о переводе «хулигана» в другое учебное заведение. И никто из взрослых не стал разбираться в сути конфликта, кто первый начал и почему. Жертва на алтарь правопорядка принесена, а, следовательно, можно и дальше безболезненно продолжать учебный процесс. Всего-то, в школе одним учеником меньше стало.
Актуальность и своевременность данного института в крае подтвердил и председатель Ставропольского краевого отделения Российского детского фонда Петр Слезавин: «У Фонда тоже накопилось много вопросов, с которыми мы не знали к кому обращаться. Например, тот же самый материнский капитал. Почему бы не разрешить использовать эти деньги на лечение больного ребенка. Причем не дожидаясь указанного возраста. Ведь есть ряд заболеваний, требующих немедленного вмешательства.
А квоты на лечение? При бесплатной медицине их количество очень мало. К нам каждый день приходят как минимум две семьи с просьбой о помощи.
А проблема закрытия малокомплектных школ? Отправляя ребенка в интернат в другое село, мы оставляем его без родительской ласки и опеки. Родители, естественно, переезжают к нему. Не обрекаем ли мы тем самым села на вымирание?»
«Чтобы во всем разобраться, и нужен «конкретный человек с конкретными обязанностями», - заключил Алексей Селюков. На вопрос журналистов видит ли он кого-нибудь в этой роли, ответил: «Прежде всего, это должен быть учитель с большим опытом работы или человек из сферы образования. В Ставрополе много достойнейших людей. Если моего совета попросят, я знаю, кого предложу, но говорить пока не буду».
Но в бочке меда, по классике жанра, есть и ложка дегтя. Президент издал указ, где обязанности исполнения возложены на Госдуму региона, но не указаны сроки исполнения. И насколько затянется процесс, покажет только время. Да и кризис сказывается на решении вопроса. Если вводится институт, то нужен и обслуживающий аппарат, тот же самый секретарь, администратор, юрист, уборщица. Все это весьма дорого для городского бюджета.
- Но как вы можете говорить о деньгах, - раздалось в зале, - если это касается блага детей?
- Мы реалисты, и давайте смотреть на жизнь трезво, - предложил А. Селюков. - Какой толк, чтобы сегодня ввести единицы и все сразу же сократить. Сейчас мы говорим о необходимости, а завтра будем кричать о раздутости госаппарата.
Правда, выход из данного положения есть. Если данную должность организовать при аппарате Уполномоченного по правам человека, ее содержание будет не так дорого, но эффективно.
«Все это решаемо, - подытожил в конце беседы Алексей Селюков, - главное, чтобы вы помнили, еще не придумана таблетка от всех болезней сразу. Так и работу будущего института не стоит измерять статистикой. Здесь, как нигде, важен человек с его реальной судьбой».

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет