Вы здесь

КОГДА БОЛИТ ДУША

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КОГДА БОЛИТ ДУША
Нина ЕВТУШЕНКО

Десятого октября отмечается Всемирный День психического здоровья. Он был учрежден ВОЗ еще в 1992 году, и с этого периода проходит под разными углами зрения на эту очень актуальную проблему. В этом году речь идет об охране психического здоровья в системе первичной медицинской помощи.
Но одним днем просветительская работа среди населения нашего края не ограничивается. В Ставропольской краевой клинической психиатрической больнице данной теме посвящена вся текущая неделя. Уже несколько дней здесь проходит научно-практическая конференция с участием медиков, ученых, общественности. Состоялись также встречи врачей с родственниками пациентов, выступления специалистов в СМИ. Главный врач краевой клинической больницы, главный психиатр края Игорь Былим и его коллеги пришли в краевой пресс-клуб, чтобы рассказать журналистам о сегодняшних возможностях в лечении душевнобольных людей.
Поскольку нынешний год - Год молодежи, речь чаще всего заходила о психических заболеваниях среди детей и подростков и о том, как медикам, родителям, да и обществу в целом не просмотреть первые признаки тяжелых недугов и вовремя придти на помощь.
Как давно появилось понятие «детская психиатрия»? По словам И. Былима, возникло оно еще в конце 18 - начале 19 веков, но в России осмысленно такое направление в медицине было организовано только в 30-х годах прошлого столетия. Утверждение о том, что все берет свое начало из детства, к психиатрии подходит на все сто процентов. Ведь половина заболеваний у взрослого населения появляется при рождении, воспитании и обучении, т.е. в детском возрасте.
Работать с детьми достаточно сложно, поскольку малыши и подростки - носители симптомов, которые проявляются в семье. Чтобы добиться успехов, необходимы не только опыт и желание, но и умение выстраивать отношения с семьей. А раннему выявлению детей с психическими отклонениями мешают предрассудки родителей, их нежелание признать, что у ребенка есть проблемы, они лучше пойдут за помощью не к врачам, а к целителям разного пошиба. К тому же существует проблема детских психиатров - их в крае недостаточно.
В Ставрополе на учете у психиатров состоят 230 детей, у большинства из них диагноз - «невроз» или «умственная отсталость». Конфликтные ситуации в семье и школе, стрессы, депрессии, чувство страха - все это отражается на состоянии здоровья ребенка. Вот один из приведенных на встрече в пресс-клубе примеров. Полгода в краевой больнице от энуреза лечится 12-летний подросток. Сюда его привел дедушка. Когда мальчика спросили, что его беспокоит, он заплакал. Выяснилось, что отец злоупотреблял спиртным и бил мать, в конце концов они разошлись и разъехались в разные стороны, в переломный период подросток остался без родительской заботы и любви. Энурез - это чаще всего проявление невроза, или, как его классифицируют психиатры, - ночные слезы ребенка.
А если вести речь об олигофрении, то детей с таким диагнозом больше становится в сельской местности. Это во многом объясняется пристрастием родителей к алкоголю, их недостаточным просвещением. Бомжующих папаш и мамаш совершенно не волнует, каким будет их потомство.
Журналисты поинтересовались, какова динамика психических отклонений у детей? Их стало больше или меньше? По словам работников краевой больницы, на диспансерном учете в учреждениях детей стало меньше, а на консультативном - больше. Изменилась и динамика по допризывной молодежи: если в 2002 году по причине психических заболеваний 24 процента юношей не были призваны на службу, то сейчас - 11,3 процента. Закономерен вопрос: чем это объясняется?
- Одна из причин заключается в том, что нас стали меньше бояться, - говорит главный детский психиатр Татьяна Косова. - Поэтому более частыми стали обращения по поводу отклонений в развитии и поведении ребят, в том числе - от школьных психологов. Много в этом плане делают центры психологической поддержки, много поступает звонков на «телефоны доверия». А это дает возможность раньше и активнее заниматься оздоровлением детей и молодежи.
Один из заданных на встрече вопросов: «Как распознать, что у ребенка уже развивается невроз? Ведь часто его непослушание, плаксивость родители связывают с обычными капризами...»
По мнению Т. Косовой, если ребенок раздражительный, у него часто меняется настроение, а в глазах быстро появляются слезы, если он плохо спит, снизил успеваемость в школе - все это должно послужить поводом для обращения к врачу. В первую очередь на таких детей должны обратить внимание учителя, школьные психологи, неврологи, а психиатр - это уже последняя стадия.
Встал вопрос и о том, как бороться с игроманией, которая засасывает подростков, извращает их восприятие действительности. Психиатры согласились: проблема серьезная, но проследить детскую игровую зависимость сложно, поскольку компьютеры есть во многих семьях. Лечить такую зависимость непросто - нет такой таблетки и таких уколов, которые могут отбить охоту к этому пристрастию. Помочь могут только специальные психологические программы. Пока же большим достижением можно считать то, что в городах и районах стали убирать игровые автоматы.
Что касается родителей, то им необходимо знать круг друзей своего ребенка, чем он занимается, с кем общается, где проводит время. Между ними должны быть доверительные отношения.
От более узкой детской темы разговор в пресс-клубе перешел к проблемам психического здоровья вообще и возможностях лечения душевнобольных людей на Ставрополье. По словам И. Былима, в крае имеется 2040 стационарных коек, в городах и районах пациентов обслуживают шесть психоневрологических учреждений. За девять последних лет количество коек уменьшилось на 500 в пользу расширения возможностей дневных стационаров.
Лечение длительное, поэтому максимально приближено к местам проживания больных. По номенклатуре применяемых лекарственных средств край не отстает от зарубежных клиник - используются только прогрессивные препараты. Хотя, как выяснилось, электрошок тоже остается в арсенале врачей, потому что он безболезненный, а результат дает хороший.
Сами походы к организации лечения тоже изменились. Пациенту объясняется, какие ему назначены лекарства, как они действуют, почему их надо принимать строго по назначению и т.д. Для больных и их родственников выпускается специальная литература. За проводимую работу по психоанализу и психическому образованию населения краевая клиническая психиатрическая больница в этом году заняла первое место в стране и отмечена специальным призом (правда, его еще не привезли из Москвы).
Положительную оценку на российском уровне получила и работа ставропольских психиатров по внедрению бригадного метода лечения. Это когда пациентом занимается не только врач-психиатр, но и врач-координатор, психотерапевт, социальный работник, медсестра и даже санитарка. Поэтому, как отметила заместитель главврача больницы Татьяна Кундухова, в крае меньше становится впервые выявленных заболеваний, приводящих к инвалидности.
Зашла речь и о всевозможных уловках, которые используются молодежью, чтобы увильнуть от службы в армии или создать более выгодные условия при сдаче выпускных экзаменов в школах. Оказывается, теперь их становится меньше. Многие парни просят снять установленный диагноз - хотят служить в армии, а после службы работать в охранных агентствах. А 11-классники средних школ, имеющие психические отклонения, готовы сдавать ЕГЭ, чтобы потом поступать в вузы.
Стоит отметить и такой факт. Работа в психиатрических клиниках часто сопряжена с риском, поскольку бывают случаи нападения на врачей и медсестер со стороны буйных пациентов и их родственников. Многие специалисты, занимаясь лечением больных 20 и более лет, сами приобретают неврозы. Но у них есть преимущество - они знают, как лечиться, и могут это делать, не отходя от рабочего места...

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет