Вы здесь

«С глубокой скорбью приходилось видеть последствия нетрезвой жизни...»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«С глубокой скорбью приходилось видеть последствия нетрезвой жизни...»
Елена Громова, сотрудник Государственного архива Ставропольского края

Некогда в одной стране проходило страшное собрание, на котором присутствовали полномочные представители со всего мира, так называемые бичи человечества: болезни, эпидемии, война, голод, бедность, разврат, насилие - одним словом, все то, отчего люди плачут, стонут, мучаются, умирают. И стали собравшиеся выбирать царя: кто больше зла наделал, людских слез и крови выпил, кто больше всего причинил вреда человечеству, тому и корону носить.
Много выступило ораторов. Чума и холера хвастались одна перед другой, что там, где они появляются, люди мрут тысячами в страшных муках. Чахотка, бледная и иссохшая, как лист писчей бумаги, говорила, что кто ей попадется, из рук ее не вырвется. Она никого не щадит: ни детей, ни взрослых, ни богатых, ни бедных - и так умеет скрывать свое приближение, что никто не успевает приготовиться к защите. Поднимается грозная, на первый взгляд красивая женщина. «Война, война! - восторженно заговорили собравшиеся. - Быть ей царицей! Она берет у народа самое лучшее - его молодежь, которую сражает, как град побивает колосья ржи». Собрание уже хотело завершить выборы и присудить корону войне. Но вдруг видят - новый пришелец. Он так мал и кажется таким безобидным, что многие недоумевают: зачем он здесь? Некоторые из членов собрания узнали в нем своего старого знакомого. «Я послан сюда от моего хозяина, - заговорил пришедший, - который так занят, что не может сам явиться. Но я уверен, выслушав меня, вы, бесспорно, присудите корону ему. Я знаю, что каждый из присутствующих здесь говорил о своих победах, но половина ваших побед должна быть приписана ловкости моего хозяина. Это он так расслабляет органы человеческого тела, что они не могут противиться, когда вы на них нападаете. Это он толкает людей на разврат и преступления. Его хитрость равна его могуществу: вас избегают - его ищут, вас ненавидят - его любят. На всех торжествах мой хозяин желанный гость. Для того, чтобы отогнать вас, люди платят докторам и аптекарям, а мой хозяин заставляет платить себе тех, кого отравляет. Впрочем, и заставлять не надо, люди сами несут все свое добро. Не жалеют ни своей молодости, ни почтенной старости, ни любящей жены, ни детей, ни чести, ни совести. Вы уничтожаете отдельную личность - мой хозяин работает над уничтожением рода. Вы убиваете тело - мой хозяин губит душу». «Кто ты и кто твой хозяин?» - спросили собравшиеся. «Меня зовут рюмкой, а хозяина моего водкой» - был ответ. «Да здравствует водка! - завопило собрание. - Ура, царица пиров, ангел смерти, бич народов!». Единогласно корона была присуждена водке.
Эта притча была приведена в статье протоиерея П. Руткевича «Надвигающееся зловещее бедствие (Против алкоголизма)», опубликованной в «Ставропольских епархиальных ведомостях» в начале 1913 года. Почти сто лет назад общество предпринимало очередные попытки борьбы с «зеленым змием».
Еще в былые времена злостным пьяницам грозили строгие наказания: сидение в яме, битье батогами и штрафы. При Петре I для имеющих эту пагубную привычку была учреждена «Медаль за пьянство». Она отливалась из чугуна, имела вес 17 фунтов (6,8 кг) и вешалась виновному на шею. Недостатка в «награжденных» не было.
Несмотря на принимаемые меры, зло алкоголизма продолжало расти. Этому способствовало, по мнению автора упомянутой статьи, открытие в конце XVIII века процесса дистилляции, что дало возможность получения безводных спиртов. С появлением химически чистого алкоголя стали входить в употребление все более крепкие напитки с количеством алкоголя, которого не бывает ни в пиве, ни в вине.
Особенно пьянство в России стало прогрессировать с 50-х годов XIX столетия, в последние годы откупной системы (откуп в данном случае исключительное право, предоставленное государством частным лицам на продажу вина). Страсть к наживе винных откупщиков достигла крайних размеров, они просто спаивали народ. В середине XIX века на 250-300 душ обоего пола, включая стариков и младенцев, приходилось одно питейное заведение.
До начала 60-х годов названного столетия действовавшие способы взимания в казну питейного сбора, составлявшего один из главных источников государственного дохода, были различны в разных частях империи. В связи с финансовыми реформами 26 октября 1860 года была учреждена единообразная акцизная система (акциз - вид налога, включаемого в стоимость товара) налогового сбора и устранены винные откупа. Была введена казенная монополия на водку.
Акцизные управления на местах, каким было и открытое с 1 июля 1862 года в Ставрополе (документы его хранятся в Государственном архиве Ставропольского края), занимались выдачей патентов на винокурение, осуществляли наблюдение за производством вина, пива, выделкой водок, за продажей этих напитков, а также за поступлением с них доходов.
Введение государственной монополии на водку отнюдь не уменьшило пьянства. Акцизная система способствовала появлению на рынках массы дешевой водки. Замена кабаков лавками без права распития перенесло пьянство на улицу и в недра семьи.
Необходимо было что-то делать. Среди мер борьбы с алкоголизмом были созданные по указанию правительства комитеты попечительства о народной трезвости, которые находились в ведении министерства финансов. В 1894 году утвержден их устав. 17 июня 1900 года такая организация образована в Ставропольской губернии. Возглавили ее уважаемые люди. Председателем стал ставропольский губернатор Н.Е. Никифораки; членами: губернский предводитель дворянства П.А. Мачканин, вице-губернатор А.С. Ключарев, прокурор ставропольского окружного суда Н.М. Енишерлов, управляющий акцизными сборами К.Т. Уклеин, директор народных училищ П.П. Франтов, ключарь ставропольского Казанского собора протоиерей о. Дмитрий Успенский, ставропольский городской голова И.Т. Горошко и другие.
Попечительства о народной трезвости принимали участие в осуществлении надзора за ходом питейной торговли в казенных лавках и частных заведениях. Деятельность их заключалась в открытии чайных-читален, библиотек, воскресных школ и вечерних классов. Для библиотек выписывались книги, журналы, для демонстрации картин во время народных чтений приобретались «волшебные фонари». Принимались меры по лечению лиц, страдающих запоями. Ставропольский комитет попечительства о народной трезвости, например, совместно с обществом распространения образования принимал участие в строительстве и содержании Народного дома им. А.С. Пушкина, который открылся в 1903 году в Ставрополе. В доме был актовый зал со сценой, читальня, помещения для различных кружков. Здесь проходили рождественские елки, где детям раздавались бесплатные подарки. Бесплатными были и спектакли для детей и взрослых. Проводились благотворительные вечера в честь памятных дат и православных праздников. Дом этот, в котором размещается театр кукол, и сейчас стоит на проспекте Октябрьской Революции.
Вопрос о борьбе с алкоголизмом продолжал обсуждаться общественностью и на разных уровнях власти. Примером этого может служить сохранившийся в крайгосархиве циркуляр Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей министерства финансов от 18 января 1903 года «Об изменении условий открытия заведений для торговли крепкими напитками», подписанный товарищем министра, сенатором князем А. Оболенским. Циркуляром предлагалось установить законом категории городов и селений для определения открытия числа и рода питейных заведений; расширить права городских Дум, земских учреждений на селе в этом вопросе, а сельские общества наделить полномочиями о закрытии торговли спиртными напитками в некоторых местностях; узаконить общие требования к внешнему виду и внутреннему устройству мест продажи спиртных напитков.
В августе 1912 года в Москве прошел съезд для выработки мер борьбы с пьянством и его последствиями. По статистическим данным в том году было продано 2,5 миллиарда бутылок водки, т. е. на каждую душу населения 12,5 бутылок. Ставропольская губерния выпила 15948560 бутылок, уплатив за это «удовольствие» 6715312 рублей. Пьянство проникало во все слои населения России, наблюдалось даже в среде священнослужителей.
На съезде отмечалось, что последствия алкоголизма выразились: в возрастании числа душевных заболеваний, увеличении преступности, понижении работоспособности населения. Касательно последнего говорилось, что труд американского рабочего в пять раз производительнее отечественного. И одна из причин в том, что обычным явлением русской трудовой жизни стали прогульные дни, следующие после отдыха, превращенного в пьянку.
Участники съезда особо были обеспокоены развитием алкоголизма у женщин. Это извращает естественную роль и призвание женщины. Она не только перестает быть хранителем семьи и нравственности, но и становится орудием вырождения человечества. Отмечалось, что среди европейских стран русская женщина по тайному пьянству и алкогольной зависимости стоит впереди, уступая разве что англичанке.
30 января 1914 года вышел рескрипт императора Николая II, в котором говорилось: «...Путешествуя в минувшем году по нескольким великорусским губерниям, мне с глубокой скорбью приходилось видеть печальные картины народной немощи, сельской нищеты и заброшенных хозяйств неизбежные последствия нетрезвой жизни...».
В рескрипте государь требовал безотлагательно использовать все средства борьбы с нетрезвостью на основании действующих законов. Законодательным учреждениям предписывалось разработать меры по предоставлению органам власти и самому населению широких правовых полномочий для борьбы со злоупотреблением крепкими напитками. Важное место в рескрипте было отведено борьбе с корчемством (тайным изготовлением и продажей спиртных напитков, составляющих монополию казны), для чего предлагалось установить тесную связь между чинами полиции и акцизного надзора, ужесточить меры наказания. Не допускать открытия винных лавок там, где происходит скопление народа, во время ярмарок, базаров, храмовых праздников.
Главными мерами борьбы с алкоголизмом должны были стать просвещение народа, улучшение его материального положения, повышение нравственности, в последнем важная роль отводилась духовенству. Но и тогда понимали, что эти меры не будут действенными, если у самого народа не созреет потребность бороться с «русским злом».
С началом Первой мировой войны правительством принимались решения о запрещении торговли спиртными напитками до окончания военного времени. Рассматривался этот вопрос, как сообщала местная пресса, и на заседании Ставропольской городской Думы... Затем все планы смешала революция.
Борьба с алкоголизмом в советские времена - уже другая страница истории. А из опыта далекого прошлого сегодня, когда вопрос вновь встал на повестку дня, можно извлечь свои уроки.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет