Вы здесь

ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖКХ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖКХ
Ольга ТЫШЛЯР

Когда речь заходит о жилищно-коммунальном хозяйстве, многие высказываются крайне неодобрительно о тарифах, качестве услуг, непонятно на какие цели уходящих средствах. Сами же работники отрасли говорят о неоплаченных счетах, старых коммуникациях, нежелании людей нести ответственность за свою собственность. Какая же сторона права и куда на самом деле уходят деньги потребителей услуг ЖКХ, мы решили выяснить, посетив предприятие ЖКХ с. Кочубеевское.
У МУП СК «ЖКХ» Кочубеевского района достаточно сложная, но при этом в общем-то обычная судьба для предприятия отрасли. Свою историю оно ведет с середины прошлого века. Конечно, существовало оно и раньше, но бумаги не сохранились, поэтому официальной датой основания принято считать 1943 год. Всем известны перипетии муниципальных организаций после перестройки, уже в новом веке. Мы скажем лишь о том, что за последний год работы предприятие смогло погасить большую часть долгов и начало активно развиваться.
На сегодня «ЖКХ» - предприятие, которое выполняет целый комплекс услуг. В первую очередь, это теплосеть. На обслуживании у организации находится 47 многоквартирных домов с. Кочубеевского. Предприятие не только поставляет тепло, но осуществляет замену коммуникаций, текущий и аварийный ремонт систем отопления.
- Сегодня у нас есть возможность менять только то, что находится в аварийном состоянии, - рассказывает начальник производственно-технического отдела Сергей Лосев, - хотя и тепловые сети и котлы, прослужившее уже порядка тридцати лет, требуют ремонта.
Пытаются здесь соответствовать требованиям времени и экономят энергоресурсы. Делают теплоизоляцию трассы, меняют насосы в котельных на более экономичные.
Второй вид деятельности ЖКХ Кочубеевского - ремонт и обслуживание жилья, для чего в составе предприятия выделен участок ЖЭУ.
В с. Кочубеевском ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве достаточно необычна. Здесь нет управляющих компаний, ТСЖ. Жители каждого дома напрямую заключают договоры с поставщиками услуг, минуя посредников. Поэтому МУП «ЖКХ» выполняет двоякую роль. Не только поставляет теплоэнергию, организует работы по поддержанию в нормальном состоянии общего имущества домов, но и содержит штат электриков, слесарей, сварщиков. Приходится представителям предприятия и напрямую общаться с собственниками жилья, проводить ежегодную инспекцию домов, чтобы составить перечень необходимых работ. Для жильцов это, естественно, достаточно выгодно, ведь нет затрат на предприятие-посредника, да и стоимость услуг по ремонту домов «ЖКХ» Кочубеевского района держит доступную. Минус от того, что не было создано товарищество собственников жилья, правда, тоже есть, и достаточно чувствительный. Многоквартирные дома с. Кочубеевского нуждаются в капитальном ремонте. У их жильцов средств, чтобы оплатить дорогостоящие работы, нет.
- Единственный способ произвести необходимый ремонт, - рассказывает директор «ЖКХ» Олег Яшников, - это принять участие в федеральной целевой программе по капитальному ремонту жилья. Но для этого необходима организация ТСЖ. Собственникам квартир придется оплатить лишь 5% от общей стоимости работ, остальные деньги перечислит государство. Мы ведем работу с людьми, разъясняем им выгоду создания товарищества собственников жилья.
Экономисты и юристы МУП СК «ЖКХ» помогают жителям, рассчитывают затраты создания ТСЖ, объясняют, какие нужны документы. Основная проблема заключается в том, что многоквартирные дома в с. Кочубеевском небольшие, в аварийных, которые больше всего нуждаются в поддержке государства, проживают пенсионеры. В качестве выхода из ситуации было предложено объединить в ТСЖ микрорайон.
Что поразило нас больше всего - это абсолютная прозрачность расчетов. Каждый дом имеет собственный счет, о средствах на нем можно узнать даже через Интернет на специальном сайте организации. Жильцы на общем собрании решают, что в первую очередь необходимо сделать и, ориентируясь на сумму, заказывают работы. А после принимают их и, если удовлетворены качеством, подписывают акт. Никаких денег, уходящих в неизвестном направлении. За каждый потраченный рубль - отчет. Да и суммы в платежках минимальны - менее десяти рублей за обслуживание квадратного метра жилья. При этом делаются ремонты подъездов, над входными дверьми - новые козырьки, полная готовность коммуникаций к холодной зиме.
- Мы планируем своими силами осуществлять работы по замене подъездных дверей на новые металлические, - рассказывает С. Лосев. - Заказывать достаточно дорого. Тем не менее, уже несколько старых дверей поменяли. Также готовимся вступить в саморегулируемую строительную организацию, что даст нам право заниматься крупными подрядами. Например, будем монтировать системы отопления.
Еще одно направление деятельности - это саночистка. У «ЖКХ» собственные контейнеровозы, зарегистрированный полигон. Услуги по вывозу мусора оказывают даже г. Невинномысску.
Существует у предприятия и ряд проблем, некоторые из которых, можно сказать, традиционные. Прежде всего, это неоплата услуг населением и предприятиями. Долг составил уже 6,5 миллионов рублей.
- Нам необходимо гасить текущие налоги, - рассказывает главный бухгалтер Л.Бойко, - а такая значительная сумма изъята из оборота.
На удивление, должны «ЖКХ» вовсе не пенсионеры, которые имеют мизерный доход, а люди с достаточно высоким заработком.
- Известный в селе предприниматель Людмила Грабовская, - рассказывает главный экономист Г. Шальнева, - не оплатила услуг уже на сорок тысяч рублей. У нас более 1300 дел в судах, мы их выигрываем, но судебные приставы не могут взыскать долги.
Достаточно необычная ситуация складывается и с отменой льгот на оплату услуг ЖКХ. Раньше медики и педагоги, работающие в селе, за квартиру не платили. Сегодня одновременно существует закон, отменяющий льготы, и Закон «Об образовании», льготу прописывающий. Люди не платят, государство за них тоже. В убытке - предприятие ЖКХ.
- Вызывает много вопросов и закон об энергоэффективности, - рассказывает О.Яшников. - Предприятия стали ставить тепловые счетчики. Но если наша котельная обслуживает, например, только школу, и при этом потребляет определенное количество газа и электричества, я выставляю счет за потребленные ресурсы. А он расходится со счетом по тепловому счетчику. Мы в минусе.
Организация - поставщик газа считает потребление топлива на старых приборах учета по коэффициенту 1,86. Убыток предприятия порядка 500 тысяч в год. Счетчики нужно менять на новые. На одной котельной такие работы уже проведены, эффект впечатляющий. Еще три счетчика будут поставлены в будущем году.
Пока же предприятие выживает за счет расширения сферы деятельности. Уже получена лицензия на осуществление перевозок грузов, предприятие имеет пять автобусов, собственные стоянки, оформляет документы на разработку карьера. В ближайшем будущем будет построена стоянка и мойка для большегрузного транспорта на трассе Ростов - Баку. Дело отдаленной перспективы - мусороперерабатывающий завод.
Как видим, качество услуг ЖКХ зависит не только от коммунальщиков, но и потребителей их услуг. Вовремя оплаченный счет, проявленная инициатива, ответственность за собственные квадратные метры способны вывести сферу ЖКХ на новый уровень, что будет означать улучшение качества жизни каждого.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет