Вы здесь

«ВЗГЛЯД ПОД НЕОБЫЧНЫМ УГЛОМ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«ВЗГЛЯД ПОД НЕОБЫЧНЫМ УГЛОМ»
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Это определение, данное известным ставропольским писателем-фантастом Василием Звягинцевым только что вышедшему новому роману «Снежный город» интересного, творчески разностороннего человека - ставропольца Андрея Гатило, вполне можно отнести и к литературно-публицистическому журналу «Сияние», четвертый номер которого был представлен в минувшее воскресенье в конференц-зале Ставропольской государственной краевой универсальной научной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова.
О вкусах, как известно, не спорят. Их либо принимают, либо с ними не соглашаются. К сожалению, не видела первые три номера нового журнала «Сияние», но четвертый с большим удовольствием прочитала весь. И «вынуждена» признать, что литературный вкус у редакции и, в частности, у главного редактора журнала Натальи Масловой отменный. Начнем с того, что в рубрике «Классики и современники» даются шесть изумительных лирико-философских «стихотворений в прозе» великого русского писателя Ивана Тургенева, и сразу после них - исследование кандидата филологических наук Светланы Мининой «И.С. Тургенев в переписке с немецким литератором и художником XIX века Людвигом Пичем». Эту работу заместителя директора по научно-методической работе, учителя русского языка и литературы пятигорской школы «Гармония», победителя конкурса «Лучший учитель России 2007 года» Светланы Мининой профессор Ставропольского госуниверситета, большой знаток творчества Тургенева Вячеслав Головко назвал настоящим открытием в литературоведении. И неудивительно. Ведь, как рассказала на презентации журнала «Сияние» сама Минина, большинство исследователей творчества Тургенева, даже разбирая его обширное эпистолярное наследие, мало обращали внимания на переписку русского писателя с немецким публицистом, критиком, художником, прозаиком Карлом Адольфом Людвигом Пичем. И когда Светлана Минина окунулась в переписку Тургенева с Пичем («122 письма И. Тургенева к Л. Пичу» с рисунками самого художника, издание 1924 года, Ленинская библиотека), с которым он дружил более 20 лет, то была поражена, насколько по-новому предстал автор романа «Отцы и дети» как в биографическом, так и в творческом плане.
В рубрике «Родники» дана поэма корифея ставропольской поэзии Витислава Ходарева «Житие епископа Игнатия Брянчанинова». Это поэтическое приношение светлой памяти святителя, епископа Кавказского и Черноморского, церковного писателя, Святого Игнатия Брянчанинова - очень теплое, душевное, как бы перекликающееся с куплетами песни (в духе русской народной), рождает в душе светлую печаль и в то же время гордость за нашего прославленного земляка. Очень интересную статью «Признания женщины столь необыкновенной...» (к 175-летию первой публикации автобиографических записок «Кавалер-девицы» Надежды Андреевны Дуровой) представила на страницах «Сияния» кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и библиотековедения СГУ, автор многочисленных монографий и публикаций Светлана Головко. Как оказалось, первая русская женщина-офицер, награжденная Георгиевским крестом, Надежда Дурова обладала и незаурядным литературным талантом. В свое время именно великий Пушкин стал «крестным отцом» ее «Записок», которые Дурова сначала хотела ему продать. Но Пушкин, прочитав ее труд, написал Надежде Андреевне: «...живо, оригинально, слог прекрасный... Будьте смелы - вступайте на поприще литературное столь же отважно, как и на то, которое Вас прославило». В общей сложности Дурова доблестно прослужила в армии десять лет, участвовала в Отечественной войне 1812 года и вышла в отставку с чином штабс-ротмистра и пожизненной пенсией. Ее гусарская баллада была воспроизведена в романах, повестях, одноименном кинофильме и даже в опере.
Настоящий исторический детектив, связанный с незаслуженно забытыми именами наших земляков - ярких представителей духовного авангарда прошлых веков, представил на страницах журнала кандидат юридических наук, прозаик, эссеист, краевед, преподаватель СГУ Роман Нутрихин. В рубрике «Секреты» публикуется его историческое «расследование» «А помнишь, князь, где мы раньше стояли?». В центре его исследований находится русское масонство, нити которого, как в большой паутине, протянулись от двух столиц к Ставрополю на Северном Кавказе. Роман Нутрихин, как он это показал на презентации журнала в краевой библиотеке, стремится в своих работах все привязать к своей малой родине - Ставрополью. Так и тут - он заново открыл имя незаурядного человека - сына масона, создателя знаменитого памятника Минину и Пожарскому академика Мартоса, а еще инженерного офицера, историка, писателя, переводчика, автора военных мемуаров, участника Отечественной войны 1812 года Алексея Мартоса, который последние пять лет жизни отдал Ставрополю, работая управляющим Ставропольской комиссариатской комиссии. Здесь он умер, был похоронен на одном из городских кладбищ, где его могила и затерялась. Однако на этой печальной ноте Нутрихин не остановился, рассказав присутствующим на презентации что-то вроде анекдота. Роман, хоть и в шутку, но считает, что XX век был полон «разборок», которые устраивали именно ставропольцы. К примеру, Герман Лопатин перевел на русский язык «Капитал» Маркса, тем самым развязав руки большевикам. Александр Солженицын всю жизнь боролся против советской власти, считая ее преступной, а Юрий Андропов, бывший в то время председателем Комитета госбезопасности, был одним из тех, кто выдворил из страны Солженицына и отправил в ссылку академика Сахарова. Ну и, наконец, Михаил Горбачев поставил «жирную точку» на СССР и КПСС. К слову, двое из этой четверки - Нобелевские лауреаты.
Поэтические страницы - «Мастер-класс» и «Проба пера» - отданы в журнале молодым. Андрей Недавний - поэт, музыкант, композитор, преподаватель по классу гитары в ДМШ - пишет стихи с 1987 года. Участник московских литературных семинаров и различных интернет-проектов поднял на встрече в краевой библиотеке вопрос о необходимости предоставления для начинающих поэтов как можно больше информации о различных литературных форумах, проходящих в стране. И прочитал несколько своих глубоких по смыслу стихотворений. А вот имя Лейлы Каппушевой хорошо известно ставропольцам, особенно молодым. И все потому, что, несмотря на то что 21-летняя хрупкая девушка в три года полностью потеряла зрение, она, благодаря и Божьему дару, и поддержке близких людей всесторонне раскрылась как творческая личность. Лейла играет на фортепиано, гитаре, баяне, вяжет спицами и крючком, лепит изделия из глины, делает искусственные цветы, занимается бисероплетением, макраме и вышивкой лентами, овладела компьютером, знает иностранные языки. Она окончила ставропольскую гимназию №25 с золотой медалью, бакалавриат филологии СГУ с красным дипломом, поступила в магистратуру по специальности «Русский язык», где сейчас и учится. У Лейлы Каппушевой уже 15 научных публикаций и три поэтических сборника. Последний из них под названием «Вопреки» вышел в этом году и содержит 60 стихотворений, в которых даются ее размышления, посвящения, песни, наброски. И все это пронизано глубоким осмыслением бытия. Как сказала на презентации журнала его главный редактор Наталья Маслова, несмотря на все трудности, мир этой девушки красив, как картинки в калейдоскопе, и не каждый видящий увидит, и не каждый слышащий услышит то, чем щедро наделила ее судьба. В журнальной подборке дано несколько лучших стихотворений Каппушевой, одно из которых начинается так:
«Я не скажу тебе ни слова, обледенелый, чуждый мир... Где встретить мудреца готовы клинками скрещенных рапир».
Есть еще в четвертом номере журнала «Сияние» четыре сказки - «Кукольник», «Заводных дел мастер», «Третий ключ» и «Трубочист из Зазеркалья» интересного писателя Марины Ясинской, которая живет сейчас в Канаде и пишет в самых разных жанрах. У нее есть фантастика, мистика, сказки, фэнтези, в общем, нереалистическая проза.
А завершают, наконец, журнал главы из романа Андрея Гатило «Снежный город». «Эта книга необычна тем, - сказал один из ее рецензентов, писатель Василий Звягинцев, - что невозможно определить ее жанровую принадлежность. Это взгляд под необычным углом». Андрей Гатило - чрезвычайно разносторонняя личность. Судите сами и удивляйтесь. Он эксперт-криминалист, химик, художник, кузнец, скульптор, ювелир, писатель, драматург. Отсюда, наверное, многогранность и многослойность фабулы его второй книги (первая «Тень дракона»), которую он создавал 15 лет. Как сказала Елена Алюшина, написавшая предисловие к журнальной публикации романа Гатило, это произведение, в которое с первых же страниц заглядываешь, ну прямо как та любопытная девочка у Льюиса Кэрролла, которая, даже не успев испугаться, проваливается в кроличью нору. Глядь, а нора-то, оказывается, вход в иное измерение!.. «Во всем есть мораль, надо только уметь ее найти». Это из той же «Алисы в стране чудес». И складывается такое ощущение, что вымысла в этой замечательной сказке чуть, все остальное - правда. Вот и в «Снежном городе» Андрея Гатило можно увидеть оригинальный стиль, психологические ловушки, сказочность и в то же время правду жизни. Пересказать эту книгу невозможно. Она уже вышла отдельным изданием. Так что читайте!

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет