Вы здесь

МЕСТО ПРОПИСКИ: СТЕПЬ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

25.07.2012
МЕСТО ПРОПИСКИ: СТЕПЬ?
МАРИНА КАНДРАШКИНА

КРАЕВЫЕ ВЛАСТИ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМЫ НЕЗАКОННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НА КОШАРАХ
В прошлом году, выступая на встрече с Общественным комитетом, тогда еще президент РФ Д. Медведев с целью наведения порядка в жилищной сфере и миграционном законодательстве поручил определить число так называемых бараков в стране, в которых проживают люди и которые не относятся к жилому фонду. Дмитрий Анатольевич подчеркнул, что «посчитать число таких помещений - не легкая задача», но «государство должно найти в себе мужество принять политическое решение и сказать: да, юридически это не жилье. Если принять решение всех подряд записывать, завтра у нас количество проживающих в этих бараках будет измеряться миллионами, потому что достаточно захватить любой сарай и сказать: я здесь живу. Так что, разобраться в этом надо, и сделать это нужно порегионно, с привлечением правоохранительных органов, чтобы не было очевидных манипуляций».
Не знаю как в других регионах, а на Ставрополье это рабочее пожелание президента получило весьма неожиданный сюжетный поворот. Но обо всем по порядку.
ПРИКАЗАНО: ВЫСЕЛИТЬ, ИЛИ О «ТАЙНОМ ЗАГОВОРЕ» ВЛАСТЕЙ
А начнем мы с небольшого юридического ликбеза, без которого в этой запутанной истории сложно разобраться. Согласно закону о праве граждан России на свободу передвижения, они обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах страны. Причем местом жительства признается только жилое помещение, под которым Жилищный кодекс РФ подразумевает не что иное, как «изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами».
Собственно, довольно исчерпывающее определение. Коим в 2011 году и руководствовались сотрудники прокуратуры Ставропольского края, когда в рамках поручения главы государства стали проводить мероприятия по проверке соблюдения Правил регистрации граждан РФ по месту жительства. Тогда-то и выяснилось, что более 4500 человек в крае зарегистрированы на животноводческих точках Апанасенковского, Александровского, Кочубеевского, Ипатовского, Изобильненского, Левокумского, Новоселицкого, Степновского, Буденновского, Минераловодского, Туркменского, Андроповского, Курского, Нефтекумского районов. Итогом выявленных нарушений стало обращение сотрудников прокуратуры в районные суды с исками о признании незаконной регистрации граждан в нежилых помещениях. Местная Фемида требования истцов удовлетворила, что и послужило точкой отсчета для дальнейшей истории. Или истерии? Потому как иначе последовавшие события не назовешь.
«Как ставропольские суды засудили дагестанских чабанов», «На Ставрополье начались этнические чистки», «Краевые власти выдворяют чабанов»... Публикации с такими заголовками то и дело стали появляться в СМИ, раскачивая лодку межнациональных отношений. Совпадение? Случайность?
Отнюдь. Закономерность. Правда, выражается она не во вселенском заговоре властей. Истоки проблемы своими корнями уходят в исторические реалии советских времен. Ставропольский край был племенной базой тонкорунного овцеводства. И поскольку в регионе не хватало специалистов, кадровую проблему власти решили с помощью приглашенных профессионалов из Дагестана. Например, так в селе Красный Маныч Туркменского района появился Валиюла Мамаев, или в поселке Мирном Курского района Абдулла Магомедов, в 1965 году приехавший на работу в овцесовхоз № 7, в селе Махмуд-Мектеб Нефтекумского района Магомед Ахмедов.
Селили же приезжих в чабанских сторожках при совхозных кошарах, где их и прописывали. Прежнее законодательство позволяло главам сельсоветов беспрепятственно прописывать людей в нежилых помещениях. Но с тех пор в стране многое изменилось. В частности, многие колхозы, как и овцеводство, канули в Лету, вместо прописки в российских паспортах появилась регистрация, и адрес «кошара, кибитка № 2» перестал удовлетворять требованиям закона. А раз есть проблемные моменты - их нужно решать. Что, собственно, сотрудники прокуратуры и сделали. Как говорится, закон суров, но это закон. И един он для всех без исключения. Ну и где же здесь «этническая дискриминация» и «ущемление прав и свобод граждан по национальной принадлежности»?
Другое дело, что животноводы оказались заложниками чиновничьих решений 60-х годов и нынешнего законодательства. Да и не только их. Помните поговорку «У страха глаза велики»? Так вот, в этом случае она гипертрофировалась в слухи о том, как органы прокуратуры вместе с главами районных администраций не просто требуют признать регистрацию незаконной, а еще и насильно выселяют семьи с малыми детьми из домов в шалаши, забирают у чабанов земли, кошары, причем с молчаливого согласия чиновников! И все дулось, дулось, пока не взорвалось: посыпались обращения в адрес полпреда Президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина, Правительства РФ, глав диаспор с просьбами «защитить от «творящегося беспредела», стали звучать требования о проведении многотысячного митинга чабанов против действий краевой власти, что поможет решить ситуацию.
Между тем нужно отметить, что принудительные меры по выселению граждан, проживающих в нежилых помещениях, ни органами местного самоуправления, ни правоохранительными органами не осуществлялись. Да, и если внимательно вчитаться в исковое заявление сотрудников прокуратуры, можно увидеть, что требования «освободить помещения» никто не предъявлял.
- Единственной целью этой работы стало приведение регистрации граждан на территории СК в соответствие с законодательством РФ, - замечает председатель комитета СК по делам национальностей и казачества Александр Якушев.
И вот как раз для реализации поставленных задач в крае и была создана межведомственная рабочая группа по решению вопросов, связанных с организацией территориальными федеральными органами исполнительной власти мероприятий по соблюдению миграционного законодательства на территории Ставропольского края. Возглавил ее заместитель председателя правительства СК Сергей Ушаков, а вошли в группу представители различных министерств и ведомств края, диаспор, общественных организаций, сотрудники правоохранительных органов и миграционной службы. В общем, все те стороны, кто заинтересован во всестороннем рассмотрении проблемы и ее решении правовыми, а не революционными способами.
В КАЖДОЙ ИЗБУШКЕ СВОИ ПОГРЕМУШКИ...
Сегодня стена непонимания между животноводами и властью разрушена. Во многом снижению социальной напряженности как раз и способствовала грамотная работа межведомственной группы.
- Когда мы провели предварительный мониторинг сложившейся ситуации, выяснилось, что в каждом районе края есть своя специфика проблем. Но в любом случае есть два пути их решения. Первый - признание дома, который считался нежилым, пригодным для проживания, если он соответствует установленным требованиям, и последующая регистрация. Второй - если на территории кошары действительно условий для проживания нет, можно зарегистрироваться в другом месте, при этом продолжая работать как прежде. Чтобы понять, какой путь подходит каждому району в частности, и было решено все проблемы решать точечно, выезжая на места, - рассказывает А. Якушев.
Рабочие совещания состоялись уже в трех районах края. Открыл список Нефтекумский район, где в заседании, проведенном под руководством С. Ушакова, приняли участие представители краевых органов власти и силовых структур, УФМС России по СК, руководители администрации Нефтекумского района и главы поселковых муниципальных образований, полномочный представитель Республики Дагестан в крае Абдула Омаров, чабаны, фермеры района и другие лица.
Между тем, чтобы иметь более полную и достоверную картину о происходящем, перед совещанием представители комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества совершили ряд поездок по кошарам, животноводческим фермам и точкам Нефтекумского района. И как выяснилось, помощь чиновников овцеводам, по сути, и не требуется. Они и сами вполне успешно решают проблемы, связанные с регистрацией. Особых препятствий по переводу производственных помещений в жилые помещения чабанам никто не чинит, и не требует от них миллионов за подобные услуги. Так, более 80 процентов животноводов уже зарегистрированы в качестве собственников на животноводческих точках. Одним из первых в районе перевел нежилое помещение в жилое Ахмедов Магомед. Сейчас спокойно живет и трудится.
Пока без прописки остается семья Баснукиевых, проживающая на животноводческой точке аула Махмуд-Мектеб. Но, как замечают сами овцеводы, это лишь дело времени. Они являются арендаторами земельного участка, и его собственник Дурдали Балбеков не возражает против перевода помещения, в котором проживают Баснукиевы, в жилое строение. Тем более что все условия для этого имеются: электричество, тепло, вода. Просто у самих Баснукиевых раньше «не доходили руки» юридически все переоформить. Но теперь...
- Раз закон того требует, будем исполнять, - говорит глава семейства.
Между тем есть в Нефтекумском районе и проблемные кошары. Их немного, всего 18 из 330, где нужно получить согласие собственников земельных участков, на которых стоят домики. Кто-то отказывается менять статус жилья в силу личных интересов, есть и случаи, когда точки находятся в коллективно-долевой собственности, при этом правопреемственность собственника не всегда можно установить в регистрационных органах. Как же быть тогда людям?
Как раз для решения индивидуальных проблем на заседании было принято решение о формировании рабочей группы в Нефтекумском районе по оказанию консультативно-правовой помощи по оформлению необходимых документов гражданам, которые по решению суда были сняты с регистрационного учета в нежилых помещениях (животноводческих фермах, точках, овцекомплексах, кошарах). Собственно, это аналог краевой группы, но при этом подход к решению проблем будет индивидуальным, и по обращению каждого животновода будут даны не пространные рекомендации, а подходящие именно ему и его случаю.
Например, как это было с одним обратившимся. Правда, история скорее казусная, нежели поучительная. Приходит человек и жалуется: «У меня двое детей, я не могу их зарегистрировать, а дети не могут получить медицинское обслуживание, есть проблемы с садиком и школой». Стали разбираться в ситуации, оказалось, что у посетителя есть собственный дом и квартира в районе. А нежелание регистрировать детей там связано с попыткой приватизировать земельный участок, на котором расположена кошара.
- В таких случаях мы говорим лишь одно: давайте отделять зерна от плевел и не использовать ситуацию в личных целях, - замечает А. Якушев. - Для решения этих вопросов есть суды, туда и стоит обращаться.
Также в муниципальных поселениях района запланированы сходы граждан для того, чтобы довести порядок работы и контактные телефоны членов рабочей группы. Данную информацию опубликуют и в районных средствах массовой информации вместе с правовыми разъяснениями.
Вторым же местом встречи чабанов и власти стал Курский район. Его изюминкой во всей этой ситуации можно назвать формирование в поселке Мирном протестной группы из семи чабанов, лидером которой оказался человек, к овцеводству не имеющий никакого отношения и недавно приехавший на Ставрополье из Калининградской области. Тогда откуда с его стороны рвение решать проблемы, его не касающиеся? Увы, выяснить мотивы действий «лидера оппозиции» рабочей группе не удалось, так как тот приглашение на встречу проигнорировал.
Однако молва гласит, что дело здесь не столько в бескорыстном радении за судьбы людей, сколько в желании под шумок урвать солидный земельный куш. Ведь как ни крути, а развернулся основной конфликт на территории СХПК (колхоз) «Мир», одного из стабильно развивающихся хозяйств Курского района. Более того, на базе колхоза планируется даже создать племрепродуктор, а в перспективе - племзавод для разведения грозненской породы овец. А между тем земли и кошары, находящиеся на балансе предприятия, до последнего времени не были приватизированы, чем, собственно, и попытались воспользоваться «доброжелатели». Мол, раз все вокруг колхозное, все вокруг мое, почему бы «мое» не сделать более осязаемым и под эгидой лишения регистрации и выписки из домов не приватизировать кошару по принципу «приобретательной давности»? А там земли сдать в аренду другим арендаторам, которые и на пай больше заплатят... Скажете, слишком замудренно? Так, повторюсь, на то это и молва, что сложно разобраться, где правда, а где вымысел.
Не смогли ничего сказать о причинах своего недовольства и сами бунтари, планирующие прийти на организуемый митинг протеста.
- После заседания рабочей комиссии сотрудники комитета СК по делам национальностей и казачества вместе с полномочным представителем Республики Дагестан в СК А. Омаровым еще раз встретились с «бунтарями», чтобы расставить все точки над i. Однако когда спрашивали у людей, чем они недовольны, в ответ получили: «Какая разница, все равно вы нас не услышите». Но как можно услышать что-то при гробовом молчании? - недоумевает А. Якушев.
Да и вполне возможно, что такое поведение связано с отсутствием реальных претензий и аргументов у протестующих. Ведь опять-таки, судя по прозвучавшим на заседании выступлениям, подавляющее большинство чабанов проблемы, связанные с регистрацией, как и их коллеги в Нефтекумском районе, успешно решают. Обследование, проведенное силами районной администрации, показало, что в 80 процентах случаев на животноводческих точках жилые дома имеются. И в частности, сельскохозяйственное предприятие в поселке Мирный, на территории которого расположены 45 кошар, взяло на себя заботы по приданию этим домам статуса жилых. 14 семей животноводов уже получили возможность зарегистрироваться в них на законных основаниях. Там же, где условий нет, люди идут другим путем. Регистрируются в своих же домах, расположенных в поселке, или у родственников, знакомых. Глава Рощинского сельсовета, к примеру, зарегистрировал у себя дома пятерых овцеводов. Да и присутствующие на совещании чабаны подтвердили, что нерешаемых, архисложных проблем они не видят. Но на все требуется время и желание.
Между тем отсутствие этого самого желания у отдельных пастухов и чабанов и есть ответ на вопрос, что на самом деле происходит. Ведь давайте смотреть правде в глаза. Далеко не весь скот, пасущийся на тех же самых муниципальных землях и землях хозяйств, учтен и является частной собственностью сельхозпредприятий. Бывает и так, что тысячи голов принадлежат самим чабанам. Понятно, что есть среди них и добросовестные предприниматели, но не всегда имеется договор на выпас скота, не всегда соблюдаются санитарно-эпидемические требования и платятся налоги в казну. А тут лавочка закрывается. И не из-за этого ли сыр-бор? Не банальные ли меркантильные интересы сплотили две стороны и вылились в эту бурю в стакане воды? Которую в течение нескольких месяцев пытается погасить правительство.
Как уверяет Сергей Ушаков, рабочая группа будет и дальше совершать рабочие поездки, проводя такие важные для людей заседания во всех районах края. Аналогичная встреча власти и животноводов уже состоялась и в Туркменском районе.
- Мы окажем любую помощь чабанам и животноводам, которые на протяжении не одного десятка лет живут трудятся и на Ставрополье, чтобы они и дальше имели возможность жить и спокойно работать, - говорит заместитель председателя Правительства СК.
И еще. Изначально, когда межведомственная группа только создавалась, никто не верил в то, что ее многоликий «десант» сможет решить хоть часть проблем. Но у Александра Розенбаума есть замечательная песня «Корабль конвоя». Она написана от лица корабля, сопровождающего важный караван и выполняющего свою рутинную, в общем-то, работу. И когда конвой без потерь приходит в порт назначения, в душе этого корабля возникают сомнения, почему его встречают как героя, ведь он не принимал участия непосредственно в боевых действиях... Однако командир корабля дает свою оценку событий: «Мы дошли, значит, этим ты все доказал!» Эта аналогия вполне применима и к группе. Ведь в том, что на территории края многие чабаны уже перестали разговаривать о народном восстании и отказываются участвовать в массовых протестах, есть и заслуга властей. Которые вроде как ничего не делают?

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет