Вы здесь

КАЗАКИ-НЕКРАСОВЦЫ. НАСЛЕДНИКИ ТРАДИЦИЙ

21.11.2012
КАЗАКИ-НЕКРАСОВЦЫ. НАСЛЕДНИКИ ТРАДИЦИЙ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Так получилось, что на золотую осень Года истории, объявленного Президентом России, выпало немало славных юбилейных дат, в том числе поистине уникальное событие - в Левокумском районе Ставропольского края четыре дня проходил большой праздник, посвященный 50-летию
возвращения казаков-некрасовцев на историческую Родину.
ЖИЗНЬ ПО ЗАВЕТАМ
Вернувшись на Ставрополье в сентябре 1962 года, некрасовцы чрезвычайно удивили местных жителей тем, что за несколько столетий, что они провели на чужбине, сохранили язык, обычаи, обряды, традиции, песни, поэзию своих предков. То есть ту русскую культуру и веру XVII - XVIII веков, которые в России пришли в упадок, видоизменились из-за бесконечных катаклизмов в политическом укладе страны. Кто же такие некрасовцы? Их предки - донские казаки принимали активное участие в Булавинском восстании (1707-1709). После смерти Булавина борьбу донского казачества за свободу возглавил атаман Игнат Федорович Некрасов. Его последователи и стали называться некрасовцами. За что же, собственно, боролись казаки-некрасовцы? Попробуем разобраться. Дон до Булавинского восстания представлял собой самостоятельную область, не входившую в административное управление Московского государства. Чтобы покончить с казачьей вольницей, как местом скопления беглых крепостных, Петр I вводит на территорию Войска Донского значительную силу - карательный отряд под командованием Юрия Долгорукова для сыска и возвращения беглых на Русь. О жестокости карателей по отношению как к бывшим крестьянам, так и к «старожилым» казакам говорят документы того времени: «Казаков многих пытали и кнутом били, и носы, и губы резали напрасно, и жен, и девиц брали на постели насильно и чинили над ними ругательство, а детей... по деревьям вешали за ноги».
Убийство булавинцами князя Ю. Долгорукова явилось сигналом для восстания. А после гибели Булавина Игнат Некрасов, чтобы спасти восставших казаков от поголовного уничтожения, уводит их на Кубань. Но и там царские войска постоянно разоряли казачьи станицы, убивали население. В 1740 году некрасовцы переселяются на Дунай в Румынию, однако после того, как русские войска, покорив Крым, подошли к Дунаю, большая часть некрасовцев - сторонников одного из заветов Игната «Царю не покоряться, до царя в Расею не возвертаться» - перешла на берег Эгейского моря, в устье реки Марицы. Вторая часть переселенцев ушла в Турцию, на озеро Энос, а затем переселилась на озеро Майнос. Третья часть осталась на Дунае. С начала XIX века образовалось две ветви некрасовцев: Майносская и Дунайская. Последняя к середине века утратила язык своих предков, фольклор, заветы Игната и превратилась в липован (так называют в Румынии русских старообрядцев). Пять станиц Майносской ветви жили в Турции вдали от русских границ, изолированно, замкнуто, имея свою политическую автономию, которой управлял казачий круг.
Казаки-некрасовцы жили по заветам Игната Некрасова, а потому не служили в турецкой армии и за это платили особый военный налог в золотой валюте. Однако после разгрома в Балканской войне турецкое правительство повело решительную политику на отуречивание некрасовцев. А после войны с Грецией в 1920 году турки окружили село Старые Казаки, начали его обстрел и потребовали сдать все оружие, вплоть до старинных казачьих именных сабель. Силы были неравны, пришлось отдать реликвии. Затем турецкие власти объявили о роспуске казачьего круга и смещении атамана. В 1930 году село было переименовано в Коджагель (Большое озеро), была закрыта русская школа. Земли вокруг села отобрали и там поселили турок, бежавших из Сербии и Болгарии. Бывало и так, по воспоминаниям стариков, что турки их и собаками травили, и били. А еще за долгие годы обособленного проживания все в общине перероднились, что вело к вырождению народа. Тогда-то и решили некрасовцы переселиться на историческую Родину - в Россию.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Инициатором переселения - ходоком в Россию был Василий Порфирьевич Саничев, которого за это вызывали в турецкую жандармерию на допросы, угрожали расправой. Чтобы не допустить переезда казаков-некрасовцев, турецкие власти задержали в церквях села более ста древних икон, книги на старославянском языке, колокола, церковную утварь, некрасовское знамя, хоругви. Но некрасовцев уже было не удержать. Вот их рассказ: «21 сентября 1962 года мы сели на советский теплоход «Грузия». 22 сентября приехали в Новороссийск. Мы вступили на землю предкох. Мы пришли до своего языка. Мы исполнили ЗАВЕТ ИГНАТА»... Так завершился очередной этап «одиссеи» некрасовцев, начатой в 1708 году. На теплоход в Стамбуле поднялись 999 человек, а прибыла на нем же в Новороссийск ровно тысяча: на корабле у Харитона и Анны Бабаевых родился сын Семен.
В Турции казаков стращали: «Как только приедете к коммунистам в Россию, детей ваших отберут и поместят в специальные детские приюты. Потом женщин в одну сторону, а мужчин - в другую. Женщин угонят коров доить, а мужчин - строить военные базы... Но это у молодых. А стариков отправляют на такие заводы, где варят из них мыло». Казаки-некрасовцы поселились в поселках Новокумский и Кумская Долина Левокумского района Ставропольского края, стали работать в виноградарских совхозах «Левокумский» и «Бургун-Маджарский». Они привезли с собой более 350 песен, танцев, инструментальных наигрышей, но долго не решались показывать свое искусство: «Над нашей речью многие смеялись, не понимали нас». И лишь через 16 лет, освоившись в новой обстановке, некрасовцы вышли на сцену. Организатором и руководителем их фольклорно-этнографического ансамбля «Некрасовские казаки» стала Людмила Васильевна Евдокимова. С этого времени начинается новая веха в истории потомков участников Булавинского восстания. Концерты в Ставрополе, Ростове, Москве, Ленинграде, Минске, гастроли в Польше, США, Турции, участие в международных фестивалях и конкурсах. Ученые, этнографы, историки, музыковеды со всей страны стали частыми гостями в степных поселках Ставрополья, было написано огромное количество статей, книг, выпущены фотоальбомы. Одно из последних исследований вышло накануне юбилейной даты - 50-летия возвращения некрасовцев в Россию. Это книга большого и давнего друга казаков-некрасовцев, заслуженного работника культуры РФ, ведущего фольклориста Ставропольского края Лилии Александровны Якоби «Культурное наследие казаков-некрасовцев».
Общение с учеными привело к пониманию необходимости создания музея и в 1992 году, в рамках празднования 30-летия приезда некрасовцев на Ставрополье, в здании бывшего общежития был открыт Центр традиционной культуры казаков-некрасовцев и молокан. Там был создан небольшой музейный фонд предметов, переданных местными жителями. Но содержание такого Центра оказалось не под силу местным муниципальным властям, и к январю 2005 года создалась ситуация, когда следовало принимать решение о сохранении некрасовского наследия на краевом уровне. Так был создан филиал-музей казаков-некрасовцев, ставший подразделением Ставропольского краевого музея изобразительных искусств.
НОВЫЙ ЭТАП
Коллектив энтузиастов-единомышленников, возглавляемый директором изомузея, заслуженным работником культуры России, неутомимым тружеником Зоей Александровной Белой, взялся за безумно сложное дело. Нужно было за небольшой промежуток времени провести огромную работу, причем одновременно по различным направлениям. Это капитальный поэтапный ремонт здания с отведением и благоустройством территории, подбор и обучение сотрудников филиала, работа с музейным фондом - его оформление, классификация, взятие на государственный учет, разработка экспозиционных решений и непосредственное создание экспозиций, а также материально-технической базы. А еще - выработка концепции дальнейшего развития, восстановление утраченных связей с научным миром и, конечно, привлечение посетителей, то есть поиски путей к рекламе уникального филиала, который находится в восточной засушливой зоне края, удаленной от краевого центра на 270 километров и от городов Кавминвод на 200 километров.
Сотрудники головного музея регулярно выезжали в филиал, где в поистине спартанских условиях проводили сложнейшую экспозиционную и хозяйственную работу. Нужно было успеть к полувековому юбилею возвращения некрасовцев, который должен стать новой отправной точкой в осуществлении концепции, которая носит название: «Культурный штурм Левокумского района - новая философия жизни и бытования территории казаков-некрасовцев». И они, несмотря ни на что, успели. Теперь в капитально отремонтированном здании работает 9 экспозиционных залов, в которых представлен практически весь музейный фонд филиала. Это более 1200 экспонатов: одежда некрасовцев, старообрядцев-липован, молокан, предметы быта, интерьера, обширный фонд фотографий, архивных документов, пластинки фирмы «Мелодия» - все, что бережно хранилось в семьях местных жителей и подарено ими филиалу музея с целью сохранения своей самобытной культуры на исторической родине.
ЮБИЛЕЙНЫЙ ПРОЕКТ
И вот, наконец, состоялся большой праздник, который подготовили Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, краевой Дом народного творчества при поддержке Министерств культуры РФ и Ставропольского края, комитета по делам национальностей и казачества правительства СК совместно с администрацией Левокумского муниципального района и Российским гуманитарным научным фондом. Программа проекта была очень насыщена событиями, главное из которых - трехдневный международный научный форум ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской области, Краснодарского, Ставропольского краев, а также Польши, Румынии, Молдовы, Литвы, Эстонии, Армении, которые собрались на Левокумье для обсуждения очень важных тем. На торжественном открытии форума, которое проходило на базе Новокумского филиала-музея казаков-некрасовцев краевого музея изобразительных искусств, с приветствиями к собравшимся выступили хозяйка торжества Зоя Белая, министр культуры СК Валентина Солонина, замглавы Левокумского муниципального Г. Безус. А потом куратор юбилейного проекта доктор искусствоведения, начальник отдела Российского гуманитарного научного фонда Николай Денисов вручил Зое Белой благодарственное письмо за большой вклад в сохранение исторического и культурного наследия. Научные конференции по темам «Проблемы самоидентификации этноконфессиональных групп в современном мире» и «Лингвистическая экология: сохранение исчезающих языков» включили в себя около 30 интересных докладов. Кроме того, на научном форуме прошла презентация музыкальных дисков «Казаки-некрасовцы» из серии «Антология русского фольклора и «Казаки-некрасовцы в цикле «Исторические концерты Московской консерватории», был представлен «Семантический словарь говора казаков-некрасовцев», составленный доктором филологических наук, профессором СКФУ Виолеттой Грязновой. Ученые познакомились с работой и экспозициями Новокумского филиала краевого музея изоискусств, с укладом жизни, обычаями и традициями местной общины молокан, приняли участие в торжественной Литургии на празднике Рождества Богородицы в храме старообрядцев поселка Кумская Долина, которая сопровождалась обедом из блюд старинной некрасовской кухни, посетили крестьянско-фермерское хозяйство атамана общины казаков-некрасовцев поселка Новокумский Никиты Васютова. Для научного сообщества была проведена экскурсия из цикла культурного туризма Ставрополья «Винный тур» на ЗАО «Левокумское» с дегустацией вин. А преподаватели Северо-Кавказского федерального университета провели для левокумских учителей мастер-класс «Сказки казаков-некрасовцев». Завершился форум принятием декларации об изучении и сохранении культурно-исторического наследия казаков-некрасовцев.
Кульминацией же юбилейного торжества стал состоявшийся в поселке Новокумском театрализованный фольклорно-этнографический праздник «Наследники традиций». Перед началом большого концерта, на который приехали 17 ведущих фольклорных ансамблей Ставропольского и Краснодарского краев, гости из правительства и думы края, а также ученые, приняли участие в посадке виноградников на территории ЗАО «Левокумское» и закладке 50 именных бутылок вина на хранение в подвалах винзавода. Кроме того, участники и гости праздника смогли посетить этнодеревню и выставку работ мастеров декоративно-прикладного искусства, где каждый мог попробовать себя в изготовлении традиционных украшений некрасовских казачек, некрасовской куклы или расписать тарелку традиционным некрасовским орнаментом. На главной площади выступал народный духовой оркестр «Левокумье», работали детские аттракционы. А потом фольклорные коллективы пели старинные исторические и протяжные песни, былины, исполняли бытовые сцены и картинки из жизни некрасовцев, актеры Ставропольского академического театра драмы показали инсценировку изгнания казаков во главе с Игнатом Некрасовым. Главными же героями концертного марафона стали ансамбли «Некрасовские казаки» и «Некрасовские казачата». Участники и гости замечательного праздника услышали поистине живой голос нашей общей российской истории.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3 (2 голоса)