Вы здесь

РЕНТГЕНОФОБИЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

05.12.2012
РЕНТГЕНОФОБИЯ
Александр Емцов

Эта новая для нас болезнь вдруг поразила жильцов дома по проспекту Октябрьской Революции, 26, в Ставрополе, Ленинскую прокуратуру и даже газету «Открытая»
«А ЗА СНИМОЧКОМ ПОЕЗЖАЙТЕ НА ДРУГОЙ КОНЕЦ ГОРОДА...»
На протяжении десяти последних лет главного врача Ставропольской детской стоматологической поликлиники В. Зеленского буквально забросали просьбами открыть рентген-кабинет. Это ведь не дело, когда, чтобы сделать снимок зуба, - а без этой обязательной процедуры ни один мало-мальски грамотный врач лечить не возьмется, ребенка надо везти в другую поликлинику города. Родители жаловались на это городским властям, на телефон доверия губернатору, писали в прессу.
Как это ни странно в наше время тотального технического перевооружения медицины, когда средства на эти цели каждому субъекту федерации выделяются миллиардами, денег на рентгенооборудование стоимостью чуть меньше двухсот тысяч рублей в городском бюджете не нашли. Тогда Зеленский пошел другим путем: приобрел его на некоммерческую организацию АНО «Медицинский центр семейной стоматологии», которым также руководит, и разместил здесь же, в поликлинике, на арендованных АНО семнадцати квадратных метрах.
Оборудовал кабинет, получил положительное заключение санитарно-эпидемиологической и гигиенической экспертизы, выполнил все рекомендации экспертов, в том числе и по радиационной безопасности, получил лицензию на осуществление доврачебной медицинской помощи по рентгенологии. В августе нынешнего года кабинет начал работать. От пациентов ничего, кроме благодарности, главврач не услышал.
НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ
Но параллельно «работали» и жильцы дома № 26 по проспекту Октябрьской Революции, на первом этаже которого как раз и располагается поликлиника. Прослышав о том, что оборудуется рентген-кабинет, граждане, и прежде всего хозяйка девятой квартиры Т. Князева, которая располагается прямо над кабинетом, не стали радоваться за маленьких пациентов. Наоборот, забросали жалобами все инстанции. Мол, караул, радиация наступает. Доводы, что никакой радиации не будет, что стены рентген-кабинета отделаны специальной баритовой штукатуркой, предусмотрены все средства защиты персонала и пациентов, да и аппарат настолько маломощный, что излучения от него по сути никакого нет, это все равно что микроволновка или телевизор, которые сегодня стоят в каждой квартире, не воспринимались. Их никто даже не выслушивал. Похоже, что люди оказались в плену радиационной фобии. Помноженной на ощущение себя хозяевами жизни, что пенсионерам иногда свойственно.
Но ладно бабушки-старушки. Им простительно. Непростительно, когда такой фобии оказывается подвержен государственный надзорный орган. Ленинская прокуратура, рассматривавшая жалобу, как-то сразу безоглядно становится на сторону жильцов и даже не пытается вникнуть в доводы специалистов Роспотребнадзора, выдавших заключение. Их для нее будто не существует, работники прокуратуры даже не опросили экспертов. Прокурорские априори знают, что рентген опасен! В пылу борьбы за права граждан прокуратура приглашает Зеленского на беседу и выносит ему предостережение о недопустимости нарушения закона. Доводы главврача о том, что имеется положительное санэпидзаключение, есть лицензия, в ходе получения которой как раз и проверялись техусловия работы оборудования, и что прежде, чем выносить предостережение, надо бы провести проверку законности выдачи за-ключения и лицензии, и если уж что найдете, то тогда и предостерегайте, остались неуслышанными. Более того, прокурор района О. Шибков направляет представление главе администрации города А. Джатдоеву с требованием ни много ни мало отстранить Зеленского от должности. Мотивировка - «выявленные нарушения свидетельствуют о предпосылках для коррупционных проявлений, злоупотреблений должностными полномочиями Зеленским...». Это он про то, что Зеленский совмещает должности, кроме главврача МУП является еще руководителем того самого АНО.
Прокурору, наверное, кажется, что когда про коррупцию - то надежнее. А по мне это очень похоже на действия персонажа из русской классической литературы: «А, ты еще смеешь возражать? Растопчу!» Персонаж этот в наши дни, правда, не в полицейских, а в прокурорских погонах.
Такие фигуры, как Владимир Александрович Зеленский, на рынке медицинских кадров штучный товар. Он главный детский стоматолог города, края и всего СКФО, вице-президент Стоматологической ассоциации края, врач высшей квалификационной категории, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАЕН, отличник здравоохранения... Поэтому Джатдоев отдал решение его судьбы медицинскому совету города. Тот собрался, выслушал доводы, не нашел ничего крамольного и рекомендовал главе оставить Зеленского на должности. Что тот и сделал.
НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ
Понятное дело, персонаж-прокурор вскипел. Как это так - не подчиниться «оку государеву»? Растопчу! В Ленинский районный суд направляется исковое заявление прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Князевой, жителей дома, а также неопределенного круга лиц к поликлинике, АНО, управлению Роспотребнадзора в крае о признании незаконными действий по размещению рентген-кабинета и выдаче положительного заключения на деятельность оборудования, запрете его эксплуатации.
Позиция прокуратуры свелась в суде к следующему. Санитарными правилами и нормами (СанПиН), раздел 3, оборудование рентген-кабинетов в жилых домах допускается только в том случае, если смежные по вертикали и горизонтали помещения не являются жилыми. Более того, их нельзя размещать под помещениями, из которых возможно протекание воды через перекрытие. В данном конкретном случае над рентген-кабинетом находятся туалет с ванной квартиры, где живет Князева, значит, протечка вполне возможна. Значит, нельзя.
Позиция поликлиники и представителя Роспотребнадзора другая. Требования нормы СанПиН, на которые ссылается прокуратура, распространяются на большие стационарные рентген-аппараты, обладающие большой мощностью рентген-излучения, а также работающие от тока мощностью 380 вольт. Но итальянский дентальный аппарат МАКС-70 HF\\DC, установленный в детской поликлинике, таковым совсем не является, на него распространяются требования раздела 9 СанПиН. По ним дентальные аппараты, рабочая нагрузка которых не превышает 40 миллиампер в минуту, могут располагаться в смежных с жилыми помещениях, при условии соблюдения норм радиационной безопасности в пределах помещения, в которых они располагаются. МАКС-70 питается от сети 220 вольт, имеет рабочую нагрузку всего 6 миллиампер в минуту. Требования соблюдены. Так что в девятый раздел аппарат вписывается. Природа рентгеновского излучения такова, что оно не накапливается в окружающей среде, а сразу, в течение нескольких секунд распадается на аэроионы. В данном маломощном аппарате - за 0,12 секунды. Аэроионы же выводятся из помещения с помощью вентиляции, которая имеется. Снимок переносится лазерным принтером на обычную бумагу, так что тут даже фотопроявки нет.
Дело рассматривает судья М. Гаппоева. Заслушивает представителя прокуратуры, Князеву, других жильцов дома, представителей поликлиники и экспертов Роспотребнадзора. Посылает даже эксперта провести радиационные замеры в квартире Князевой, но та его не впускает. Суд выносит решение: в иске прокурору отказать в полном объеме.
ИСТЕРИКА - МАТЬ НЕПРАВДЫ
Казалось бы, дело как дело, мало ли таких гражданских исков прокуроров заканчивается отказом. В конце концов, не согласен - есть апелляционная, кассационная инстанции. Ты же законник, так иди законным путем, именно так ищи свою правду. Но природа рентгенофобии, очевидно, такова, что она неотрывна от истерики. Она - ее следствие и инструмент, она ее конечный результат.
С позиций прокуратуры «приговор» судебному процессу вынесла пером корреспондента А. Чаблина газета «Открытая». Да еще какой приговор! Эксперты в вышедшей после суда его статье «Семейная гидра под прикрытием» пишут свои заключения «на коленке», Зеленский отличается «злоупотреблениями», «проделками», «создал кормушку для своей семьи», и вот перл - «бизнесмен с дипломом врача наносит вред здоровью жителей» (!) Но больше всего досталось судье Гаппоевой. Она, оказывается, «нарушила сразу два конституционных принципа российского правосудия - гласность и равноправие сторон», а потом и третий принцип - «беспристрастность», она же «решилась даже на откровенную ложь», «всем своим поведением вывернула наизнанку Кодекс судейской этики и закон «О статусе судей в РФ», она же «покладистая» и прочее. Да, персонаж русской литературы, на которого я ссылался выше, явно уступает современным «топтунам». Эти уж если топчут, так растопчут. И делают это только на том формальном основании, что «Открытую» судья не включила в процесс в качестве третьего лица.
Понятное дело, статью венчают трескучие шугалки про то, что прокуратурой и редакцией уже обжаловано и решение судьи в апелляционную инстанцию, и сами ее действия в квалификационную коллегию судей, а прокуратура начала повторную проверку деятельности Зеленского.
Вообще-то открытость и гласность правосудия осуществляются не путем включения редакций СМИ в состав третьих лиц по делу. Если бы было так, то мы, журналисты, только по судам и ходили, работать некогда было бы. Открытость - это прежде всего открытость самого судебного процесса. Да его Гаппоева и не закрывала. Это видно по протоколу заседания. Я не поленился и полистал его. Все говорили все, что вздумается. Никакого попрания принципов. Далее. Повестка дня всех судей висит на сайте суда и в коридоре суда. А если Чаблин не полюбопытствовал и не пришел - его проблемы. Кстати, всех жильцов дома, пришедших на процесс, Гаппоева включила в качестве третьих лиц. Что позволило им пользоваться всеми правами участника процесса. Смешно читать и про попрание судьей двух других принципов - равноправия с беспристрастностью. «Доказательством» автора служит то, что судья «вела себя очень грубо по отношению к жильцам и прокурору, при этом подчеркнуто вежливо - с Зеленским и его юристами». Как же так, думаю я как читатель, автор на суде не был, а знает такие детали? И не верю.
ПРОКУРОРСКО-РЕДАКЦИОННЫЕ ШАШНИ
Я тут не экспертов, не главврача и даже не судью защищаю. В конце концов, они под защитой закона и сами за себя могут постоять. Я защищаю маленьких пациентов стоматологической поликлиники, их право на квалифицированное лечение. В прошлом году здесь пролечилось более 31 тысячи детишек, в этом за одиннадцать месяцев уже почти 37 тысяч. От кого защищаю? От прокурора! Смешно? Зато - правда. По-хорошему, за организацию рентген-кабинета в поликлинике давно должен был бы воевать сам прокурор. Квалифицированно и целенаправленно. Это его прямая служебная обязанность - защищать права граждан на здоровье, норма закреплена в основном законе - Конституции страны.
Вместо этого прокуратура делает все наоборот, преследуя какие-то свои сомнительные мелкие цели, наезжает с помощью иска в суд и газеты на обеспечивших право пациентов на здоровье, выполнивших свою работу специалистов и на судью. Я говорю об этой связи надзорников и редакции только потому, что именно Ленинская прокуратура по какой-то странной причине заявляла редакцию газеты «Открытая» в качестве третьего лица по иску. Всего лишь на том основании, что ранее она печатала статью «Под облучением». И теперь у корреспондента газеты есть вроде формальный повод злостью исходить на судью, что не пригласила на процесс, не позволила в тандеме с прокуратурой делать на нем погоду.
Есть такая негласная форма управления правосудием - присутствие корреспондента на процессе. Иногда некоторые жалобщики в газету убедительно просят об этом главного редактора. Мол, при журналисте судья побоится и обязательно будет «объективным» в их пользу. Такая внешне невинная форма то ли шантажа, то ли вымогательства. То ли и того и другого одновременно. А по большому счету - форма давления на суд. Категорически, кстати, запрещенная законом. Но то рядовые граждане, им такая правовая простота простительна, а тут законник, прокурор. Он-то чего шустрил? Выходит, видел слабость своей позиции, раз решил прибегнуть к козырному ходу «присутствие корреспондента»? А может, включением редакции в качестве третьего лица как бы предупредил судью: вынесешь решение не в нашу пользу - пропечатаем!
Так и случилось.
Стыдно после этого за нашу прокуратуру, господа.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет