Вы здесь

ЦВЕТНЫЕ СНЫ НА ДВОИХ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

13.02.2013
ЦВЕТНЫЕ СНЫ НА ДВОИХ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Когда заходишь на авторскую выставку Ольги Черничкиной и Евгении Васильевой «Цветные сны», что экспонируется в гостиной на первом этаже Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, то тебя как будто охватывает особое - яркое, летнее, солнечное сияние. И сразу поднимается настроение, забываются все неприятности, приходит ощущение радости бытия.
Для древнего лоскутного творчества, которое возрождают в наше время Ольга Васильевна Черничкина (мама) и Евгения Васильева (дочь), характерны разнообразная, богатая цветовая гамма, ассоциативное мышление и, конечно, долгая, кропотливая работа, ведь только на одно панно уходит целый месяц труда. Инженер-проектировщик по образованию Ольга Черничкина увлеклась лоскутным шитьем, начиная с 1994 года, когда, уже работая во Дворце детского творчества и обучая детей шитью и вышивке, попала на учебу к мастерам-американцам, которые приехали в Суздаль обучать русских пэчворку - лоскутной работе. Как это ни парадоксально звучит, американцы учили русских их исконному народному творчеству - созданию старинных славянских лоскутных одеял. Но если раньше у русских такие одеяла делали от бедности, собирая лоскуты ткани и сшивая их, то теперь лоскутная техника превратилась в настоящее искусство. Тем более что к американской технологии Ольга Васильевна прибавила аппликацию (накладное шитье), «квилт» - стеганое трехслойное изделие, и две чисто русские техники: «ляпачиха» и «уголки». В 2001 году Ольга Черничкина - лауреат всероссийских и международных фестивалей и выставок - была принята в Союз дизайнеров России.
Ну а помогала всегда маме талантливая дочь Женя, которая с детства хорошо рисовала, много читала, сочиняла стихи, интересовалась историей. Она окончила Ставропольское краевое художественное училище, затем Ставропольский государственный педагогический институт, работала во Дворце детского творчества, создала свою дизайн-студию «Подсолнух» и вот уже шестой год трудится в своей альма-матер - краевом художественном училище, где преподает предметы «Композиция», «Шрифты» и «Народные промыслы». Ныне у Евгении есть своя семья - муж Иван и дочь Александра, которые поддерживают ее в творчестве и являются первыми зрителями ее чудесных изделий.
«Лоскутное искусство, - говорит Ольга Васильевна, - помогло нам пережить страшные 90-е годы, когда зарплату в госучреждениях не платили по нескольку месяцев. Трудность же была в том, что не было материальной базы, не на что было покупать ткани, и потому лоскуты мне тогда тащили все знакомые. Так я создавала свою тряпкотеку». Кстати, слово «тряпкотека» тоже придумано самой Ольгой Черничкиной. За почти двадцать лет, что они с дочерью занимаются лоскутным шитьем, были созданы десятки уникальных произведений: панно, одежда, текстильные этнические куклы-обереги, тотемные звери в народных костюмах, грелки на чайники, обрядовые колеса. В конце 90-х годов, когда уже оформился авторский коллектив: мать и дочь Черничкина-Васильева, пришло увлечение сказочными, ни на что не похожими коллекциями одежды, типа «Душегрея» или «Солнцеворот». Любая женщина, надев такое платье или костюм, сразу преображается и становится просто красавицей. Это подтверждают и участницы народного коллектива «Лада», которым руководит ведущий на Ставрополье фольклорист, заслуженный работник культуры России Лилия Якоби. Благодаря созданным в технике лоскутного шитья Ольгой Черничкиной и Евгенией Васильевой эксклюзивным костюмам разных губерний страны, ансамбль «Лада» приобрел неповторимый сценический образ.
На нынешней выставке бросаются в глаза многочисленные изделия, связанные с образом солнца. «Ничего удивительного, - смеются мастерицы, - ведь мы, славяне, - все равно язычники, солнцепоклонники». И начинают рассказывать о старинных обрядах и календарных праздниках русских людей, главными из которых были зимний (25 декабря) и летний (25 июня) солнцевороты. Вот, к примеру, более строгое, холодное панно Васильевой «Спиридон- солнцеворот». Есть даже присказка «Спиридон-солнцеворот колесо в руках несет». А колесо ведь тоже солярный (то есть солнечный) знак. Это праздник зимнего солнцестояния. Есть у Евгении и теплое, солнечное панно «Петр-солнцеворот» (летний). Только в прошлом году ею были сделано несколько интересных лоскутных панно: «Из России с любовью», «Норвегия», «Русальная неделя». Последняя - с мотивами венка, воды, гаданий - стала дипломантом I степени на выставке «Молодые художники Юга России». А еще одна работа Евгении «Совы» - панно как фон (19 сов на веточках деревьев) и две объемные ночные птицы типа грелок - стала финалистом зональной выставки Союза художников России в Ростове. Интересно, что у любимых птиц как матери, так и дочери даже выражение глаз разное. «А потому, - говорит Евгения, - что это мальчик и девочка».
Там же, в Ростове, экспонировалось и панно Ольги Васильевны под названием «Мавритания». Оно особенно характерно для ее творчества, так как самые любимые тона у ставропольской рукодельницы - хаки и охра. А у Жени сейчас, как она считает, «синий период». И все это отлично совмещается в их общих работах - панно «Салют Победы», «Ставрополь - город креста», «Комсомольское озеро», «Эх-ма, лето и зима», «Каир». Невозможно себе представить, но в работе «Ставрополь - город креста» использовано 117 (!) видов ткани. Отдельный разговор - о тканях, которые идут на эти уникальные творения. «Самые идеальные, - рассказывают Ольга Васильевна и Евгения, - это старый качественный отечественный хлопок с мелким набивным рисунком. Но это сейчас большая редкость. Такую ткань можно найти в крае только в ессентукском магазине «Все для рукоделия». Идут в ход также шелк, трикотаж, вискоза». А вот работа «Из России с любовью» создана из старых павлопосадских платков с люрексом, которые достались в наследство от бабушки мужа Евгении Ивана. Она их носила с большой любовью, а теперь они красуются в произведении Жени.
И хотя работают мастерицы в разных местах: Ольга Черничкина дома, раскладывая лоскуты на полу, а Евгения Васильева в творческой мастерской, которую она арендует в Союзе художников, - совместная их работа удивляет и восхищает. А происходит это так. Мама ставит цель, дочь прорабатывает идею, эскиз иногда делается, иногда нет, потом начинается импровизация среди буйства ярких лоскутных красок. Женя обычно говорит свое последнее слово в композиции и подборе ткани, и тогда панно сшивается. Но и это не все. В последнее время особой популярностью стали пользоваться обереговые куклы, которые делают Черничкина и Васильева. И все это опять-таки связано с фольклором древних славян. Ведь русскую женщину сопровождало всю жизнь около четырех десятков магических куколок-оберегов. И каждая, как тогда, так и в наше время, несет свой особый смысл. Кукла была чудом: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначения лица, и тем не менее со своим характером, умеющая плакать и смеяться. Есть, к примеру, кукла «Ловушка для снов». Ее вешают над кроватью для привлечения хороших, добрых и сказочных сновидений. И тогда человеку - маленькому или большому - снятся такие же чудесные «Цветные сны», которые создают своими руками ставропольские мастерицы Ольга Черничкина и Евгения Васильева.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)