Вы здесь

Людмила Шагинова: Безработица отступает, но расслабляться не стоит

26.06.2013
Людмила Шагинова: Безработица отступает, но расслабляться не стоит
Беседу вела Марина Кандрашкина

Одной из главных проблем, которую поставило перед собой мировое сообщество в этом тысячелетии, - это борьба с бедностью. Но сократить ее можно в том числе и с помощью трудоустройства или открытия новых рабочих мест для тех, кто может и хочет работать. О том, как в нашем регионе складывается ситуация с рабочими кадрами, об особенностях национальной безработицы, и как проблемы с трудоустройством населения решают краевые власти, мы беседуем с начальником управления труда и занятости населения Ставропольского края Людмилой Шагиной.
- Людмила Леонидовна, какими правовыми документами и нормативными актами сегодня регулируется рынок труда в крае, и какие функции возложены сегодня на управление труда и занятости населения Ставропольского края?
Всю нормативную базу можно условно разделить на несколько уровней. Первый уровень - это документы стратегического планирования на долгосрочную перспективу. К ним относится Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, принятая еще в 2009 году, где были заложены основные векторы развития всех отраслей экономики края и его социальной сферы, в том числе и вопросы развития рынка труда в крае.
На основании краевой стратегии отраслевые министерства и ведомства, а также муниципалитеты разрабатывали свои стратегии развития конкретной отрасли и территории, которые теперь объединяются в общую систему стратегического планирования. Но, в любом случае, ни одна отраслевая стратегия не обошла вниманием вопросы рынка труда и занятости населения, будь то медицина или промышленность, следуя жесткому правилу - кадры решают все!
В 2010 году краевым законом была принята Программа социально-экономического развития до 2015 года, которая конкретизирует первый этап реализации Стратегии. Программой предусматривается, сколько в крае будет создано новых рабочих мест, в результате реализующихся инвестиционных проектов, в какие сроки и на каких территориях. Всего же планируется реализовать более ста крупных инвестпроектов и более четырехсот проектов муниципального уровня, в результате чего появится более сорока тысяч новых рабочих мест.
Следующий уровень - это нормативные акты Губернатора и Правительства края, а также краевая среднесрочная программа «Развитие сферы труда и занятости населения в Ставропольском крае», которая также разработана до 2015 года, и собрала в едином ключе и в едином блоке основные мероприятия по регулированию рынка труда в крае и содействию занятости населения. Здесь уже конкретизируются мероприятия, в том числе в отношении отдельных категорий населения, например работа с инвалидами, или трудоустройство молодежи. На все эти мероприятия в программе только в 2013 году заложено краевых средств около 100 млн рублей. Дополнительно, в целях снижения напряженности, на региональном рынке труда и обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в крае утверждена Концепция кадровой политики в Ставропольском крае до 2015 года и План мероприятий по ее реализации с ответственными исполнителями и сроками исполнения.
Третий уровень - это программы и планы мероприятий муниципалитетов, в которых заложены вопросы занятости населения в конкретной территории.
В итоге получается многоуровневая нормативная база, координатором реализации которой как раз и выступает краевое управление труда. А это ежедневный анализ и прогнозы, это координация работы всех органов власти и органов местного самоуправления в решении вопросов занятости населения и кадровой политики, на основании которых вносятся коррективы в существующие документы, цели и задачи, потому как ситуация на рынке труда постоянно меняется.
- А как сегодня складывается ситуация на рынке труда?
Благодаря стабилизации экономики и скоординированным мерам по содействию занятости населения, ситуацию на рынке труда с определенной уверенностью можно назвать стабильной. Подходит к середине 2013 год, который, как и предыдущий, остается благоприятным для развития трудовых отношений в крае. Предприятия преодолели кризисные явления и не проводили значительных высвобождений работников.
В службу занятости за содействием в поиске подходящей работы за пять месяцев 2013 года обратились более 25 тысяч человек. Из общего числа обратившихся сорок процентов трудоустраивается на заявленные вакантные места. Сложнее найти работу гражданам, относящимся к категории инвалидов, гражданам предпенсионного возраста и гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва. Но мы прилагаем для этого все усилия.
В краевом банке вакансий на сегодня собрано более 29 тысяч вакантных мест, это в 1,6 раза больше, чем в прошлом году. В структуре заявленной потребности организаций наибольшая доля вакансий по-прежнему приходится на образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, среди них большинство - для замещения рабочих профессий - 76 процентов.
Мы постоянно расширяем способы размещения информации о возможности трудоустройства, тем самым делая наши услуги более доступными. Больше стало объявлений о трудоустройстве в прессе и на уличных стендах. Не обошли стороной и «электронные веяния». На Интернет-портале службы занятости населения края www.stavzan.ru регулярно размещается информация о возможностях трудоустройства и обучения (переобучения). С начала года этой информацией уже воспользовались 438,6 тысяч человек.
И результаты не замедлили сказаться. На сегодняшний день показатели безработицы в крае достигли наименьших значений за последние девять лет. Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный как отношение числа зарегистрированных в центрах занятости безработных к численности экономически активного населения (1383,4 тысячи человек), соответствует среднероссийскому и составляет 1,3 процента, это также одно из самых низких значений за последний период. Во многом такого успеха удалось достичь благодаря реализации краевых программ занятости населения, дополнительных мероприятияй по трудоустройству отдельных категорий граждан, а также оказанию полного комплекса государственных услуг.
Что же касается наиболее востребованных профессий, наибольшую потребность организации испытывают во врачах, медсестрах, инженерах различных специальностей, а по рабочим профессиям - в бетонщиках, аппаратчиках, слесарях различных специальностей и рабочих в строительстве. Например, на 2000 вакансии врачей в крае ищут работу и пришли с этой проблемой в службу занятости всего лишь 55 человек, на 1200 вакансий арматурщиков приходится всего 13 желающих трудоустроиться.
В тоже время, предложение превышает спрос по таким профессиям как бухгалтер - потребность у организаций края составляет 700 человек, а в службу занятости пришли с начала года уже 1118 человек, но это в основном в городе, в то время, когда на селе бухгалтеров опять же не хватает.
Между тем, изменения в количественном составе вакансий происходят и в зависимости от сезона. Так, например, в зимний период количество вакансий сокращается почти вдвое в связи с уменьшением объема работ в основном на сельскохозяйственных предприятиях края. К летнему периоду число вакансий резко возрастает в связи с появлением сезонных и временных работ. Например, в летний период требуются строительные рабочие, а также продавцы прохладительных напитков. В зимний период - операторы котельных.
- В крае ежегодно проводятся Ярмарки вакансий. Расскажите подробнее об этом проекте, что он дает ставропольцам?
Ярмарка вакансий - самый короткий путь к заполнению свободных рабочих мест на предприятии. Именно здесь работодатель имеет возможность отобрать из участников данного мероприятия претендентов на имеющиеся вакансии. Но вместе с тем, это и прекрасная возможность для самих граждан самостоятельно и быстро подобрать себе работу, изучить спрос на свою профессию, узнать реальную цену своей рабочей силы и, при необходимости, определить более востребованные на рынке труда специальности. Ярмарочная форма организации работы позволяет сочетать интересы, представляемые государственной службой занятости, с интересами организаций разных форм собственности, участвующих в проведении ярмарки, организовать эффективный контакт лиц, ищущих работу, непосредственно с работодателями.
В прошлом году по краю было проведено более 200 ярмарок, а в текущем году прошло 114 ярмарок, из них 78 - мини-ярмарок, 30 - крупномасштабных (районных и городских), 39 - ярмарок вакансий в сельской местности. Из общего числа проведенных ярмарок вакансий 62 ярмарки были специализированные, из них 33 ярмарки вакансий для молодежи, в том числе 24 - для учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, и 4 - для выпускников начального профессионального образования; 12 - для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе: 5 - для женщин и 4 - для инвалидов; 10 - для организации и проведения общественных работ и временного трудоустройства; 3 - для граждан предпенсионного и пенсионного возраста.
В этом году в ярмарках вакансий приняли участие 692 работодателя, которыми было заявлено более 30 тысяч вакансий. Всего посетили ярмарки вакансий и учебных рабочих мест около 16 тысяч человек, среди которых были как безработные граждане, граждане, ищущие работу, а также граждане, имеющую работу, и желающие сменить ее или трудоустроиться на временную работу (подработку). В ходе проведения ярмарок вакансий в этом году уже трудоустроено более 3 тысяч жителей края.
Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест давно уже стали одной из активных форм политики занятости на рынке труда, так как представляют собой мероприятия справочно-консультационного характера с большой пропускной способностью, демонстрирующие спрос и предложение на рынке труда и способствующие тому, чтобы незанятые граждане, исходя из реальной ситуации, могли самостоятельно осуществить свой выбор при подборе подходящей работы, а молодые люди - сделать правильный профессиональный выбор.
- Как вы отметили, уровень безработицы в крае беспрецедентно низкий и колеблется в пределах 5,4 - 5,9 процента. Это значит, что проблемы с трудоустройством больше не существует?
- Я бы не была столь категорична в суждениях. Казалось бы, в крае созданы все условия и все предпосылки для устойчивого развития рынка труда с положительной динамикой, вместе с тем, еще очень большое количество людей в крае работы не имеет, либо испытывает трудности в ее поиске, особенно инвалиды, и другие слабозащищенные категории граждан, а также молодежь без опыта работы.
Ситуация осложняется еще и тем, что из всей численности безработных 60 процентов - жители сельской местности, а больше всего вакансий, или 70 процентов, заявляются в городах края. Таким образом, неполные 30 тысяч вакансий, которыми мы располагаем, при 17 тысячах безработных граждан все же не позволяют в полной мере удовлетворить интересы двух сторон. В значительной степени это положение обусловлено все тем же структурным и территориальным дисбалансом спроса и предложения.
Все это, безусловно, является сдерживающим фактором для экономического роста в крае. Но мы проблему знаем и у краевого Правительства есть четкое видение того, как с нею бороться.
Для решения обозначенных вопросов Правительством края, начиная с 2009 года, был принят ряд ключевых нормативных правовых актов, в том числе вышеназванная Концепция кадровой политики, которые объединены в комплексную систему мер, направленных на развитие рынка труда, трудовых ресурсов и обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, а также определение прогнозной потребности организация края в кадрах для перестройки системы профессионального образования под конкретные потребности.
- Словом, если я правильно Вас поняла, у нас масса специалистов всех уровней по продажам, в то время как катастрофически не хватает специалистов по производству. А принимаются ли краевым правительством какие-либо меры, чтобы этого диссонанса не было?
Планом мероприятий по реализации Концепции кадровой политики в крае предусмотрено много мер для решения этих проблемных вопросов и, прежде всего, мероприятия по снижению структурного дисбаланса на рынке труда края. Назову основные из них:
- анализ соответствия структуры количественных и качественных показателей кадрового потенциала организаций Ставропольского края потребностям краевого рынка труда;
- разработка прогноза баланса трудовых ресурсов Ставропольского края в соответствии со специальной Методикой разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, утвержденной Минтрудом России;
- мониторинг создания и сохранения рабочих мест в организациях края в результате реализации на территории Ставропольского края инвестиционных проектов;
- изучение и анализ отраслевой, территориальной и профессиональной структуры прогнозной потребности в кадрах на среднесрочную перспективу в связи с реализуемыми на территории Ставропольского края инвестиционными проектами;
- установление имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего и высшего профессионального образования, расположенным на территории Ставропольского края, контрольных цифр приема граждан для обучения их за счет средств бюджета Ставропольского края в соответствии с потребностями рынка труда Ставропольского края и перспективой развития отраслей экономики Ставропольского края.
Вся эта работа необходима для сокращения численности специалистов, подготовленных учреждениями профессионального образования края и не востребованных на региональном рынке труда. Материалы изучения потребности работодателей края в кадрах ежегодно используются при разработке объема и структуры приема обучающихся в государственных образовательных учреждениях Ставропольского края. Для информирования населения о перспективной потребности в кадрах обобщенные аналитические материалы размещаются и на сайте управления труда и занятости населения края.
Также этот вопрос находится на постоянном контроле у правительства и губернатора края. В регионе осуществляют деятельность два специальных совещательных органа - Совет по кадровой политике и краевой комитет содействия занятости населения, в составы которых входят представители отраслевых министерств, представители объединений работодателей края, руководители администраций территорий края и общественных организаций. На заседаниях регулярно рассматриваются вопросы кадрового обеспечения организаций края, занятости населения, проблемы с трудоустройством молодежи, анализируется вся существующая нормативная база по этим вопросам для принятия соответствующих совместных мер.
- Согласно опросу социологов, большинство россиян вполне бы устроил ежемесячный заработок в размере 50 тысяч рублей. Однако по ряду квалификаций наш профессионализм, мягко говоря, не дотягивает до уровня, за который можно было бы платить такие суммы. Что делается правительством для повышения уровня специалистов?
В рамках Соглашения между Правительством Ставропольского края, Территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2013-2015 годы проводится работа по развитию кадрового потенциала организаций. В соответствии с Трудовым кодексом работники имеют право на повышение квалификации, но работодатель сам определяет необходимость подготовки кадров. Поэтому в коллективных договорах определяются обязательства работодателя по развитию кадрового потенциала. С этой целью они предусматривают финансовые средства на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала для не менее 20 процентов работников организации в год, заключают договоры с образовательными учреждениями или развивают собственную учебно-материальную базу для подготовки кадров. В дальнейшем мы проводим обследования организаций края по вопросам исполнения обязательств заключенного соглашения.
Ежегодно в крае по направлению учреждений занятости населения проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации около 4 тысяч безработных. О значении этой услуги говорит тот факт, что почти 44 процента (40 млн рублей) от общего объема средств, выделенных из бюджета края в текущем году на мероприятия активной политики занятости, предусмотрено на профессиональное обучение безработных граждан. Планируется, что в 2013 году обучение пройдут более 4 тысяч человек. С января по май сел за парты 1571 краевой житель. Каждый второй обучаемый безработный в крае - это молодой человек в возрасте до 29 лет. Среди обучаемых большинство (70 процентов) составляют женщины. Чему учатся люди? В соответствии с потребностями рынка труда в службе занятости сформирован и регулярно актуализируется Перечень приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан Ставропольского края. В текущем году безработные обучались по 50 специальностям.
Вместе с тем замечу, что в качестве действенных мер по профилактике безработицы служба занятости обучает не только безработных граждан. С 2011 года регионам предоставлено право организовывать профессиональное обучение женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. И за три года реализации в крае данного проекта, мы убедились, что он на самом деле был необходим нашим молодым мамам. Цель обучения - создание адаптационных условий, облегчающих возвращение женщин данной категории на прежнее место работы, предоставление возможности дальнейшего карьерного роста, повышение конкурентоспособности на рынке труда. В этом году мы планируем организовать профессиональное обучение 100 женщин, имеющих детей до трех лет, на что в бюджете края предусмотрено более миллиона рублей. На начало июня приступили к различным видам профессионального обучения 65 женщин, из них 46 завершили обучение, 10 - приступили к работе.
- С другой стороны, еще одним слабым местом российской экономики называют слабую мобильность населения и слаборазвитую внутреннюю миграцию. И как результат, еще одна программа по развитию внутренней миграции и помощь людям, которые решились на переселение в другой регион. Что было сделано в этом направлении?
Служба занятости населения Ставропольского края регулярно проводит информирование граждан по имеющимся вакансиям и возможности трудоустройства, как в пределах края, так и в других субъектах Российской Федерации. Нами уже заключены четырнадцать соглашений о сотрудничестве с наиболее активными субъектами Российской Федерации, привлекающими специалистов из других регионов в связи с острой нехваткой внутренних трудовых ресурсов. Так, подписаны договоры с Краснодарским и Забайкальским краями, Волгоградской, Кемеровской, Сахалинской, Белгородской, Костромской, Самарской, Орловской, Нижегородской, Калужской, Мурманской областями, республиками Марий Эл и Дагестан. По условиям соглашений ежемесячно осуществляется обмен информацией о вакантных рабочих местах, в том числе с предоставлением жилья.
Безработные граждане имеют возможность регулярно знакомиться с банком вакансий, который на данный период предлагает большое количество рабочих мест в различных субъектах РФ.
В работе с безработными гражданами центры занятости населения используют различные раздаточные информационные материалы (брошюры, буклеты и т.п.) в которых подробно описываются условия работы, проживания, обязанности работника, требования работодателя. Кроме того, информирование граждан осуществляется с использованием средств массовой информации (газеты, телевидение, радио).
В 2012 году по вопросу трудоустройства на сезонные работы, работы вахтовым методом, а также по вопросу переезда в другую местность в органы службы занятости населения края обратилось 1736 человек, а с января по май этого года - 696 человек.
Граждане нашли себе подходящую работу в основном в городах Ростов-на-Дону и Санкт-Петербург, Краснодарском крае, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республиках, Сахалинской и Самарской областях, а также в Республике Саха (Якутия), причем по самым различным специальностям, например - продавец, пекарь, менеджер, подсобный рабочий, электромонтажник по освещению, специалист отдела кадров, бухгалтер, кухонный рабочий, инженер, водитель и другие.
Конечно же, количество трудоустроенных гораздо больше, ведь нами регулярно, как уже было отмечено выше, проводится масштабная информационная кампания о возможности трудоустройства как по краю, так и за пределами региона проживания.
В настоящее время мы расширяем перечень регионов, с которыми будем работать по обмену трудовыми ресурсами, а также перечень отдельных работодателей, реализующих крупные ивестпроекты в регионах России. Во всех случаях мы тщательно подбираем наших партнеров, изучаем их репутацию, анализируем все предлагаемые условия, начиная от предоставления жилья до уровня заработных плат, потому как от этого зависят и дальнейшие отношения в коллективах, настроение работников и отношение граждан к предоставляемым нами услугам.
- Есть еще программы, о которых мы не поговорили, и которые положительно сказались на становлении трудовых отношений в регионе? И какие перспективные задачи и цели, направленные на решение вопросов безработицы, вы ставите перед собой на ближайшее будущее?
Работы предстоит еще много. Мы сейчас, можно сказать, на самом начальном этапе преобразований. Важно отметить, что сегодняшняя тема разговора постоянно находится в поле зрения Президента и Правительства России, а также Губернатора и Правительства края, потому что проблемы рынка труда, занятости населения и трудовых отношений в нашей стране - самые главные социальные проблемы, существующие в обществе.
Безусловно, за последнее время в крае удалось уменьшить объемы безработицы, вывести динамику занятости на условия, близкие к тому, что было до кризиса. Тем не менее, еще очень большое количество людей работы не имеет. Но самое главное, этими процессами нужно научиться грамотно управлять. Так что, расслабляться рано, и руководством страны поставлена новая задача о переходе, собственно, от антикризисных мер к долгосрочным и системным действиям для того, чтобы не потерять то, что было получено в результате очень сложной работы в активной фазе кризиса.
Необходимо сделать все, чтобы переоснастить предприятия, развивать высокотехнологичные производства, и этому вопросу в крае сейчас уделено особое внимание. Так как, именно на таких производствах и создаются, как правило, новые рабочие места, причем, высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые.
Следовательно, теперь в каждом из субъектов должны действовать внятные программы улучшения инвестклимата с конкретными мерами поддержки инвестпроектов, а стало быть, и программы по созданию рабочих мест. Именно их количество и качество будет являться одним из показателей деятельности регионов и эффективности власти в целом, региональной власти.
Особенность нового периода заключается и в необходимости переориентирования органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления на деятельность, отвечающую интересам края в соответствии с новыми стратегическими целями и поставленными задачами его социально-экономического развития, которые утверждены Стратегией социально-экономического развития края до 2020 года и на период до 2025 года и Программой социально-экономического развития края на 2010-2015 годы.
И прежде всего, это реализация основных ключевых направлений в социальной сфере, происходящих через формирование цивилизованного рынка труда в крае, который предусматривает:
- создание условий, способствующих повышению качества рабочей силы, в том числе через образовательные программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров и безработных граждан, поддержку трудоустройства и обеспечение стажировок молодежи;
- стимулирование создания новых рабочих мест, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса;
- создание условий для развития территориальной мобильности граждан через развитие трудовой миграции и возможность трудоустройства жителей края в других регионах Российской Федерации;
- создание и внедрение системы мониторинга и достоверного прогнозирования потребностей рынка труда края в обеспеченности квалифицированными кадрами.
Последний пункт видится чуть ли не одной из важных системных задач для достижения поставленной цели по формированию цивилизованного рынка труда и развитию кадрового потенциала в крае. А для ее реализации нужен именно системный подход и разработка комплекса мер, направленных на устранение целого ряда негативных явлений, свойственных современному рынку труда, которые мы сегодня обсудили.
Нам часто приходится слышать упреки от работодателей, что на рынке труда достойных кадров нет и работать не с кем. А основная проблема здесь в том, что граждане не информированы о свободных рабочих местах, сведения о которых зачастую просто не поступают в центры занятости. В этой связи, формирование банка вакансий является одной из наших приоритетных задач. Так, доля работодателей, заявивших текущую потребность в кадрах к общему количеству хозяйствующих субъектов (и это без учета индивидуальных предпринимателей) в 2010 году не превышала и 3,3 процента от их общего количества. Для исправления ситуации постановлением Правительства края от 1 ноября 2010 г. № 360-п был утвержден Порядок предоставления работодателями сведений о наличии вакансий в центры занятости населения, в котором также предусмотрена возможность предоставления этих сведений в электронном виде.
Проводим информационную кампанию. Полный перечень хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей края довели до центров занятости в целях организации работы по предупреждению работодателей о необходимости представления сведений о вакансиях и об участии в программах занятости. Отрабатываем посписочно, убеждаем осуществлять подбор кадров через службу занятости, в том числе с помощью современных технологий. Для удобства предоставления сведений, начиная с 2011 года, реализуем проект подключения организаций края к информационной системе «Электронный работодатель». Она позволяет предоставлять данные о вакантных местах в службу занятости, что называется, «не выходя из офиса».
Помимо этого, большое внимание уделяем развитию официального Интернет-портала, прежде всего как ресурса для информирования населения и работодателей о деятельности службы занятости. В настоящее время через «Личный кабинет» Интернет-портала, функционирующий с конца 2010 года, также обеспечена возможность подачи сведений о вакансиях в электронном виде. Только с начала этого года наш ресурс для получения различной рода информации посетили более 400 тысяч человек. Однако, следует отметить, что работодатели не очень активно используют предоставленные возможности.
Ключевое звено во всей этой системе - работодатель. Основная задача - вовлечь его в этот процесс, но как показывает опыт работы, зачастую организации не готовы, а часто и не желают этим заниматься. Но в будущее мы смотрим все-таки с оптимизмом. Благо, для этого есть все предпосылки: наполняемость банка вакансий постепенно улучшается. Так, концу 2011 года заявленная потребность организаций края в работниках составляла 11,2 тысячи человек. По состоянию на текущую дату в банке вакансий края более 29 тысяч вакансий. При этом и доля работодателей, предоставивших сведения о вакансиях в службу занятости увеличилась почти в три раза. Изменилась и структура заявленных вакансий. Если раньше их количество по рабочим профессиям и неквалифицированным видам труда составляло до 80 процентов от общего числа, то теперь такой показатель снизился до 60 процентов. Таким образом, работодатели стали больше заявлять потребность в кадрах на инженерно-технических работников и специалистов с высшим и средним образованием, что дало нам больше возможностей в трудоустройстве. Если в предыдущие периоды мы трудоустраивали не больше 35 процентов всех обращающихся в службу занятости, то теперь этот показатель возрос до 50 процентов.
Только совместными усилиями всех сторон процесса - органов власти, бизнеса и граждан можно решить все накопившиеся проблемы в обществе. Никакие наши успехи по выходу из кризиса не будут впечатляющими для наших граждан при отсутствии ключевых моментов: социальной стабильности, заключающейся в том, чтобы люди имели работу, нормальную заработную плату и перспективы сохранить эту работу, возможность создать для себя собственное дело или найти новую работу. Именно по этим показателям и будут судить об успехе нашего курса.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет