Вы здесь

СТАВРОПОЛЬСКИЕ ТАТАРЫ

04.09.2013
СТАВРОПОЛЬСКИЕ ТАТАРЫ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Недавно Ставропольстат составил характеристику национального состава населения и рейтинг наиболее многочисленных национальностей, проживающих на территории Ставропольского края. На первом месте - русские, их по итогам Всероссийской переписи 2010 года два миллиона 232,2 тысячи человек. А на 12-м месте - татары, чья численность составляет 11,8 тысячи человек. Они расселены по всему краю и компактно проживают лишь в трех селах Ипатовского района - Малом, Верхнем и Нижнем Барханчаках. Сегодня «Ведомости», продолжая проект «КАВКАЗ.РФ», расскажут о ставропольских татарах.
история
Прошлое Руси, тесно связанное с понятием «татаро-монгольское иго», в послед-нее время пересматривается учеными-историками в сторону вопроса: «А было ли оно, это иго?», в точности как: «А был ли мальчик?». Но то, что татары издревле живут бок о бок с русскими на всей огромной территории нашей страны, - неоспоримо. В начале XVIII века численность татар, проживающих в России, не превышала 500 тысяч человек. В конце XIX столетия их численность увеличилась пятикратно, а в XX веке произошло удвоение численности этой народности. Как повествуется в недавно вышедшем в свет научно-публицистическом издании «Атлас народов Ставрополья», татары относятся к половецко-кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской этнолингвистической семьи. Старотатарский литературный язык - «идель теркисе» - основан на кипчакско-булгарском (половецком) языке и вобрал в себя элементы центральноазиатских литературных языков. В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия ислама предками татар - волжско-камскими булгарами - татары пользовались арабской письменностью, с 1929 по 1939 год - латинской графикой, а с 1939 года они используют кириллицу с дополнительными знаками.
Традиционная религия татар - ислам суннитского толка. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживает 5 миллионов 310 тысяч 649 татар. Это второй по численности этнос России. Больше всего татар проживает в Приволжском федеральном округе - более четырех с половиной миллионов. Среднее Поволжье вообще является историческим местом проживания основной массы татар, известной как волжско-уральские или казанские татары. На этой территории располагалось когда-то Казанское ханство. Существует несколько теорий возникновения татар как этноса. Наибольшее распространение имеют три из них: булгаро-татарская, татаро-монгольская и тюрко-татарская. Первая складывалась в Среднем Поволжье и Приуралье с VIII века. Вторая теория своим ключевым моментом считает переселение в Восточную Европу кочевых татаро-монгольских племен. Смешавшись с кипчаками и приняв в период Золотой Орды ислам, эти племена создали основу татарского этноса, его культуры и государственности. В рамках же тюрко-татарской теории учитываются как булгаро-татарский, так и татаро-монгольский компоненты этногенеза современных татар.
ПО ВСЕЙ СТРАНЕ
Татарстан - второй регион России, где компактно проживает более двух миллионов татар, то есть около 53 процентов населения республики. В два раза меньше татар в Башкортостане - свыше одного миллиона человек. Дальше по убывающей идут: Ульяновская, Оренбургская области, Пермский край, Самарская область, Удмуртия, Пензенская, Саратовская области, Мордовия, Марий Эл, Чувашия. В Уральском федеральном округе (Челябинская, Свердловская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий автономный округ) татар насчитывается 635 с половиной тысяч. В Центральном округе - в Москве, Московской, Рязанской областях - живет 288 тысяч татар. В Сибирском округе - 252 с половиной тысячи. Татары, надо сказать, являются одними из наиболее древних обитателей этого региона, так как в западной части Сибирского федерального округа располагалось Сибирское ханство. Компактные группы татар проживают в Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской областях, а также в Красноярском крае. Дальневосточный округ облюбовали для проживания более 55 тысяч татар. Северо-Западный федеральный округ - около 85 тысяч человек, в том числе в Санкт-Петербурге - 35,6 тысячи татар.
И, наконец, юг России. В Астраханской области насчитывается 173 с половиной тысячи татар, в Волгоградской области - более 28 тысяч, в Ростовской области - почти 18 тысяч человек. А в Северо-Кавказском федеральном округе больше всего татар - как уже было сказано, 11 тысяч 795 человек - проживают на Ставрополье. Расселены они по всему краю, но компактно сосредоточены в трех селах Ипатовского района: Малом, Верхнем и Нижнем Барханчаках. Татары переселились сюда более двух веков назад, почти сразу после окончания очередной русско-турецкой войны и подписания Кючук-Кайнарджийского мира, определившего новые границы Российского государства. В 1788 году Указом Екатерины II татарские крестьяне, в основном выходцы из Казанской и Вятской губерний, были определены на место жительства в Предкавказье. Перемещение татар из Поволжья на Северный Кавказ облегчалось тем, что среди татарского населения России не было крепостного права, татары издавна принадлежали к категории государственных крестьян. Главным их занятием на Ставрополье всегда было скотоводство. И до сих пор многие жители сел и аулов, где большую часть населения составляют татары, продолжают разводить крупный и мелкий рогатый скот. Надо добавить, что с 1846 года в Ставрополе функционировала православная Духовная семинария, где, кроме обычных для этого учебного заведения предметов, преподавались осетинский, татарский и калмыцкий языки. Что говорит о внимании властей к народам, населявшим край. Не было препятствий и в развитии национальных культур.
ТРАДИЦИИ, СЕМЬЯ, КУЛЬТУРА, КУХНЯ
Основная масса татар всегда занималась земледелием, скотоводством, на Волге - рыболовством. Популярными были и различные кустарные ремесла. Вплоть до 50-х годов XX века в татарских деревнях, селах и аулах преобладали срубные четырехстенные дома, нередко крытые соломой, к которым примыкали легкие сени - ишек алды. Передняя - чистая половина (тур як) использовалась как гостиная и спальня, а задняя половина служила одновременно прихожей, кухней и столовой, где обычно располагалась хлебопекарная печь. В наше время большинство татарских домов отличается яркой раскраской наличников, фронтонов, обшитыми углами помещения, либо всего дома и ворот.
Общинные, семейные и родственные отношения татар почти до конца XIX столетия регулировались как народными обычаями (гадат), так и нормами брачно-семейного права или свода мусульманских законов (шариата). Что характерно, татары всегда и везде помогали родственникам и соседям. Ну а в татарском социуме чаще всего преобладает малая семья. Интересна многовековая культура этого этноса. В очень распространенном устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, песни, загадки, пословицы и поговорки. Музыка построена на пентатонике - звукоряде из пяти различных по высоте звуков. Типичные музыкальные инструменты - гармонь-тальянка, курай (тип флейты), скрипка, гусли и другие. В связи с тем, что важными частями традиционного татарского костюма являются камзол из цветного бархата, а также мужская тюбетейка и женская шапочка - калфак, расшитый жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью, - в среде татар широко развито прикладное, орнаментальное искусство. Это золотое шитье, красочная вышивка, ювелирное дело, резьба по камню, дереву, а также кожаная мозаика, которая так необходима сапожникам, шьющим традиционную татарскую обувь - кожаные ичиги и башмаки, нередко сшитые из цветной кожи.
Самый главный праздник татар - древний Сабантуй, или праздник плуга. В последние десятилетия Сабантуй отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Кульминация праздника - мэйдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе (керэш) и конные скачки. Обязательным атрибутом Сабантуя был сбор детьми крашеных яиц, которые являются важным элементом праздника для каждой хозяйки. Нельзя не рассказать и о национальной кухне татар. Основой питания всегда была мясо-молочная и растительная пища. Особенно любят татары супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепешки (кабартма), блины (коймак), бэлеш с разнообразной начинкой, чаще всего с кусочками мяса, смешанными с пшеном, рисом или картофелем. Из молочных продуктов это катык - кислое молоко, сметана, разновидности творога и айран. И, конечно, в каждом доме пьют чай.
ЧАСТЬ СТЕПНОГО ВАВИЛОНА
Сегодня татары живут не только в селах, аулах, но и в большинстве городов края, и наибольшую общественную активность проявляют жители Пятигорска, где недавно зарегистрирована организация «Татарская община города Пятигорска» и открыт Татарский культурный центр. Пятигорские татары помогают и в работе вновь созданного Духовного управления мусульман Ставропольского края, которое возглавляет Муфтий СК Мухаммад Хаджи Рахимов. Благодаря его деятельности в начале прошлого года ставропольские татары обрели утраченную связь с исторической родиной - Татарстаном. По приглашению Мухаммада Хаджи Рахимова жителей трех татарских сел Ставрополья - Малого, Верхнего и Нижнего Барханчака - посетили двое преподавателей Буинского медресе - Фагим Сулейманов и Ансар Мулюков. Они рассказывали потомкам переселенцев о вере их предков, которую жителям здешних аулов пришлось забыть во времена советской власти. Преподаватели из Татарстана не только прочитали барханчакцам цикл лекций по исламу, раздали буклеты о вредности наркомании, но и нашли и расчистили от мусора заброшенный источник. Теперь, как рассказал Мухаммад Хаджи Рахимов, в этих селах функционируют молельные комнаты и одна мечеть. А в октябре-ноябре нынешнего года сельчане опять ждут в гости преподавателей из Татарстана.
Интересно, что в память о живших на Ставрополье, и в частности в окрестностях краевого центра, предках нынешних татар сохранилось немало характерных названий лесов, скал, рек, сел, источников. Так, на южных склонах Ставропольского плато, изрезанного глубокими оврагами и балками, находится Татарский лес, название которого происходит от реки и селения Татарка. Как пишет ставропольский краевед Гниловской, в былые времена на этой территории жили тюркские народы. А потом русские, заселившие Ставропольские высоты несколько позже, не вдаваясь в их национальные различия, назвали всех «татарами». С севера к границам села Татарка примыкает самый крупный на Северном Кавказе археологический и природный заповедник «Татарское городище». Первым, кто исследовал этот уникальный культурный памятник, был основатель Ставропольского краеведческого музея Григорий Прозрителев. В 1992 году городище получило статус «заповедной зоны», а чуть позже Указом Президента России объявлено памятником федерального значения. Сейчас «Татарское городище» (на фото) находится в ведении Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве, и здесь научными сотрудниками музея ведется постоянная исследовательская работа.
Живописно окружают село Татарка с северной стороны и Татарские скалы, которые являются природным памятником краевого значения. Обрыв скалы достигает 350 метров, а в высоту - 10 метров. Среди реликтового леса находится и чудотворный Татарский источник, берущий свое начало из-под сарматской плиты известняка-ракушечника. В настоящее время около родника находится комплекс монастырского скита - храм, часовня и купальня. Но и это не все. В самом Ставрополе есть речка и район с одним названием - Мамайка. Проходил ли здесь когда-то хан Мамай со своей ордой или не проходил, не столь важно. Главное, что об этой легендарной личности нам напоминают исторические названия, которые есть в нашем крае.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)