Вы здесь

Большие штрафы обезопасят движение

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

С несоблюдением правил технического соответствия транспорта власти борются уже давно, но, нужно признать, не всегда успешно. Штрафовали водителей, предпринимателей, и вот, наконец, законотворцы решили взглянуть в корень проблемы. Теперь, согласно Федеральному закону от 12 марта 2014 года «О внесении изменения в статью 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», за техническое состояние транспорта большой суммой из личного кармана будет отвечать тот, кто выпустил на линию неисправную машину. Одним словом, новый закон должен заставить работать механиков, проводящих техосмотр машин перед выездом на линию. А направлен он как на уменьшение аварийности дорожного движения в общем, так и на безопасность пассажиров общественного транспорта в частности.
Сама поправка к закону довольно небольшая, но на нерадивых сотрудниках автотранспортных предприятий отразится достаточно жестко. До настоящего момента штраф за выпуск на линию машин с неисправностями или с измененной конструкцией составлял максимум тысячу рублей. Но теперь эта сумма увеличена в разы и в зависимости от тяжести «преступления» варьирует от пяти до восьми тысяч рублей.
В том, что подобная поправка своевременна и необходима, сомневаться не приходится. Достаточно несколько дней попользоваться общественным транспортом, и станет очевидно, что, помимо явного перегруза, подвергающего жизнь пассажира опасности, существуют и другие, не менее грубые нарушения. Наверняка многие замечали, что некоторые внешне стандартные маршрутки имеют весьма необычную индивидуальную внутреннюю планировку. И если в таком своеобразном транспорте вы посчитаете количество посадочных мест, то, скорее всего, оно будет увеличено. Для чего это делается, догадаться не сложно - ни один инспектор на дороге с первого взгляда не определит, что в маршрутке есть лишние люди, ведь пассажиров ровно столько, сколько мест.
А вот к чему могут привести подобные перепланировки, даже подумать страшно. Особенно если они делаются в частной мастерской, обустроенной в каком-нибудь гараже, а занимается реконструкцией человек без должного образования и разрешения, просто потому, что он мужчина, и значит, априори - мастер. Кроме того, не должны выезжать на маршрут машины с плохо закрывающимися или заклинивающими дверями. Это также нарушение, причем с учетом того, что в ставропольском транспорте больше стоячих мест, чем сидячих, оно приобретает устрашающие подробности. Не являются показателем безопасности возгорающиеся газовые баллоны в автобусах и перегораживающие проезжую часть, искрящиеся, как новогодний фейерверк, троллейбусы.
Впрочем, каждый, кто занимается коммерческими перевозками, и без новой поправки обязан был проводить технический осмотр автомобилей и предрейсовый осмотр водителей перед выпуском их на линию. Но даже на серьезных транспортных предприятиях с большим автопарком эта обязанность превращается в формальность. А отследить техсоответствие частного транспорта можно только во время специальных рейдов. Масштабная проверка, проведенная по всей стране, показала, что часто на линию отправляется транспорт, который явно не проходил техосмотр, иначе объяснить столь очевидные дефекты в их состоянии просто невозможно.
Несколько лет назад уже принималась поправка, в соответствии с которой ужесточалось наказание для водителей, занимающихся пассажирскими перевозками. С тех пор прошло пять лет, и сегодня мы можем оценить силу закона на личном опыте, не прибегая к статистическим изысканиям. Так, в февральском номере «Ведомости» публиковали материал о нервном водителе, в котором рассказали, к чему может привести ситуация с неисправнной дверью. Если незакрывающиеся двери угрожают преждевременным выходом на повороте, то заклинивающие грозят потерей времени, невосстанавливаемых нервных клеток или даже потасовкой. Как утверждают некоторые эксперты, все ужесточения, внесенные предыдущей поправкой, фактически переложили всю ответственность с автотранспортных предприятий на плечи водителей по найму. Хотя никто не отменял личной ответственности. Если водитель садится за руль машины, у которой не закрываются двери, не заводится мотор, топорно переделан салон, можно ли в полной мере назвать его невиновным?
Это же ужесточение коснется и другого, довольно частого явления на дорогах края. Как только начинается сезон уборки, на трассах выстраиваются многокилометровые пробки, движущиеся со скоростью 10-20 км/ч. А начало они берут с грузовых машин с приваренными бортами и явным перегрузом. Помимо пробки, такие машины портят дорожное покрытие. Кроме того, у машины меняется центр тяжести и могут неправильно сработать тормоза. И лучше не думать, что произойдет в случае отказа двигателя, который тоже не всесильный маг и способен тянуть нагрузку, определенную заводом-изготовителем, а не частным мастером. Это также считается внесением изменений в конструкцию, а следовательно, повлечет соответственное наказание.
Однако изменение в конструкции - это еще не вся проблема. Зачастую аварийные ситуации на дороге создает устаревший транспорт. По скромным подсчетам, в России почти 62 процента грузового и 45 процентов автобусного парка старше 10 лет. Более 50 процентов автобусов муниципальных парков устарели настолько, что подлежат списанию. При проведении последних рейдов ставропольские сотрудники ГАИ выявили 232 автобуса с техническими неисправностями. По данным статистики, аварии с грузовиками и автобусами, когда их выпустили на линию в неисправном состоянии или без осмотра вовсе, составляют примерно 20 процентов. Несколько лет назад их было не больше 3-4 процентов. Но заменить такое количество автопарка сразу невозможно. Поэтому-то и предлагается всеми возможными способами сделать старый транспорт хотя бы безопасней. Для чего, собственно, водителей и владельцев и просят в обязательном порядке проходить техосмотр, и не просто для галочки, поставленной по старой дружбе.
Основной проблемой, увиденной экспертами, стал тот факт, что штрафы, которые налагаются на частных лиц, в несколько раз ниже, чем штрафы, которые накладываются на юридических лиц. Именно поэтому, желая сэкономить время и деньги, частные предприниматели-автоперевозчики избегают таких проблем, как обязательный контроль за машинами перед выпуском на линию. Новым законом чиновники стремятся уравнять ответственность автотранспортных предприятий и частных предпринимателей.
Поможет ли этот шаг сократить количество аварийных перевозчиков на дорогах? Будем надеяться, что да. Ну а пока правительство приводит в порядок автопарк, не мешало бы запомнить элементарные правила безопасности, в случае если вам довелось стать пассажиром неблагонадежного транспортного средства.
Как правило, маршрутные автобусы оборудованы по одному принципу: первый ряд сидений обращен спиной к дороге. Именно эти места считаются самыми безопасными. При резком торможении или столкновении пассажир не вылетит из него, у него есть довольно жесткая опора сзади. Правда, пассажиры, сидящие перед ним, вполне могут причинить ему довольно серьезные травмы. Кстати, одними из самых аварийных считаются именно эти места, так полюбившиеся народу. Не все маршрутки оборудуются ремнями безопасности, поэтому пассажир при резкой остановке просто вылетит из кресла. Если учесть, что он находится примерно в середине салона, а перед ним два метра свободного пространства, то такой полет может обернуться тяжелейшими увечьями.
Самое опасное место - одиноко стоящее возле входной двери. Во-первых, при столкновении полет пассажира, вылетевшего из этого кресла, не самортизируют даже сидящие напротив, ибо их там нет. Зачастую перед этим креслом ставят металлический поручень. Но в аварии этот, скорее, дизайнерский элемент только усугубит травмы. Во-вторых, правая сторона, как правило, чаще всего попадает под удар. У водителя срабатывает рефлекс самосохранения, и он автоматически уводит свое сидение от удара, подставляя, соответственно, бока.
Надо сказать, что в современных микроавтобусах все места оборудованы ремнями безопасности, которыми не стоит пренебрегать, особенно если вы едете на междугородном автобусе. И задача водителя - заставить всех пассажиров пристегнуться. В «газелях» ремни безопасности предусмотрены только на передних сиденьях рядом с водителем. Хотя, вопреки всем предписаниям, пользуются ими крайне редко. Впрочем, иногда пассажиры не пристегиваются потому, что водитель заклинивает ремень для собственного удобства и в ущерб безопасности.
Пожалуй, проблема аварийности из-за технической неисправности - это один из немногих случаев, когда пассажир не по своей воле становится самым слабым и незащищенным звеном. Если можно не садиться в транспорт без мест, то не садиться в старый транспорт невозможно. Никто не даст гарантии, что следующий автобус будет в лучшем состоянии. Увеличит ли высокий штраф степень ответственности, покажет время. Но, возможно, хотя бы на первых порах этой проблемой снова займутся вплотную. А это значит, что хотя бы часть машин, берущих на свой борт за один день сотни и тысячи жизней, будет приведена в порядок.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет