Вы здесь

«ГРЕЧИШКИНСКАЯ ВЕСНА»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Большой выставкой работ российских художников завершился II Открытый фестиваль пленэрной живописи на Ставрополье «Гречишкинская весна». Всего в экспозиции, развернутой в Ставропольской «Картинной галерее пейзажей П.М. Гречишкина», можно увидеть сейчас 98 живописных полотен.
Еще в 2000 году группа художников из Ставропольского края и Карачаево-Черкесской Республики создала творческое объединение художников юга России «Колесо». Это и стало началом пленэрного движения в регионе, которое в память об известном пейзажисте, заслуженном художнике России Павле Моисеевиче Гречишкине организовало в 2013 году фестиваль «Гречишкинская весна». В его оргкомитет под председательством члена-корреспондента Российской академии художеств (РАХ), скульптора Георгия Мясникова вошли представители министерства культуры Ставропольского края, Южного регионального отделения РАХ, Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве («Картинная галерея пейзажей П.М. Гречишкина» является его отделом), администрации МО Татарского сельсовета, объединения художников юга России «Колесо».
В прошлом году 12-дневный фестиваль проходил в основном в селе Татарка - на родине Павла Моисеевича. Его имя известно любителям живописи по всему миру, а ставропольцы благодарны художнику-фронтовику Гречишкину за бесценный подарок городу - около 500 его картин и этюдов красуется на стенах картинной галереи на улице Морозова. Форум пейзажистов, в котором принимали участие известные живописцы и художники-любители, взрослые и дети, студенты вузов и учащиеся художественных школ, завершился большой отчетной выставкой (108 работ), которая прошла сначала в Картинной галерее пейзажей П.М. Гречишкина, потом в Ростове, а затем в одном из Выставочных залов РАХ в Москве.
Нынешний Гречишкинский открытый фестиваль пленэрной живописи на Ставрополье приурочен к 200-летию со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. А так как его имя неразрывно связано с Северным Кавказом, и особенно с Пятигорском, то и основной темой пленэра стали лермонтовские места города-курорта. Как рассказала заведующая отделом «Картинная галерея пейзажей П.М. Гречишкина», член оргкомитета фестиваля, искусствовед Таисия Авдеева, самое главное, что фестивальный проект продолжает свою творческую жизнь. В этот раз приехало меньше пейзажистов из Карачаево-Черкесии (некоторые приболели), зато приняло участие больше художников из Чечни и Москвы. Работать на пленэре в городском пространстве - задача не из легких: отвлекают жители Пятигорска, любопытная детвора, отдыхающие. Да и по условиям фестиваля времени на создание произведений в этом году было вдвое меньше - вместо десяти дней всего пять. Но результаты порадовали и самих художников, и зрителей. Итоговая выставка, открывшаяся в галерее Гречишкина в День края, получилась очень цельной, грамотно выстроенной. Чувствуется, что пейзажи написаны с большим удовольствием. И традиционно одну-две работы каждый участник фестиваля подарит Ставропольскому государственному музею-заповеднику имени Г. Прозрителева и Г. Праве.
На открытие выставки, которая несколько позже будет экспонироваться в Выставочном зале Международной ассоциации Союза художников России (одной из площадок РАХ в Москве), пришли многие прошлогодние участники фестиваля, которые тоже считают себя представителями пленэрного движения на Ставрополье. И интересно было наблюдать за их реакцией на произведения коллег. Ведь тема-то была одна, а вот ее воплощение - чрезвычайно разнообразным. Та же цветущая сирень в Татарке выглядела на полотнах то яркой, насыщенной, то в романтической дымке или в виде натюрморта. А домик Лермонтова, Провал, Эолова арфа, Пироговские ванны, старинные дома на улице Теплосерной, Цветник, горы Бештау и Машук выглядели совсем иначе на картинах ставропольцев Олега Калайтанова, Натальи Литосовой, Елены Серовой, Анатолия Соловцева, Александра Рубца, Анатолия Какалова, а также москвича Михаила Пилюгина, ростовчанки Ларисы Ушаковой, Светланы Кукуевой из Новороссийска, Евгения Лимарева из Рыбинска, двух мастеров из Чеченской Республики - Магомеда Закриева и Элиты Дадакаевой. Интересно и то, что начатая в прошлом году скульптура (примерно в 80-90 см) Гречишкина, к макету которой приложили руку все участники I фестиваля, была в этом году завершена Георгием Мясниковым, вылита из бронзы и стала символом «Гречишкинской весны».
И еще одно приятное известие из Москвы, которое также связано с именем Павла Моисеевича Гречишкина. Историко-краеведческий музей села Татарка - филиал Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве с проектом «Греч-land и Я» (5D) стал финалистом Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» в номинации «Культпоход». Из 2470 проектов по всей России во второй этап конкурса прошло 290. В интерактивную программу татарских музейщиков вошли: слайд-шоу о знаменитом земляке-пейзажисте, квест «Король Bellevue», поиск по JPS-навигатору тех мест, где Павел Моисеевич писал свои пейзажи. А еще ученики 5-7-х классов общеобразовательных школ Шпаковского района испытают себя в творчестве, разместив на сайте визит-центра музея свои пленэрные работы и фотографии. Лучшие из них будут представлены на выставке. История продолжается...
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет