Вы здесь

Воспитание и труд пора в школу вернуть

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Возвращаюсь вчера домой и вижу у своего подъезда такую картину: на ступеньках перед входной дверью валяется куча упаковок от мороженого. Тут же стоят три девочки, всем им где-то лет по восемь, и едят мороженое. Я возмутилась: «Надо же какое безобразие, кто-то намусорил». Барышни смутились, по ним было видно, что это их рук дело. Тогда я сказала: «Девочки, если это вы насорили, уберите за собой». Две барышни начали собирать бумажки, а третья демонстративно посмотрела на меня и заявила: «Я не обязана»». Эту историю рассказала мне на днях коллега.
А мне вспомнились две другие, о которых я также услышала в последние дни.
В первом случае нашим знакомым пришлось разыскивать взрослого сына, здорового двадцатилетнего дитятку. Живет он отдельно от родителей и вдруг перестал отвечать на звонки, не было его и дома. Не объявлялся парень пять дней. Родные обзвонили всех знакомых, больницы, морги. И лишь после звонка в райотдел, неразумное чадо нашлось. Оказалось, что все это время оно просто пьянствовало в компании знакомых.
А еще один довольно-таки молодой человек взял в кредит машину, надо полагать, не совсем дешевую, потому что он ежемесячно должен платить по 14 тысяч рублей. Машина это, конечно, неплохо. Но сам владелец транспортного средства бросил работать, и платить по долгам приходится его пожилой маме, которая всю жизнь души в нем не чаяла и работала как каторжная ради сына.
Спросите, какая связь между этими историями. А самая непосредственная. Связывает их одно - пробелы, допущенные в воспитании и нынешних, и вчерашних детей.
Не хочется развешивать ярлыки и кого-то обвинять. Но лично мне непонятно, почему убирать за собой - это стыдно, а мусорить - нормально? И немного ли наши дети знают о том, что они обязаны делать, а что нет? Почему вообще у нас в обществе сложилось подобное отношение к труду? Кстати, те два товарища, о которых я рассказывала выше, тоже особо не перенапрягались в жизни, не было у них никаких обязанностей по дому, не должны они были и помогать родителям. Те же были обязаны их кормить, одевать, обувать, содержать, и так остается по сей день.
К слову о правах и обязанностях. «Я работаю в одной из школ края. Так вот что поражает. Питаются в столовой 90 процентов детей. К приходу их повара должны не просто приготовить еду, вкусную и полезную, но и накрыть на столы. А после на столах остаются грязные тарелки и кружки, все вокруг усыпано крошками - убирать за собой у нас школьники не должны, это дело обслуживающего персонала», - возмущалась как-то мама моей подруги.
Хотя чему тут удивляться. Школьники сегодня много чего не обязаны, в том числе и убирать классы. За них это делают уборщицы, труд которых подрастающее поколение совсем не уважает. Да и правда, чего ради? Вот юристы, менеджеры, управленцы, экономисты - это круто. А человек труда - чем тут гордиться. Кого мы растим, если у нас такое отношение к этому вопросу, на что надеемся и какое будущее в таком случае ждет нашу страну?
«Дети не виноваты. Это жизнь такая», - скажете вы. И, наверное, в чем-то будете правы. Какой пример видит подрастающее поколение на экранах телевизоров. Сюжеты или фильмы об интересных людях - представителях тех или иных профессий, трудовых династиях, нелегких трудовых буднях сейчас, как говорят, не в тренде. Зато эфир заполонили герои или героини, сражающиеся с мировым злом всех мастей и расцветок, этакие супермены, чародеи, которым совершенно не до бытовых проблем.
Да и, правда, зачем? Щелкнешь пальцами, а то крикнешь: «Лунная призма, дай мне силы!», и все решится само собой. Мама или бабушка поразоряются, но возьмут в руки тряпку и пылесос.
Сходным образом обстоит дело и с современной литературой. Полки в книжных магазинах и Интернет-библиотеки заполонили «шедевры» про людей, попадающих в иные миры, у которых внезапно прорезаются способности к магии, и романчики, для главных героинь которых в обязательном порядке находится кандидаты в мужья с туго набитым кошельком: миллиардеры, банкиры, на худой конец, просто принцы. Ну а труд - так не до него как-то.
Есть и другие пробелы, касающиеся вопросов воспитания. А потому мы решили посмотреть, как на этот вопрос смотрели в стране раньше и какие подходы к решению проблемы существуют сейчас.
Старое не значит неактуальное
Проблеме воспитания детей посвятили свою жизнь и труды замечательные педагоги прошлого: Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский.
Ушинский считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. По его мнению, именно он является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека. При этом воспитывать человека нужно не для счастья, а приготовлять к труду жизни, воспитание должно развить в нем любовь и привычку к труду. При этом педагог придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчеркивал большое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах).
Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему являлись основой педагогической деятельности Макаренко. Большая заслуга Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. При этом важнейшим качеством советского человека, по его мнению, являлось умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Макаренко говорил, что правильное коммунистическое воспитание не может быть нетрудовым. «Наше государство - это государство трудящихся. В нашей Конституции написано: «Кто не работает, тот не ест». И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности советского человека. Тот, кто не имеет привычки к труду, не знает, что такое трудовое усилие, кто боится «трудового пота», тот не может видеть в труде источник творчества». Поэтому Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. В учреждениях, которыми руководил педагог, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду. «Участие в коллективном труде, - говорил А.С. Макаренко, - позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Труд педагог считал основой всего мудрого и прекрасного на земле. Он говорил: «Подлинное воспитание немыслимо без жизни в мире труда. Труд лежит в основе и нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания. В своих книгах Василий Александрович приводил примеры того, как коллектив и труд на глазах меняли его воспитанников, делая из ленивых - усердных, из равнодушных - желающих помочь и позаботиться. Из этого следовал вывод: коллективный труд способствует формированию в ребенке стремления больше думать о других, а не о себе, развивает у детей благородные человеческие качества: трудолюбие, щедрость, благодарность, ответственность, учит уважать чужую работу. К тому же педагог отметил, что коллективный труд на полях и виноградниках сплачивает ребят, благодаря чему умственная работа в школе также становится для них более комфортной и эффективной.
К слову сказать, многие современные педагоги и воспитатели сходятся на том, что пример прекрасного опыта советской педагогики, проверенного десятилетиями, заслуживает предельного внимания в наше время.
Что есть в арсенале у нынешних педагогов?
Мысль о том, что в школе следует больше внимания уделять вопросам воспитания подрастающего поколения, звучит сегодня все чаще. Поднимают ее на всех уровнях. Неоднократно говорили об этом и на традиционном августовском педсовете, который прошел недавно в Ставрополе.
Я решила уточнить, чем руководствуются в своей работе современные педагоги. Ответили на этот вопрос мне в Министерстве образования и молодежной политики края.
Оказалось, что основных нормативных документов как минимум три: «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», вступивший в силу с прошлого года закон «Об образовании в РФ» и «Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях».
Впрочем, как сказано в национальной стратегии, формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение, и разработка общенациональной стратегии развития воспитания как основы реализации государственной политики в стране еще только предстоят.
Хотя ответы на многие вопросы уже сейчас дает «Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях». А потому остановимся на ней поподробнее.
После 90-х годов в течение довольно продолжительного времени вопреки логике считалось, что образовательные учреждения не должны заниматься воспитательной работой. В органах управления образованием, от федерального до муниципального уровней, были ликвидированы воспитательные отделы. В итоге в умы молодежи стали вколачивать все, что заблагорассудится. К чему мы в итоге пришли, всем известно.
Сегодня признается, что воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации. О важности подготовки программы развития воспитательной компоненты в школах говорил в свое время в Послании Федеральному Собранию и Президент Российской Федерации Владимир Путин.
В целях укрепления и развития воспитательного потенциала в стране на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования Минобрнауки разработало и опубликовало Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, в которой учтены предложения, поступившие из регионов от общественных организаций и представителей профессионального сообщества.
Согласно Программе воспитательная компонента становится самостоятельным направлением в работе учителей, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности» и т.д.
«Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач», - говорится в документе.
Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях. Подчеркивается, что общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодежи.
Программой определены направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений. Среди них гражданско-патриотическое воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека, ценностных представлений, в том числе о любви к Родине, развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве. Еще одно направление - нравственное и духовное воспитание, в том числе формирование у обучающихся представлений о морали, об основных понятиях этики (добре и зле, истине и лжи, смысле и ценности жизни, достоинстве, любви, нравственной ответственности личности). Отдельное направление - воспитание положительного отношения к труду и творчеству, в том числе уважения к человеку труда, понимания ценности труда и т.д. Среди других направлений, по которым также будет вестись работа, - интеллектуальное воспитание, здоровьесберегающее, социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое, экологическое, правовое воспитание и культура безопасности, воспитание семейных ценностей, формирование коммуникативной культуры.
В результате реализации программы предполагается создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, закрепление в содержании образования таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность и т.п. Сроки реализации Программы - 2013-2020 годы.
На то, что все это будет реализовано, может, надежда у нас и есть. Вопрос только в том, когда педагоги при нынешней своей загруженности будут этим заниматься.
Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет