Вы здесь

На языке пока - только вкус обещаний

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Грустное впечатление осталось у меня после заседания «круглого стола» в краевой Думе, посвященного актуальным вопросам и проблемам по импортозамещению продовольствия. Участников было почти 50 человек. Кроме депутатов и представителей краевого правительства в лице двух зампредов, руководства минсельхоза и комитета по пищевой, перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, прибыли представители предприятий и фермеры. Те, кто занимается непосредственно производством на полях, фермах и в цехах, жаловались и просили денег, чиновники ссылались на объективные трудности, утешали и обещали господдержку из федерального центра. Депутаты делились далеко не позитивными личными наблюдениями и впечатлениями, накопленными в ходе командировок по краю.
Проводивший «круглый стол» председатель аграрного комитета Думы Иван Богачев сообщил, что сегодня более трети продовольственного рынка России формируется за счет импорта. Особенно сильно нарушен баланс в обеспечении населения продуктами животноводства. В нашем крае потребность в говядине, молоке и фруктах значительно превышает их реальное производство. По словам И. Богачева, край производит 51 процент говядины, 76 процентов молока от потребности населения. А плодов при потребности в 220 тысяч тонн - всего 140 тысяч тонн.
Т.е. надо честно признать, что как бы ни надували щеки наши кураторы сельскохозяйственной отрасли, рапортуя об успехах, в избытке мы производим только зерно и лук, первое реализуем, в том числе и за рубеж, а лук - преимущественно северянам. И это пока что единственный полновесный ответ на эмбарго. Мясо птицы, которого по официальным отчетам мы производим тоже больше, чем потребляет край, на Ставрополье сразу после введения эмбарго взлетело в ценах почти на треть. Хотя очевидно, что избыток чего-то должен, наоборот, способствовать снижению цены. При этом нельзя сказать, что мы сидим также плотно на импортной игле, как промышленные центры страны или города-миллионники. В значительной степени нас кормят другие регионы России, при этом зачастую не имеющие таких же благоприятных условий для развития аграрного сектора, как Ставрополье.
Оплошали наши петухи
Мы уже давно едим чужую яичницу. В наших магазинах - яйца из Мордовии, Белгородской, Ростовской и Иркутской областей. Местные можно найти разве что на рынках у частников, где ими активно торгуют хозяева личных подворий из Светлограда и станицы Темнолесской. Так что же? Оплошали наши петухи? Вспомним, как в конце 80-х Ставрополье вышло на первое место в стране по производству яиц. Край снабжал ими, а также мясом бройлеров и десятками полуфабрикатов из него не только свое население, но и Москву, другие регионы. Ставропольское бройлерное объединение, имевшее статус «народного», успешно развалили. Правда, чиновники продолжали рапортовать, что птицеводство у нас развивается.
О резко подорожавших полуфабрикатах из мяса цыпленка-бройлера, производимого в крае, уже сказано. Что касается яиц, то сегодня Ставрополье по их производству уступает не только соседям краснодарцам и ростовчанам, с которыми десятилетиями соревновалось, но и Ленинградской, Тюменской областям - северянам, где и зерна не выращивают, чтобы курочке поклевать, и холодно, не в пример нашему югу, т.е. затраты на отапливание курятников должны быть выше. По словам руководителя предприятия «Птицефабрика Кумская» Ивана Долгова, сегодня край обеспечивает себя яйцом местного производства всего лишь на четверть, но даже это производство сокращается. Птицеводы говорят: невыгодный бизнес, рентабельность всего 0,2 процента. На Ставрополье негде купить шрот подсолнечника, хотя все поля летом в золотых шляпках этой культуры. Этот корм для несушек закупают в Краснодарском крае. Еще одна проблема - дорогая электроэнергия. Она у нас дороже не только, чем у соседей, в республиках, но, по словам предпринимателей, дороже, чем на холодном Урале. Хотя Ставрополье - край энергоизбыточный. Кормовые добавки птицеводы вынуждены завозить из Москвы, а инкубационный материал - из Германии и Голландии. Вот и едим мы яйца сомнительной свежести, учитывая, что везут их зачастую с другого конца страны.
Детали и главное
Коммерческий директор группы компаний, производящих хлебопекарную и кондитерскую продукцию, сообщила, что 70 процентов импортных ингредиентов они сумели заменить на отечественные. Но при этом пожаловалась, что сахар при имеющемся в крае заводе вынуждены покупать через Москву по лимитам, так как единственный на Ставрополье, успешно работающий завод не принадлежит краю. Что касается расширения производства, то решили было хлебопеки это сделать, но цена за подключение новых мощностей по газу исчисляется полутора десятками миллионов рублей. Сегодня выручает то, что много оборудования работает на электричестве, однако здесь цены тоже заоблачные, что ложится на себестоимость продукции. А чем выше себестоимость, тем соответственно выше оптовая и розничная цена. Т.е. та цена, которую мы заплатим из своего кошелька. Смелую женщину, рискнувшую сказать откровенно о наболевшем, одернули, мы, мол, тут собрались поговорить о главном, глобальном, а вы - о частностях. Но разве не из таких «частностей» и складывается отставание края по ряду позиций продовольственной программы?
Ох, правы японцы!
Не знаю, анекдот это или быль, но говорят, что у японцев, приезжавших с визитом в СССР, спросили, что более всего удивило их? Они ответили, что уникальная система снабжения, когда все товары завозятся в Москву, а население само развозит их по стране. Сегодня край через Москву покупает не только сахар, но и удобрения, хотя производство их - на нашей земле. Кстати, депутат Айдын Ширинов добавил, что многие промышленные потребители завозят сахар из Краснодарского края, где свои сахарные заводы. У нас много лет говорили о необходимости построить два, так как свеклы для переработки достаточно, но не построили ни одного. Сюда можно добавить и налоги, которые наши знаменитые крупные предприятия вывели в головные фирмы, в ту же Москву или Подмосковье, а край с протянутой рукой опять в попрошайках у федеральных властей.
Вина есть - лицензий нет
По привычке мы называем Ставрополье краем виноградарства и виноделия. Если иметь в виду, что наш Прасковейский винзавод имеет магазины и в самой Первопрестольной, а не только в крае, гордость оправдана. Но, по словам директора государственного учреждения «Ставропольвиноградпром» Сергея Лысенко, пробиваться на торговые прилавки нашим винам очень непросто. Курсавский винзавод четыре года бился, чтобы получить лицензию. Четвертый год пытается получить лицензию на розлив знаменитое предприятие «Вина Маджарии». Это левокумские вина, которые ценились еще в царские времена. Лицензирование за пределами края. И, возможно, есть какие-то препоны, в том числе и со стороны других производителей, не желающих плодить конкурентов. Вот и вынуждены наши виноделы отправлять свой замечательный виноматериал как исходное сырье для других производителей.
Обижаются виноделы и на то, что до сих пор не приняты обещанные поправки в Федеральный закон о преференциях производителям винограда и вина. Но эта претензия должна быть адресована не краевым депутатам, а федеральным. К сожалению, ни одного из них на этом «круглом столе» не было. Они ведь тоже не деталями занимаются, а глобальными проблемами. Пока что ни о каких реализованных законодательных инициативах наших федеральных парламентариев, которые конкретно помогли бы аграрному комплексу Ставрополья, неизвестно.
В сети не можем пройти по параметрам
На «круглом столе» снова был поднят вопрос, что наших производителей, в первую очередь овощей и фруктов, не пускают в крупные торговые сети. Однако, по словам Галины Миронычевой - руководителя краевого комитета по переработке, торговле и лицензированию, эти «сети» в общем числе торговых предприятий края составляют всего 12 процентов. Остальная торговля имеет нашу ставропольскую прописку. Почему же на этих прилавках мы не видим местные фрукты и овощи? «Цены у наших сельхозпроизводителей неконкурентны», - заметила Миронычева. «Маловато производим овощей и плодов. Крайпотребсоюз уже вынужден в некоторые села завозить отдельные виды этой продукции», - честно признал председатель Думы Юрий Белый. Он поделился своими впечатлениями от недавней ярмарки выходного дня. «Самая большая очередь была за свежей рыбой. Карп - 100 рублей за килограмм, белый амур - 80. Цена устраивала. За полтора часа распродали три машины. И люди бы еще покупали. У нас, что рыбы не хватает? С другой стороны на ярмарке продавался местный картофель по 18-20 рублей за килограмм. А в том же «Магните» - он по 11 рублей и лучшего качества. Куда пойдет покупатель? Надо развивать производство овощей и плодов, а все ударились в пшеницу. Сегодня Москва готова предоставить нам торговые площади, но нечего везти». Вот такое откровенное и грустное признание.
Заместитель председателя краевого правительства Николай Великдань заметил, что «мы привыкли делать километры и тонны», а торговля хочет брать продукцию стандартную и хорошего товарного вида, при этом с ритмичными поставками в течение года, поэтому она работает с большими и надежными сетями. Он снова подчеркнул, что необходимо возрождать на селе кооперацию. Торгово-закупочные кооперативы могли бы осуществлять сезонные закупки выращенного урожая и направлять в торговлю и на переработку. Как это было в советское время. Но с переработкой тоже проблемы. В крае осталось всего два консервных завода. Т.е. это направление тоже нужно развивать, и на это тоже нужны немалые средства.
Сегодня производством плодов и овощей, а также мяса кроликов, птицы начали активно заниматься частный сектор и фермеры. Но если частник свои малые объемы везет на рынки, то фермеру нужен гарантированный сбыт. Александр Портнов - руководитель фермерского хозяйства из Изобильненского района считает, что необходимы кооперативы, объединяющие фермеров. «Нужно увеличивать мощности хранения, фасовки». Его хозяйство, производящее овощи, возит продукцию в Лермонтовский и Славянский распределительные центры. А такие центры желательны в каждом районе. По мнению Портнова, нужно объединять в одних кооперативах производителей овощей открытого и закрытого грунта (тепличных), чтобы обеспечивать бесперебойное снабжение потребителей.
О препонах на пути производителей овощей , говорил и директор некоммерческого партнерства овощеводов края Владимир Целовальников. По его словам, затраты на выращивание зерновых на одном гектаре не превышают 20 тысяч рублей, а затраты на выращивание овощей на той же площади доходят до 80 тысяч рублей. При этом рентабельность зерна - 50-80 процентов, а овощей - 8-10. Погектарное субсидирование, введенное Минсельхозом РФ независимо от выращиваемой культуры и затрат, никак не стимулирует сельхозпредприятия к выращиванию овощей. Овощеводы ставят вопрос о дифференцированном субсидировании. Но поставить вопрос - еще не значит его решить.
Вместо развития продовольствия развивали класс чиновников
В ходе дискуссии ее участники неоднократно обращались к теме наращивания площадей хранения и переработки. Минсельхоз России в число приоритетных направлений включил решение этой проблемы, обещая увеличить финансирование. Но Ставрополье может оказаться без этой господдержки, так как регламентом финансирования она предусматривается через региональные минсельхозы. А Ставрополье - единственный регион в стране, где эти вопросы находятся в ведении комитета по пищевой, перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. В последние годы сменяющие друг друга правители края только и делали, что соединяли-разъединяли министерства и ведомства, создавали новые и упраздняли. В то время как другие регионы наращивали производство, у нас тасовали чиновников туда-сюда.
Садоводы жаловались на невозможность получить кредиты в банке под развитие садов, на острый дефицит саженцев, так как отечественное питомниководство развито плохо. А только ставропольским садоводам нужно 700 тысяч саженцев плодовых деревьев. Импортные не годятся, так как «привозят» с собой неспецифические для края болезни. Короче садоводы тоже настаивают на более ощутимой господдержке.
А вот молочники в лице руководителя ООО «Управляющая компания «МилкГрупп», объединяющего два молзавода - Буденновский и Зеленокумский и Александровский маслосырзавод, попросили посодействовать их просьбе об увеличении отпускных цен на продукцию до 10 процентов в рамках продовольственной инфляции. Они бы ее и так подняли со ссылкой на сезонное увеличение затрат, но тут эмбарго и мониторинги, и понятное дело, не хочется идти на конфликт с правительством края и попадать под прицел антимонопольного ведомства. Поэтому и хотели заручиться согласием.
А между тем вопрос роста цен обсудили в правительстве края. Было отмечено, что за последний месяц они подскочили на свинину, мясо кур и яблоки. Что касается последних, то в этом году будет заложено 320 гектаров садов, а для полноценного импортозамещения нам нужна 1000 гектаров.
Утешительно одно: дефицита продуктов в торговле нет. Сократился импорт, везут из других регионов России. «Санкции должны толкнуть, а с другой стороны в сельском хозяйстве ничего быстро не делается, - заметил председатель аграрного комитета краевой думы Иван Богачев. - Для наращивания производства картофеля нужен год, молока - 2,5 года, яблок - 5-6 лет. Сегодня краевой минсельхоз реализует несколько десятков аграрных инвестпроектов. Недавно правительство добавило еще семь, т.е. перспективы есть.
«Светлое будущее придет, но не завтра и не послезавтра», - с изрядной долей юмора заметил заместитель председателя Думы края Юрий Гонтарь.
Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет