Вы здесь

КАВКАЗ КНЯЗЯ ГАГАРИНА

Пятигорский государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова представил выставку «Кавказ в произведениях художника Г.Г. Гагарина», организованную Дагестанским музеем изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой совместно с пятигорскими коллегами.

Акварели с видами Кавказа, наброски с натуры, литографии с изображением национальных костюмов Дагестана, Азербайджана, Грузии, Кабарды и других кавказских регионов - все это можно увидеть на ярком и красочном вернисаже в городе-курорте. Князь Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1893) - русский художник, исследователь искусства, архитектор, вице-президент Императорской Академии художеств - жил в Италии, служил дипломатом при русском посольстве в Париже, прошел общеобразовательный курс в Сорбонне. Лекции по строительному искусству и живописи продолжили его образование, а знакомство с Пушкиным, путешествие в Турцию расширили его кругозор. Не имея специального художественного образования, некоторое время Гагарин брал уроки у Ораса Верне и Карла Брюллова, с последним позднее поддерживал дружеские отношения. В конце 1830-х годов, приехав в Петербург, он знакомится с
М.Ю. Лермонтовым и другими участниками «кружка шестнадцати», в который входили К. Браницкий, А. Васильчиков, А. Долгоруков, А. Столыпин, С. Трубецкой и другие. Когда Лермонтов был сослан на Кавказ, друзья последовали за ним. Отправился на Кавказ и князь Гагарин, где принимал активное участие в военной и гражданско-административной жизни. С этого времени и почти до 1850-х годов с некоторыми перерывами Григорий Гагарин жил на Кавказе и много работал для нужд кавказских городов, по его проектам построен ряд соборов в «византийском стиле».

Поскольку фотографическое дело было тогда в зачаточном состоянии, имела место практика прикомандирования официальными властями к действующей армии художников в качестве летописцев. Так и Гагарин, поступив на военную службу в армию, пополнил «полк» художников на Кавказе. Григорий Григорьевич внимательно изучал историю, быт, искусство, этнографию кавказских народов. Годы, проведенные здесь князем, были временем расцвета его художественного дарования, что может подтвердить огромное количество прекрасных акварелей, рисунков, картин. Участвовал Гагарин и в военных походах, и в сражениях. Когда в 1840 году в Чечне начались волнения горцев, туда были отправлены войска под командованием генерала-лейтенанта А. Галафеева. Сражение между горцами и царским отрядом при реке Валерик описал в своем знаменитом стихотворении Михаил Лермонтов, а позднее, по воспоминаниям поэта, им совместно с Григорием Гагариным были выполнены две композиции. На первой под названием «Эпизод из сражения при Валерике» рукой князя выведено по-французски: «Рисунок Лермонтова, раскрашенный акварелью мною во время моего выздоровления в Кисловодске». На другой работе «Эпизод из Кавказской войны («Стычка в горах»)» он написал уже на латинском языке: «Лермонтов рисовал, Гагарин раскрашивал».

Интересны наброски Григория Григорьевича, сделанные им в походе на аул Чиркей в мае 1841 года. Просмотрев их, можно проследить маршрут художника вместе с войском. В своих рисунках Гагарин изображает сцены боя, сборы солдат по тревоге, приготовление пищи в походе, перестрелку с неприятелем, перевозку раненых. Для пейзажных зарисовок художник нередко использует цветную бумагу, на которой умело передает характерные черты суровой природы Дагестана. В конце 1841 года, возвратившись в Санкт-Петербург, Гагарин на основе полевого материала пишет несколько картин батального жанра: «Белый ключ. Главная квартира Мингрельского полка», «Переправа горцев через реку», «Сражение при Ахатли» и другие. С 1848 года Григорий Гагарин вновь на Кавказе. Служба в распоряжении главнокомандующего Отдельным кавказским корпусом Князя М. Воронцова в Тифлисе сочетается у него с занятиями живописью, реставрацией уникальных памятников истории и культуры, литографией, актерской и научной деятельностью. Это был период, когда царская армия успешно провела ряд военных операций и не случайно, видимо, Гагарин интересуется личностью предводителя горцев имама Шамиля и берется за создание картины на тему десятилетней давности - «Свидание генерала Клюки фон Клюгенау с Шамилем». Большую помощь в этой работе ему оказали генерал Клюгенау и будущий генерал Евдокимов.

Яркой страницей в жизни князя Григория Гагарина явилось его пребывание в Грузии, где он проделал немалую работу по восстановлению древних памятников. Им были реставрированы фрески на стенах Мцхетского собора, сделана роспись Сионского собора в Тифлисе, по его проекту строится театр. В 1850 году Гагарин принимал участие в походе генерала Нестерова на Чечню и за отличие в нем был произведен в полковники. В конце же следующего года на арене военных действий происходит важное событие - Хаджи Мурад, знаменитый наиб Шамиля, перешел на сторону русских. Он был препровожден в Грозную, а оттуда в Тифлис. В январе 1852 года Гагарин по поручению князя Воронцова выполнил карандашом портрет наиба, который и по сей день считается самым правдивым изображением знаменитого горца, так как Григорий Григорьевич был единственным, кто рисовал его с натуры. В 1857 году в Париже издается роскошный альбом «Живописный Кавказ» с прекрасно исполненными литографиями по рисункам Гагарина, а художник, лично принимавший участие в издании, приступает затем к работе над выпуском другого своего альбома - «Костюмы Кавказа». В альбом, ставший настоящей «академией костюмов», вошло 60 композиций.

С конца 50-х годов князь Гагарин больше занимается административными делами и проводит большую организационную работу в связи с избранием его вице-президентом Академии художеств. Под непосредственным руководством Григория Григорьевича в музее Академии художеств были открыты новый отдел древнерусского и византийского искусства, а также костюмный класс, для которого вице-президент выделил большую часть своей личной коллекции. В 70-х годах Гагарин ушел в отставку. Он много путешествует, посещает страны Малой Азии, Италию, Сицилию, Египет, в результате чего появляется много новых рисунков, акварелей, этюдов. Одновременно избирается действительным и почетным членом Русского археологического общества, печатает статьи о древнерусском искусстве, издает альбомы, на страницах которых живут и поныне архитектурные памятники, костюмы, фрески Кавказа, не сохранившиеся, к сожалению, в реальности.

Дагестанский музей изобразительных искусств привез в Пятигорск часть коллекции оригинальных графических (акварельных) листов, литографских копий с работ, изданных во Франции и раскрашенных самим художником, а также литографий с его работ, изданных альбомом в 1902 году его наследниками. Как сообщили в администрации Пятигорска, выставка продлится до 31 августа.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
12 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.