Вы здесь

ТРОЕЧНИКОВ ПРИНИМАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а мне думается, что настала пора несколько изменить известную поговорку: «Век живи - век учись». И вместо последнего слова, неплохо было бы поставить другое - «дивись». Да, «век живи - век дивись». Ну не перестают меня удивлять наши народные избранники и чиновники. И не только рядовые - порой фигуры, занимающие ключевые посты в стране, такие перлы отмочат, что хоть стой, хоть падай.

В последние дни старого года таковой выдал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Он заявил, что вузам немного-немало не стоит принимать абитуриентов с тройками в аттестате.

«В целом у нас доступность высшего образования не сокращается. Но это не означает, что не должны повышаться требования к качеству подготовки абитуриентов. Троечников мы не рекомендуем принимать», - заявил он.

По мнению министра, они, «как правило, не способны осваивать программу высшего образования».

А еще глава Минобрнауки проанонсировал, что в рамках проводимых мониторингов эффективности вузов может появиться и критерий набора абитуриентов.

Вот такая вот интересная идея - ввести табу на прием троечников в вузы.

Отчасти, конечно, мотивация министра понятна. Но непонятно в таком случае как быть со статьей 43 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на образование». При этом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Что касается высшего образования, то каждый человек в нашей стране вправе получить его бесплатно на конкурсной основе. А теперь что? Все это не важно?

А результаты ЕГЭ? С ними-то как быть? Их теперь учитывать не будут? В конце концов, бывает так, что в аттестате у человека тройка, но количество балов на экзаменах он набрал высокое.

Да и удовлетворительная оценка может быть, к примеру, по математике, а поступать выпускник планирует в гуманитарный вуз, и по профильным дисциплинам у него все более чем хорошо.

А еще давно уже ни для кого не секрет, что порой оценки зависят от личных симпатий к ученику или его родителям.

Да и не гарантируют тройки в школьном аттестате того, что и в вузе человек будет учиться плохо. Подтверждением тому является разгоревшаяся по поводу предложения министра дискуссия в Интернете.

«Я была троечницей в школе. Мне просто было не интересно там учиться. После школы я получила два высших образования, одно с красным дипломом», - пишет одна из ее участниц.

«С тройкой по русскому языку в школе, я закончила технический вуз с красным дипломом», - поддерживает ее другая.

Не согласны с предложением министра и педагоги. «Жесткое ограничение - это словно «клеймо» на том, у кого не сложилось в школе. К тому же - данный подход полностью лишает человека права на шанс в жизни. Возможно, именно в ВУЗе он найдет себя и начнет учиться», - говорят они.

А еще в учительском сообществе отмечают, что многие из тех, кто в школе учился на тройки, закончили ВУЗы и нашли неплохую работу по профилю. И наоборот, есть такие, кто учился на отлично, закончил ВУЗы, но не может устроиться в жизни. В общем, послевузовская жизнь мало зависит от того, как ты учился в школе.

Это подтверждают и данные статистики. 12,2 процента неработающих - те, кто в школе учился в основном на пятерки.

Если говорить о троечниках, то психологи говорят, что среди них - много нестандартно мыслящих, креативных личностей. Таким детям просто неинтересен стандартный набор школьных дисциплин. Зачастую они «раскрываются» после окончания школы или в каком-нибудь внеклассном кружке. Среди топ-менеджеров троечников столько же, сколько и отличников.

В общем, плохие оценки в школе не говорят о том, что ребенок бездарен. И двоечник может зачастую быть лидером в своем кругу, готовым повести за собой других нестандартным путем в обход школьной системе.

Этими же чертами обладает и любой успешный предприниматель - он не боится рисковать, идти наперекор нормам и правилам, поэтому может создать что-то новое и неординарное.

Помните анекдот: «Встречу выпускников решили отпраздновать на яхте двоечника Сергея». Так вот в каждой шутке есть доля истины. И в наши дни можно привести немало примеров успешности тех, кто не совсем хорошо учился.

Так, согласно биографам и собственным воспоминаниям, Оноре де Бальзак на уроках с отсутствующим видом сидел и смотрел в окно, мыча что-то невразумительное, если его спрашивали. За это его регулярно отправляли в «альков», попросту - в холодный чулан под лестницей, где воспитанникам надлежало отбывать наказание. В карцере молодой человек преспокойно доставал из-за пазухи книжку и усаживался читать. Вскоре он даже полюбил «альков» за возможность посидеть в тишине и спокойствии. Незаметно пролетело семь лет, в течение которых Бальзак перебивался с двоек на тройки, получал грозные письма отца и читал запоем. В какой-то момент отец махнул на сына рукой и предоставил ему самостоятельно устраивать свою судьбу.

Томас Эдисон к концу первого месяца учебы стал круглым двоечником. А через три месяца, как раз под Рождество, мальчик пришел из школы в слезах: «Мистер Ингл назвал меня дебилом, - сказал он матери, - и вызывает родителей в школу». Миссис Эдисон отправилась в школу. Учитель с порога объявил, что ее сын «совершенно неспособен к обучению». «Лучшее, что вы можете сделать, - это забрать его домой», - резюмировал он. Мать так и поступила. Все свои знания основатель General Electric получил дома. Мать научила его читать, и вскоре образование пошло вперед семимильными шагами. В конечном итоге Эдисон стал миллионером и одним из самых плодовитых изобретателей в американской истории.

Уинстон Черчилль, старший сын аристократических родителей, испытывал неприязнь к процессу образования с самого юного возраста. В девять лет он был определен в частную школу св. Георга в Аскоте. Двоечников в Аскоте били регулярно и от души, а Уинстон стабильно находился в хвосте класса. Не то чтобы он был безнадежно туп: учителя регулярно находили его в каком-нибудь укромном уголке с книжкой не по возрасту. Однако учить уроки, работать на занятиях и вообще хоть как-то стараться Черчилль категорически отказывался. Спустя два года с начала занятий, лорд Уинстон продемонстрировал практически нулевой прогресс на экзаменах, и родители забрали его домой. Впрочем, ненадолго. В тринадцать лет страдальца снова отдали в частную среднюю школу Хэрроу. К этому времени он уже кое-как научился имитировать процесс сдачи экзаменов, так что двойки сменились тройками. Однако Черчилля по-прежнему считали одним из самых слабых учеников: его даже отстранили от изучения латыни и древнегреческого, назначив вместо этого дополнительные занятия по родному языку. Учитывая, что двоечник Уинстон впоследствии получил Нобелевку по литературе, они, кажется, пошли на пользу.

Генри Форд учился в сельской приходской школе. Неудивительно, что знания, полученные в таких условиях, были весьма посредственны. Учебе в вузе юный Форд предпочел работу в механической мастерской. Родоначальник американской автомобильной индустрии всю жизнь писал с ошибками.

Один из крупнейших производителей автомобилей в Японии Соичиро Хонда окончил всего восемь классов. Он не разбирался в вопросах бизнеса и торговли, не знал, что такое маркетинг и финансовая стратегия, а также был далек от тонкостей инженерного дела. Однако его подход к созданию мотоциклов и автомобилей стал революционным.

Чайный Магнат Томас Липтон школу посещал только в особенных случаях. С пяти лет он работал в бакалейной лавке отца. Но судьба мелкого торговца его не прельщала, в пятнадцать лет он покинул Шотландию и отправился в Штаты, где, по его словам, научился делать бизнес. Сегодня Lipton - самая известная чайная марка во всем мире.

Основатель компании Motorola Пол Галвин тоже не любил учиться. Пока его одноклассники сидели на скучных уроках, он на вокзале торговал попкорном, мороженым и бутербродами. Стремление зарабатывать не позволяло ему сидеть сложа руки. Множество его начинаний потерпело крах. Но неудачи только закалили бизнесмена, он любил повторять: «Я падал много раз и знаю, как подняться».

Это зарубежные знаменитости. Но в списке немало и российских.

Не всегда блистал в учебе Антон Чехов. В третьем классе он получил неудовлетворительные оценки по географии и арифметике, а в пятом - по греческому языку. По русской словесности будущий писатель тоже никогда не получал больше четверки.

Поэта Осипа Мандельштама называли «ходячей энциклопедией». Разбуди его ночью и спроси что-нибудь про античность, получишь исчерпывающий ответ. Но то ли по рассеянности, то ли от стойкого неприятия любого вида давления, словом, как бы то ни было, гений проваливал один экзамен за другим.

В школьном журнале певицы Аллы Пугачевой (московская школа № 496) выведены отметки по окончании семилетки: среди них шесть пятерок, в том числе по пению. По русскому языку, истории, алгебре, геометрии, естествознанию и физике - четверки. А по географии, черчению, иностранному языку, химии и физической культуре - тройки.

У ученика московской школы № 554 Андрея Тарковского стабильными были пятерки только по поведению. Учителя оценили знания Тарковского по русскому языку и литературе на твердую четверку. А вот по истории будущий автор «Андрея Рублева» имел тройку. Не увлекали гения кинематографии и точные науки.

В общем, важны не оценки, а те знания и компетенции, которые ученик получает в итоге. И это то, над чем надо работать, в том числе и вузам. А делить учеников на «троечников» и прочих - как минимум, неправильно. Шанс получить высшее образование должен быть у всех.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.