Вы здесь

НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ОБНОВЛЕННОЕ СТАРОЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Заметки после краевого совещания «Молочное животноводство - приоритетное направление развития»

Состояние молочной отрасли на Ставрополье не критикует сегодня только ленивый. Если производство всей остальной продукции на селе, особенно растениеводческой, стабильно и ко всеобщему удовлетворению растет, то производство молока последние три года топчется на месте, а в прошлом году вообще упало на 1 процент. Ситуация, по мнению губернатора края В. Владимирова, которое он высказал на последнем агрофоруме, просто критическая. Если так пойдет и дальше, то перерабатывающие предприятия останутся без сырья, а население края реально начнет испытывать дефицит во всем нужном повседневном продукте.

Именно поэтому в минувшую пятницу правительство края провело выездное совещание под нацеливающим названием «Молочное животноводство - приоритетное направление развития». Местом встречи всех ответственных за состояние отрасли в крае стал «Колхоз-племзавод «Россия» в станице Григорополисской Новоалександровского района.

Доработались

В своих выступлениях первый заместитель председателя правительства края Н. Великдань и министр сельского хозяйства края В. Ситников нарисовали довольно неутешительную картину. Производством молока в нашем огромном крае занимаются всего 44 сельхозпредприятия. Причем всего пять хозяйств, и среди них «Россия», дают более половины всего производства. Оно сосредоточено фактически в пяти районах края. В 11 сельских районах, то есть почти в половине, вообще ни одно хозяйство не имеет молочного стада. Хотя еще четверть века назад все без исключения колхозы и совхозы края имели свои молочные фермы.

Проще говоря, молочные стада чуть ли не повсеместно вырезали. Под всякими благовидными предлогами. То болезнь напала, то кормить особенно нечем, то нерентабельно. Но главная причина, конечно, была в том, что отрасль затратная, хлопотная, а результаты не всегда весомые. И как только жесткий партийный контроль исчез, она приказала долго жить. При полном равнодушии власти. Фактически большая часть сельхозпредприятий края в последнее десятилетие превратилась в однобокие зернопроизводящие производственные единицы. Со всеми вытекающими последствиями для сел, в которых располагаются. Молочное животноводство - это рабочие места: нет его - нет и занятости. Молочное животноводство - это переработка: исчезло оно - исчезли и перерабатывающие заводы. Молочное животноводство - это источник поголовья для личных подсобных хозяйств: нет его - неоткуда брать и телят для подворий.

Одно дело, когда про критическое положение в молочной отрасли края пишут журналисты, совсем другое, когда в этом признается и приводит конкретные цифры первый заместитель председателя правительства края. И говорит о том, что надо пересмотреть позиции и правительству, и муниципалитетам, и хозяйствам.

Это называется, доработались

Но с другой стороны, лучше горькая правда, чем ложь приукрашивания. Хорошо, что именно от правительства края пошла инициатива возрождения молочной отрасли. Есть надежда, что за словами последуют дела.

- Было время, когда руководители ради спасения своих сельхозпредприятий вынуждены были отказываться от трудоемкой и не очень в то время рентабельной молочной отрасли, а руководство края мирилось с этим. Сегодня, когда экономика хозяйств выправилась, когда закупочные цены на все виды сельхозпродукции сравнительно высокие, пришло время повсеместно возродить молочные фермы, сделать хозяйства полноценными, какими они и должны быть в нашем крае. Возрождением молочной отрасли надо заниматься всем миром. Оно должно стать главной заботой и правительства, и руководителей, и трудовых коллективов, - поставил задачу Н. Великдань.

Какие главные направления возрождения отрасли обсуждались, и как они просматриваются?

Пример «России» должен быть заразительным

Свою работу участники совещания начали с посещения молочнотоварных ферм «России». И затем в своих выступлениях восхищенно отзывались о них. Фермы огорожены, площадки перед ними с твердым покрытием, с цветниками. Коровники чистые, светлые, с подогревом воздуха зимой и охлаждением летом. И доильное оборудование, и емкости для хранения молока самые современные. Коровы холеные, каждую хоть сейчас на выставку. Кормление однотипное круглый год, каждое животное имеет свой электронный паспорт, где вся родословная. Каждый месяц проводится биохимический анализ крови, что позволяет избежать распространение заболеваний.

В ходе своего выступления председатель «России» С. Пьянов поделился результатами:

- Ежедневная выручка от продажи молока у нас сейчас свыше полумиллиона рублей. За три последних года производство молока в хозяйстве выросло с 5648 тонн до 6874 тонн. Годовой надой на одну корову - 8592 килограмма. Таким образом, мы превысили максимальный показатель социалистического периода развития - 6400 тонн молока в год. Но тогда дойное стадо превышало 2300 голов, сейчас же у нас всего 800 коров. Надаиваем ежедневно больше 21 тонны молока - свыше 26 килограммов на одну голову. Фактически это один из лучших в крае показателей. Генетический потенциал животных используется на 80 процентов, это довольно высокий показатель и для всей страны. Отрасль прибыльная, уровень рентабельности 17 процентов. На молочных фермах заняты свыше 60 человек со средней зарплатой более тридцати тысяч рублей в месяц.

Развитие коллективом «России» своего молочного производства - это хороший пример того, как можно за счет своих сил и средств, не прибегая к крупным заимствованиям возродить отрасль в каждом хозяйстве. Сергей Викторович не упомянул о том, как почти десять лет назад, когда все в округе как раз резали коров и разоряли молочные фермы, правление колхоза «Россия» по его инициативе на свой страх и риск решило всерьез заняться производством молока. Мол, как же так? Целые поколения в несоизмеримо трудных условиях, в лишениях и невзгодах создавали отрасль, а мы - бросим? Решили возрождать в расчете больше на лучшие времена, чем на существующие тогда закупочные цены. Верили, что лучшие эти времена все равно наступят, ведь молоко нужно людям всегда. Не вспомнил председатель и то, как не раз в момент очередного падения закупочных цен здесь сомневались: не ошиблись ли? Время показало, что не ошиблись, а их пример сегодня привлекает других.

Начали в «России» с того, что реконструировали старые коровники на обеих молочнотоварных фермах. Перекрыли кровли, вставили окна, перестелили полы, заменили системы кормления, поения и навозоудаления. Закупили новые доильные установки, охлаждающее оборудование. Отказались от кормления летом так называемой «зеленкой», перешли на круглогодичное однотипное кормление. Для этого потребовалось реконструировать кормоцех, изменить весь подход к заготовке кормов.

Дорого все это? На первый взгляд - да. Почти 200 миллионов рублей пришлось вложить в возрождение отрасли. Но если учесть, что вложения растянулись почти на десять лет, то не так и много, меньше, чем по 20 миллионов в год. Причем в последние три года в реконструкцию молочной отрасли вкладывается и того меньше - по 15 миллионов рублей. При том, что в целом по хозяйству за три года - почти 300 миллионов. То есть, молочная отрасль забирает всего пять процентов от общего объема инвестиций.

Зато и отдача сегодня реальная, выручка от продажи молока за 2016 год, например, превысила 152 миллиона рублей. Это 12 процентов от всей реализации продукции СПК, что немало для многоотраслевого хозяйства, каким является «Россия». Хозяйственники знают: молоко - это постоянное поступление живых денег, что крайне важно для ритмичной и беспроблемной работы всего предприятия. Чистой прибыли, на первый взгляд, за минувший год «Россия» от продажи молока получила немного, всего 32 миллиона рублей. Но ее размер уже вдвое больше годовых инвестиций в отрасль. Чем не положительная, оптимистическая, призывающая брать пример, динамика?

Эти результаты особенно впечатляют в сравнении с так называемыми мега-фермами, которых в последнее время построено в крае три, и которые одно время подавались у нас как главное направление развития молочной отрасли. С ними носились, их хозяевам помогали сотнями миллионов рублей бюджетных средств, на них возили гостей-начальников, вплоть до председателя правительства страны. Что получили? Капиталовложения в каждую такую мега-ферму превышают два миллиарда рублей, а в день надаивается сегодня на каждой из них меньше 40 тонн молока. Затраты явно несоизмеримые с отдачей. Сейчас охотников строить мега-фермы уже нет. И не случайно, что о мега-фермах никто из присутствующих в ходе обсуждения проблемы на совещании даже и не вспомнил.

Привлекательность такого, как в «России», подхода к развитию молочной отрасли на основе реконструкции уже имеющейся материальной базы отметил руководитель СПК «Кубань» Кочубеевского района С. Нестеренко:

- У нас поголовье меньше, 530 голов, и доим меньше - по 20 килограммов на одну корову. Но работаем прибыльно. Мы понимаем: чтобы двигаться дальше, нужна реконструкция коровников, другие капитальные вложения - в кормоприготовление, в племенную работу. Нужно обновление отрасли. И «Россия» показывает, как это сделать.

Какие механизмы включать

В свое время автору этих строк приходилось присутствовать на многих краевых совещаниях, где главным побудительным механизмом для развития выступало слово «надо», а методом - начальственный пинок. Разумеется, в современных условиях такой волевой подход к развитию молочной отрасли не пройдет. Не случайно с первых же минут совещания всплыла тема мотивационных механизмов. По большому счету, это основной вопрос. Будет механизм стимулирования - дело пойдет. Не включат его - ничего не сдвинется.

Прибывшие из столицы нашей Родины на совещание в Григорополисской представитель департамента развития животноводства Минсельхоза страны Х. Амерханов и депутат Государственной думы РФ, в прошлом руководитель одного их сельхозпредприятий края А. Лавриненко, в один голос рассказали, что именно молочная отрасль становится с нынешнего года главной в федеральной политике господдержки сельскохозяйственной отрасли. Птицеводство и свиноводство, вчера еще щедро дотируемые, теперь уже достаточно развиты, мы полностью удовлетворили потребности страны в их продукции, а мясо птицы даже экспортируем. Сегодня очередь молочной отрасли. Господдержкой будет пользоваться строительство, реконструкция коровников, закупка оборудования в них, закупка племенного поголовья и непосредственно продажа молока. Делаться это будет через уже известные механизмы прямого субсидирования закупок и банковских процентных ставок. Выделены довольно значительные средства на возрождение молочной отрасли и в краевом бюджете. В частности, на закупку племенного поголовья и дотации по молоку они выросли вдвое.

Планируется ввести и новый механизм поддержки отрасли - государственные интервенции на закупку молока. Определено предприятие, которое будет перерабатывать сезонные излишки, и это позволит избежать колебаний цен.

В стране складывается практика, когда в регионах с помощью государства строятся откормочные предприятия, куда специализирующиеся на молоке сельхозпредприятия сдают на откорм не нужных им бычков. Это позволяет избежать затрат на их откорм и повысить рентабельность отрасли. Такой откормочник можно построить и в нашем крае.

На первый взгляд, все это хорошо, и показывает, что государство, наконец, поворачивается лицом к отрасли. Но с другой стороны, совершенны ли сами механизмы господдержки?

С. Пьянов, например, отметил, что существующие механизмы, когда приоритет отдается стимулированию развития производственной базы, ставят в заведомо невыгодные условия тех, кто уже провел модернизацию. Его поддержал и С. Нестеренко. Для таких хозяйств единственным механизмом господдержки остается дотация на закупочные цены. А они в настоящее время всего 1 рубль 14 копеек на килограмм молока. И год от года снижаются, ведь еще в 2012 году были в размере 2 рубля 30 копеек. За год хозяйство получает в порядке дотаций на молоко всего несколько миллионов рублей. Стимулирование капиталовложений - это затратный метод, ничего, кроме раздувания стоимости реконструкции, он не дает. Надо более активно стимулировать именно продажу молока - конечного продукта производства в сельхозпредприятии. И тут изменения должны произойти как можно быстрее.

Что мешает

Аплодисменты и смех зала вызвали слова С. Пьянова о том, что чем меньше остается производящих молоко хозяйств, тем больше проверяющих на эти хозяйства. В течение трех лет на молочных фермах «России» были 3 плановых и 14 внеплановых проверок. Члены таких комиссий прямо говорят: мы не можем уехать, никого не наказав! И наказывают порой за пустяки штрафами на несколько тысяч рублей тех руководителей подразделений и зоотехников, которых, по-хорошему, награждать за их самоотверженный труд надо. Другие выступающие также говорили о том, что контрольные службы, особенно ветеринарные, должны изменить практику. Мы ждем, чтобы они стали помощниками, а не сторожами. Иначе дела не будет.

Отдельная тема, отмечалось на совещании, это отношения с переработчиками. Таких предприятий все меньше, поэтому они объективно становятся монополистами со всеми вытекающими последствиями. И закупочные цены диктуют, и качество молока порой сами определяют, отметая данные лабораторий хозяйств. Понятно, что в свою пользу. К сожалению, краевые власти никак не участвуют в урегулировании отношений переработчиков с хозяйствами. У них даже никаких механизмов в этом плане нет. Но раз уж мы собрались возрождать отрасль, то надо менять подходы и здесь.

Планов громадье

Из доклада В. Ситникова стало понятно, что рубеж, который ставит правительство края перед селянами, это производство 806 тысяч тонн молока уже к 2020 году.

Задача, прямо скажем, фантастическая. Давайте посчитаем. В 2016 году произведено 680 тысяч тонн. Сельхозпредприятия, представители которых собрались в Григорополисской, продали 157 тысяч тонн. Остальные свыше 500 тысяч тонн вроде как произвели личные подсобные хозяйства и фермеры. Которые вроде как сами же это молоко и съели, поскольку сдача такого количества продукции на перерабатывающих предприятиях, как и молочные стада вокруг сел, не замечены.

Конечно, оптимизм вызывает перспектива возрождения отрасли в каждом хозяйстве. А также новые горизонты господдержки, технического перевооружения, совершенствования племенной работы, ветеринарного обслуживания, развития кормовой базы.

И все же... Поставленная задача увеличения производства на 126 тысяч тонн, если мы не хотим и дальше удивлять мир фантастическими приписками, ложится именно на плечи коллективов сельхозпредприятий. Им предстоит, как несложно подсчитать, чуть ли не удвоить производство молока. Всего за коротких четыре года. И это при том, что предыдущие три года оно топталось на месте и даже падало в отдельные годы. И при том, что от рождения теленка до первой лактации проходит два года.

Чудес, конечно, не бывает. Но в данном случае чудо все же может произойти. Потому что речь о возрождении того, что в той или иной мере сохранилось чуть ли не в каждом хозяйстве. Есть коровники, есть земля сельхозназначения для создания кормовой базы, сохранились кадры животноводов. Надо только привести в порядок, наполнить жизнью, запустить молочный конвейер. А для этого мотивировать людей, от руководителей до рабочих, провести немалую организаторскую работу на всех уровнях власти и управления.

Даже интересно, получится ли?

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
13 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.