Вы здесь

«ЗВЕЗДНОЕ КОЛЕСО» СТАВРОПОЛЬЯ

Сегодня в стране отмечается День велосипедиста. Как утверждает российская история, именно в апреле 1801 года крепостной из уральского села Верхотурье Ефим Артамонов изобрел конструкцию, которая считается прообразом современного велосипеда. Его изобретение представляло собой цельнометаллическую конструкцию с двумя колесами. Переднее колесо размером в человеческий рост было гораздо больше заднего. У велосипеда были деревянное седло и руль. Изобретатель сам протестировал свое творение, совершив пробег из села Верхотурье в Москву. В сие путешествие (около 2000 верст! - это первый велопробег) крепостного Артамонова послал его хозяин - владелец завода, который возжелал удивить царя Александра I «диковинным самокатом». За изобретение велосипеда Артамонову со всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости. И хотя в наше время историки полагают, что это всего лишь красивая легенда, а конструкция велосипеда сильно изменилась, сегодня это средство передвижения прочно завоевало всенародную любовь и популярность во всем мире. И, конечно же, наш край не стал исключением.

Прогулки по прошлому

Велосипедный спорт был развит на Ставрополье всегда. Еще в 1962 году вышла замечательная, но сейчас уже позабытая книга писателя-спортсмена Вадима Чернова о ставропольских велосипедистах «Сто пятая жизнь Акбара».

Основная мысль этой по большому счету спортивной книги не столько воспитание в читателе сильной воли, жажды победы... Нет, в ней целая философия коллективизма, оказание помощи ближнему на примере жизни спортивной команды велогонщиков. Главный ее герой - простой парень, токарь по профессии и в то же время участник команды велогонщиков. Он-то и называется Акбаром. Этот молодой гонщик, воспитав в себе умение беспощадно судить собственные пороки, все, что не только могло помешать ему прийти первым к финишу, но и помешать лидировать его команде, получил самый заветный приз крупного соревнования «Звездное колесо». Впервые он был подарен тренеру Акбара самим Циолковским. Потому как конструктор сам был большим любителем велосипедного спорта, постоянно катался на своем еще дореволюционном «байке». А еще потому, что стремление человека к звездам может выражаться не только в стезе космических полетов, но и в самосовершенствовании своего тела, умения жертвовать собой ради общего блага, умения побеждать свои пороки...

...Прошло почти 50 лет. В 2008 году отставной военнослужащий Сергей Александров прогуливался по Ставрополю. Его взгляд привлек шедший на встречу старик с поникшей головой. По виду было заметно, что в его жизни произошло какое-то горе. И когда уже опечаленный прохожий прошел мимо, Сергея Викторовича вдруг словно ударило током. В старике он вдруг узнал своего тренера по велосипедному спорту, которым он занимался в юности, Владимира Константинова.

Разговорились. Оказалось, что пожилой тренер с недавнего времени уже не тренирует ребят. Последнюю из уцелевших городских секций велоспорта закрыли. Администрация спортивного комплекса, где он работал, дала понять, что цель всех занятий со школьниками - это получение прибыли. А ее у тренера нет. Все разумные доводы не возымели своего действия, пришлось уволиться. Вместе с безработицей пришла и депрессия, ощущение ненужности - погибло дело всей его жизни. Где-то через год

В. Константинов умер, так и не смог понять, почему прибыль сегодня дороже здоровья и социального благополучия детей. Спросите, к чему мы это вспомнили? А к тому, что легендарный победитель велотурниров из книги Акбар, это и есть Владимир Константинов. Именно он сам и его победы описаны в этой книге. Только имя писатель дал другое своему герою.

Возрождение велоспорта

Долгими днями уже после смерти тренера размышлял Сергей Александров о своем когда-то любимом виде спорта. О том, что именно В. Константинову он обязан своим до сих пор крепким здоровьем. Да и тем, что с легкостью поступил в молодости в военное училище.

И решил в память о покойном тренере учредить городскую федерацию велосипедного спорта. На деле это оказалось очень сложным делом. Нужно было решить организационные вопросы, согласовать свои действия с министерством спорта края. Однако сыграл свою роль тот железный стержень, который вложил В. Константинов в своего ученика много лет назад. Так, в 2011 году в Ставрополе образовалась новая спортивная организация.

Постепенно появились новые члены, пусть и не большие спонсорские вливания. И закрутилась для Сергея Александрова новая жизнь. Решая внутренние дела федерации, например, какую выбрать трассу для очередных соревнований, ее президент с другими учредителями не забыли и старого тренера. Более того, они даже учредили специальный турнир, который так и назвали - «Звездное колесо». Он стал весьма престижным в среде любителей велосипедного спорта. Ради его получения на трассах разворачивается настоящая борьба. А наградой служит, как вы, наверное, уже догадались, высеченная из черного гранита пирамидка, усыпанная серебряными звездами, с катящимся по нему серебряным велосипедным колесом. Да книга В. Чернова «Сто пять жизней Акбара».

Сегодня федерация велосипедного спорта Ставрополя проводит ежегодно по пять домашних турниров. Причем, трассы выбираются разной сложности. Например, по хребтам Мамайского леса, по оврагам Таманского или же среди полей, в районе села Татарка. Да и зимой велосипедисты федерации не сидят без дела. Ежегодно 3 января они соревнуются в Парке Победы по дуатлону. Это когда спортсмен, проехав два километра на велосипеде, еще два пробегает, а последний километр вновь проезжает на велосипеде.

Городская федерация совместно с министерством спорта постоянно проводит обучающие семинары для судей в своем виде спорта. Эти мероприятия заканчиваются тестированием, а затем присвоением какой-либо судейской категории участникам. Это необходимо, так как различного уровня велосоревнования постоянно проводятся во всех районах края. Но судить их зачастую просто некому. Институт судейства в велоспорте не пережил суровое испытание девяностыми годами прошлого века. А здесь должно быть все правильно организовано даже на местном уровне. Все его моменты должны быть согласованы и с чиновниками, и с представителями ГИБДД. Предстоящие соревнования должны быть внесены в план городских или краевых мероприятий. По их окончанию составляется протокол. Его имеют право подписывать только квалифицированные судьи, имеющие специальную категорию. Конечно же, имеются и свои требования по награждениям участников. В этом посильную помощь федерации оказывает городской комитет спорта администрации города.

Кроме того, ставропольские спорт-смены, объединенные в городскую федерацию велосипедного спорта, постоянно принимают участие и в соревнованиях, проходящих в других регионах. Прославляют наш край как в любительских, так и в профессиональных соревнованиях.

Но, конечно, есть и сложности. А их, как обычно водится, почему-то всегда больше, чем удачных достижений. Не первый год федерация велосипедного спорта пытается выбить у администрации краевого центра хоть какое-нибудь помещение. Но пока что все усилия напрасны. Поэтому федерация не может набрать команду ребят и тренировать их. Вот в этом и есть главная проблема сегодня. Ведь в серьезных соревнованиях могут участвовать лишь спортсмены, имеющие как минимум первый спортивный разряд. Но вот получить его можно лишь до 17 лет. А далее - только повышать квалификацию. То есть Ставрополье сегодня не готовит замену нынешним российским спортсменам-велосипедистам. А это, между прочим, олимпийский вид спорта. И когда уйдут действующие наши местные велозвезды, нам просто некем будет их заменить. Конечно же, останутся и всегда будут тысячи простых граждан, для которых велосипед - часть их самих. Но вот защищать честь Ставрополя на серьезных соревнованиях скоро станет просто некому. Как некому уже сейчас выступать на олимпийских играх в этом виде спорта от Ставропольского края. Все горожане радостно наблюдают городские велостарты, многие стараются принимать в них участие, но мало кто знает, что на этом вся наша любовь к велоспорту и заканчивается.

Самая заветная на сегодняшний день мечта Сергея Александрова - воссоздать в Ставрополе серьезную велосипедную школу. И обязательно чтобы в нее входила и детская секция юных спортсменов, где мальчики и девочки могли бы тренироваться и готовиться к завоеванию международных велотрасс.

Хотелось бы закончить повествование цитатой из той самой книги «Сто пять жизней Акбара».

«Каждая гонка похожа на жизнь. Спортсмен живет много раз. Пройти от старта до финиша ― это значит прожить одну жизнь. И от тебя зависит то, как ты проживешь ее. Хорошо или плохо».

Андрей СОБОЛЕВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
8 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.